Резолютивная часть оглашена
03.06.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Утилитсервис" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Оказание услуг по обращению с медицинскими отходами классов опасности "Б" и "Г" для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина" (извещение N 0142200001322011544, начальная (максимальная) цена контракта - 4320000.00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Утилитсервис" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы:
1) Заявитель считает, что требования Заказчика, отраженные в аукционной документации о конкретном виде обезвреживания отходов (аппаратный способ обезвреживания) ограничивает права исполнителя, как собственника имущества, которым являются принятые отходы.
2) Заявитель считает, что требование заказчика, отраженное в пункте 5.6 технического задания аукционной документации об исполнении услуг исполнителем лично, собственными силами без привлечения соисполнителей включено неправомерно.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Медицинскими отходами в силу пункта 1 статьи 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ признаются все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
Согласно нормам Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ, и критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 N 681 "Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания", медицинские отходы классифицируются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания - по классам опасности (А, Б, В, Г, Д). К каждому из них относятся определенные материалы.
В силу пункта 3 статьи 49 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, определенном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Медицинские отходы не нуждаются в паспортизации, а порядок их утилизации, транспортировки, переработки регламентируется Министерством Здравоохранения и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно нормам СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 предусмотрено несколько видов обезвреживания медицинских отходов, таких как физическая деструкция, термическая деструкция и химическая деструкция и пр.
В соответствии с положениями действующего законодательства в сфере обращения с отходами, право собственности на отходы, как на имущество после приемки-передачи отходов от Заказчика к Исполнителю, переходит к Исполнителю. Исполнитель, после приемки отходов, как их собственник, согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ вправе распоряжаться ими по своему усмотрению
Согласно пункту 6.1 технического задания аукционной документации обезвреживание медицинских отходов должно проводиться аппаратным способом.
Заказчик пояснил, что выбор конкретного метода обезвреживания отходов обусловлен составом отходов, образующихся в учреждении, а также его эффективностью. Аппаратный тип обезвреживания совмещает в себе деструкцию и обеззараживание медицинских отходов, то есть обеспечивает одновременно уничтожение всех известных видов микроорганизмов и исключает при этом возможность повторного использования этих отходов. Переход права собственности на медицинские отходы от Заказчика к Исполнителю техническим заданием не предусмотрен. Согласно пункту 5.5 технического задания аукционной документации собственностью Исполнителя является продукт переработки медицинских отходов (отход, образовавшийся в результате деятельности Исполнителя).
На основании вышеизложенного, данный довод признается необоснованным.
Довод Заявителя о необоснованном требовании об оказании услуг лично исполнителем признается необоснованным, так как пунктом 5.6 технического задания аукционной документации предусмотрено требование о том, что исполнитель должен оказывать услуги собственными силами без привлечения других лиц.
Так же, статьей 780 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что исполнитель обязан оказать услуги лично, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных указанным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При рассмотрении жалобы в Самарском УФАС России Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
На участие в закупке поступило и допущено к участию 3 заявки, что в свою очередь свидетельствует о возможности как минимум трех хозяйствующих субъектов выполнить работы, предусмотренные аукционной документацией.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе по данному доводу Заявителя.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Утилитсервис" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 8 июня 2022 г. N 218-14860-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2022