Резолютивная часть оглашена
07.06.2022 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГУ МВД России по Самарской области (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ВИКСТРОЙ" (далее - Исполнитель, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного о итогам электронного аукциона по объекту закупки: Выполнение работ по капитальному ремонту административного здания ОП N 5 Управления МВД России по г. Самаре, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Никитинская, д. 73 А (извещение N 0342100015220000082, начальная (максимальная) цена контракта - 80 386 240,00 руб.) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ГУ МВД России по Самарской области о включении сведений об ООО "ВИКСТРОЙ" (далее - Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
21.12.2020 между Заказчиком и ООО "ВИКСТРОЙ" на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 12.01.2021 N0342100015220000082-2 заключен контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту административного здания ОП N5 Управления МВД России по г. Самаре, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Никитинская, 73 А (далее - работы, Объект) своими силами или с привлечением к исполнению своих обязательств по Контракту третьих лиц (по согласованию с Заказчиком) и сдать результат выполненных работ, а Заказчик принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями Контракта.
Согласно пункту 3.1 Контракта срок выполнения работ с 01.05.2021 по 20.12.2021 включительно.
В соответствии с пунктом 3.2. Контракта сроки выполнения работ по Контракту определяются Сторонами в Графике производства работ, который составляется Подрядчиком (Приложение N 4 к Контракту), и в течение 14 рабочих дней после заключения Контракта передается на согласование Заказчику. Утвержденный График производства работ будет являться приложением N 5 к Контракту. По согласованию с Заказчиком График производства работ в течение срока исполнения Контракта может быть изменен.
Дополнительным соглашением N8 от 24.12.2021 срок выполнения работ по контракту определен сторонами до 28.02.2022 г. включительно. При этом пунктом 2 дополнительного соглашения установлено, что сроки выполнения работ определяются в Графике производства работ, который составляется Подрядчиком и в течение 14 рабочих дней и передается на согласование Заказчику. График производства работ Подрядчиком не был составлен и предоставлен Заказчику. Обязательства принятые на себя Подрядчиком в дополнительном соглашении N8 от 24.12.2021 в полном объеме не исполнены. Работы принимались Заказчиком по факту их фактического выполнения.
Пунктом 2.5 дополнительного соглашения N3 от 20.07.2021 предусмотрена оплата за выполненные работы по факту выполнения работ, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 30 календарных дней с момента подписания уполномоченными представителями сторон акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), на основании счет-фактуры (при наличии) и счета.
Порядок выполнения, сдачи-приемки выполненных работ определен разделом 7 Контракта, в соответствии и с которым Подрядчик предоставляет заказчику комплект надлежаще оформленной отчетной документации (в том числе Сертификаты соответствия на примененные материалы), счета, счета-фактуры (при наличии), Акты о приемке выполненных работ (форма КС-2), исполнительную документацию в соответствии с требованиями к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции. капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемый к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-01-02-2006), утвержденными приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N1128, подписанные Подрядчиком в 2 экземплярах (п 7.3 Контракта).
В период с января по февраль 2022 года Заказчиком приняты и оплачены работы на сумму 13 618 821,13 рублей (КС-3 от 11.01.2022, КС-3 от 25.01.2022. КС-3 от 28.02.2022). Подрядчиком предоставлены акты выполненных раба от 07.04.2022 на сумму 1 305 166 рублей и от 22.04.2022 на сумму 3 336 849 рублей. Однако, Подрядчиком не предоставлен полный пакет документации, предусмотренный п. 7.3 Контракта, а также были выявлены недостатки и замечания по выполненным работам по вышеуказанным актам, так и ранее выполненным работам, о чем составлен рекламационный акт от 26.04.2022 и направлен Подрядчику. Указанным актом предусматривался срок устранения выявленных недостатков - 20.05.2022 г.
Вместе с тем, в указанный срок выявленные недостатки устранены Подрядчиком не были.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенные обстоятельства, 17.05.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
17.05.2022 решение Заказчика было размещено в ЕИС, а также вручено лично генеральному директору ООО "ВИКСТРОЙ" Куприянову Г.В., о чем свидетельствует соответствующая отметка в решении.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 28.05.2022.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пояснениям Общества, работы не были продолжены вследствие прекращения оплаты со стороны Заказчика.
Таким образом, Общество полагает, что услуги оказывались в установленном контрактом порядке.
Однако, в соответствии с пунктом 7.4 Контракта Подрядчик обязан устранить выявленные недостатки за свой счет в срок, указанный в Контракте. Кроме того, часть работ, указанных в рекламационном акте, в которых были выявлены недостатки.
Всего по объекту выполнено работ на общую сумму:
в 2021 году - 49 398 395,2 рублей.
в 2022 году - 13 618 821,13 рублей.
Отставание составляет на общую сумму 9 496 590.17 рублей.
Однако, вышеприведенные пояснения Общества не опровергают факт недобросовестного поведения Исполнителя при исполнении Контракта, а также не свидетельствуют о наличии обстоятельств, не позволяющих исполнить взятые на Общество обязательства по контракту.
Комиссия Самарского УФАС России установила, что на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также его вступления в законную силу, обязательства, предусмотренные контрактом Исполнителем не выполнены.
На заседании Комиссии Заказчик настаивал на включении ООО "ВИКСТРОЙ" в Реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "ВИКСТРОЙ" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Исполнителя.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "ВИКСТРОЙ" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Исполнителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "ВИКСТРОЙ" (ИНН 6321369432, КПП 632401001, ОГРН 1146320022716, юридический адрес: 445021, Самарская область, г.Тольятти, ул.Баныкина, д.16Б, кв.58; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе: Куприянов Геннадий Васильевич (ИНН 632102065486)) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "ВИКСТРОЙ", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение к решению Самарского УФАС России NРНП-63-198 от 27.04.2022
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочки в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочки в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочки в днях по II разделу |
|||
28.05.2022 |
01.06.2022 |
31.05.2022 |
0 |
31.05.2022 |
08.06.2022 |
07.06.2022 |
0 |
13.06.2022 |
10.06.2022 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 9 июня 2022 г. N РНП-63-239
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2022