Резолютивная часть оглашена:
06.06.2022 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе: заместителя председателя Комиссии - заместителя руководителя Самарского УФАС России А.Р. Баженова, заместителя начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России Е.А. Смирновой, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Самарского УФАС России А.Н. Столбовой,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России) (далее - Заказчик) о включении информации об ООО "МВ-ЦИТРИН" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: Поставка дезинфицирующих средств для отделений Клиник СамГМУ (извещение N 0342100011821000182, начальная (максимальная) цена контракта - 2 990 200,00 руб.).
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России, поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО "МВ-ЦИТРИН" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта.
Из обращения Заказчика следует, что Участник закупки ненадлежащим образом исполнял обязательства, предусмотренные контрактом. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Участнике закупки в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, и проведя проверку, установила следующее.
16.06.2021 г. между ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России и ООО "МВ-ЦИТРИН" заключен контракт NГК515кл.
Согласно пункту 1.1. Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку дезинфицирующих средств для отделений Клиник СамГМУ (далее Товар), по номенклатуре, количеству и цене в соответствии с Приложением N1 (Техническая часть) и Приложением N2 (Спецификация), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется оплатить поставленный Товар, согласно условиям настоящего Контракта.
Из пункта 8.1. Контракта следует, что поставка Товара по настоящему Контракту осуществляется по заявкам Заказчика (срок исполнения заявки 15 (пятнадцать) календарных дней с момента получения заявки).
В Приложении к Контракту N ГК515кл от " 16 " июня 2021 г. доставка товара должна осуществляться транспортом Поставщика на территорию Заказчика по адресу: 443079 г. Самара, пр. Карла Маркса, 165 "б" (Клиники СамГМУ) с последующей разгрузкой и доставкой до места осуществления приемки товаров (помещения аптеки: 5 этаж административного корпуса) силами и за счет Поставщика.
Заказчик 02.07.2021 г. на электронный адрес ООО "МВ-ЦИТРИН" направил заявку от 01.07.2021 г. на поставку дезинфицирующих средств на сумму 704 524,50 руб., а именно:
1. Дезинфицирующее средство "Савир-спрей" 0,75л. - 75л.
2. Дезинфицирующее средство "Савир-септ" 1л. - 100л.
3. Средство дезинфицирующее "Амидин Аква" 0,5л. - 50л.
4. Средство дезинфицирующее "КОНТАКТ" 1л. - 100л.
5. Средство дезинфицирующее "Милис Форте" 1л. - 400л.
6. Средство дезинфицирующее "Савир-окси" 1л. - 100л.
7. Средство дезинфицирующее "Чистея ЛЮКС" 1л. - 100л.
8. Средство дезинфицирующее "Мистраль" 1л. - 300л.
9. Средство дезинфицирующее "Dezaurum" ДЕЗ-6 - 75л.
10. Средство дезинфицирующее кожный антисептик "Асепт Про" 1л. - 100л.
11. Средство моюще-дезинфицирующее "Венделин"1л. - 400л.
Согласно Контракту, крайний день срок поставки товара по указанной заявке 17.07.2021 г.
В установленный Контрактом срок товар поставлен не был, 21.07.2021 г. Заказчик направил по электронной почте Поставщика запрос об уточнении даты отгрузки товара по заявке от 01.07.2021 г.
Из товарной накладной N563 от 29.07.2021 г. следует, что Поставщик поставил часть заявленного товара на сумму 325 938,00 руб.:
1. Средство дезинфицирующее кожный антисептик "Асепт Про" - 100л.
2. Средство дезинфицирующее "Милис Форте" - 400л.
3. Средство дезинфицирующее "Савир-септ" - 100л.
4. Средство дезинфицирующее "Савир-окси" - 100л.
5. Средство дезинфицирующее "КОНТАКТ" - 100л.
В результате поставки был обнаружен некачественный товар, 30.07.2021 г. комиссией Заказчика был составлен Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей.
03.08.2021 г. Заказчик направил по электронной почте Поставщику претензию по качеству Товара.
05.08.2021 г. Заказчик направил в адрес Поставщика Акт об установленном расхождении по количеству и качеству поставленного товара.
Поставщиком была произведена замена некачественного Товара.
11.08.2021 г. Поставщик направил Заказчику письмо о возможной поставке несоответствующего товара.
07.09.2021 г. Поставщик по накладной N611 от 07.09.2021 г. поставил еще часть товара по заявке от 01.07.2021 г. на сумму 43 669,75 руб.:
1. Средство дезинфицирующее "Амидин Аква" - 50л.
2. Дезинфицирующее средство "Савир Спрей" - 75л.
В связи с тем, что Поставщик не мог поставить требуемый в заявке Товар, 06.10.2021 г. в адрес Заказчика Поставщик направил письмо с предложением о замене Товара с улучшенными характеристиками. Заказчик от заключения Дополнительного соглашения отказался, в связи с тем, что предлагаемое к поставке дезинфицирующие средства имели не подходящий состав.
Всего Поставщик по заявке от 01.07.2021 г. поставил Товар на сумму 369 607,75 руб., недопоставка Товара составила на сумму 334 916,75 руб.
24.11.2021 г. Заказчик направил в адрес Поставщика вторую заявку на поставку на поставку дезинфицирующих средств на сумму 2 509 630,25 руб., а именно:
1. Средство дезинфицирующее кожный антисептик "Асепт Про" 1л. - 600л.
2. Средство дезинфицирующее "Амидин Аква" 0,5л. - 150л.
3. Средство дезинфицирующее "Чистея ЛЮКС" 1л. - 300л.
4. Средство дезинфицирующее "Милис Форте" 1л. - 500л.
5. Средство дезинфекционное БиаХлор - 1200 л.
6. Дезинфицирующее средство "Савир-спрей" 0,75л. - 225л.
7. Средство дезинфицирующее "Dezaurum" ДЕЗ-6 - 300л.
8. Дезинфицирующее средство "Савир-септ" 1л. - 400л.
9. Средство дезинфицирующее "Савир-окси" 1л. - 600л.
10. Средство дезинфицирующее "КОНТАКТ" 1л. - 300л.
11. Средство моюще-дезинфицирующее "Венделин"1л. - 400л.
12. Средство дезинфицирующее "Мистраль" 1л. - 500л.
09.12.2021 г. Поставщик по товарной накладной N888 поставил Заказчику часть товара по заявке от 24.11.2021 г., на сумму 345 196,00 руб.:
1. Средство дезинфицирующее "Милис Форте" - 500л.
2. Средство дезинфицирующее "КОНТАКТ" 1л. - 300л.
15.12.2021 г. Поставщик по товарной накладной N899 с нарушением сроков поставки поставил часть товара по заявке от 21.11.2021 г., на сумму 644 460,25 руб.:
1. Дезинфицирующее средство "Савир-септ" - 400л.
2. Дезинфицирующее средство "Савир-спрей" - 225л.
3. Средство дезинфицирующее "Савир-окси" - 600л.
21.12.2021 г. Поставщик по товарной накладной N908 с нарушением сроков поставки поставил часть товара по заявке от 21.11.2021 г., на сумму 898 374,00 руб.:
1. Средство дезинфицирующее кожный антисептик "Асепт Про" - 600л.
2. Средство дезинфекционное БиаХлор - 1200 л.
Всего Поставщик по заявке от 24.11.2021 г. поставил Товар на сумму 1 888 030,25 руб., недопоставка Товара составила на сумму 621 600 руб.
В период исполнения контракта Поставщиком систематически допускалось нарушение сроков поставки товара. Объем выполнения заявок не отвечает потребностям Заказчика.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании части 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В связи с тем, что Поставщик неоднократно нарушал условия Контракта, 11.04.2022 г. Заказчиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке на основании пункта 10.3 Контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.04.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было отправлено Заказчиком в адрес Поставщика заказным письмом с уведомлением.
05.05.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Из отчета об отслеживании отправления следует, что 15.05.2022 г. заказное письмо возвращено отправителю по иным обстоятельствам. 17.05.2022 г. прибыло в место вручения.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 30.05.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако ООО "МВ-ЦИТРИН" указанным правом не воспользовалось, в установленный срок нарушения положений контракта не устранило.
Комиссия Самарского УФАС России установила, что на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта обязательства, предусмотренные контрактом, ООО "МВ-ЦИТРИН" выполнены не в полном объеме.
Из письменных пояснений ООО "МВ-ЦИТРИН" следует, что заявки Заказчика поступали посредством телефонных переговоров и поставки осуществлялись в заявленном объеме, информации об обратном в адрес ООО "МВ-ЦИТРИН" не поступало. За время исполнения контракта официальных претензионных писем с требованиями осуществить непоставленный товар в адрес Поставщика не поступало. Поставщиком в адрес Заказчика было направлено письмо с предложением заключить дополнительное соглашение к контракту в рамках ч.7 ст.95 Закона о контрактной системе, но поставка предложенного товара не была согласована.
Вместе с тем, из представленных Заказчиком заявок и товарных накладных следует, что Поставщик не осуществил поставку следующих товаров: средство дезинфицирующее "Амидин Аква" - 150л. из 200л.; средство дезинфицирующее "Чистея ЛЮКС" - 300л.; средство дезинфицирующее "Dezaurum" ДЕЗ-6 - 300л.; средство моюще-дезинфицирующее "Венделин" - 400л.; средство дезинфицирующее "Мистраль" - 500л.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "МВ-ЦИТРИН" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "МВ-ЦИТРИН" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об обществе с ограниченной ответственностью "МВ-ЦИТРИН" (ИНН: 6321440340, адрес: 445044, Самарская область, г. Тольятти, б-р Космонавтов, д.16, кв.45) сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, учредителе Хожамбаева Нина Рахметовна, ИНН: 632140770295*.
2. Исключить информацию об ООО "МВ-ЦИТРИН", сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведения об учредителях (участниках) юридического лица Хожамбаевой Н.Р. из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 9 июня 2022 г. N РНП-63-240
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2022