Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Чащиной М.Е. (далее - Заявитель) на действия единой комиссии ГУ - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставка (с установкой) кондиционеров и систем кондиционирования воздуха (сплит-систем) и демонтаж существующих кондиционеров и систем кондиционирования воздуха (сплит-систем) для серверных помещений ОПФР по Пермскому краю (изв.N 0256100000122000083),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0256100000122000083 Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на поставку (с установкой) кондиционеров и систем кондиционирования воздуха (сплит-систем) и демонтаж существующих кондиционеров и систем кондиционирования воздуха (сплит-систем) для серверных помещений ОПФР по Пермскому краю.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.05.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 765 746,69 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 20.05.2022 г.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.05.2022 NИЭА1 заявка Заявителя (идентификационный номер заявки - 111949286) была отклонена Аукционной комиссией на основании непредставления информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках) (Отклонение по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках) Не указано конкретное значение класса энергоэффективности для кондиционеров (в заявке участника указано: по кондиционеру N 1 - класс энергоэффективности не ниже "А"; по кондиционеру N 2 - класс энергоэффективности не ниже "В"). В соответствии с приложением N 4 к извещению "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению", участником аукциона должно быть предоставлено значение класса энергоэффективности "В" или "А" без слова "не ниже".
Заявитель с решением Аукционной комиссии не согласен.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Аукционной комиссии указала, что значение показателей по характеристикам "Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения): В" и "Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме нагрева): В" возможно конкретизировать, в связи с чем участник закупки должен был указать класс энергоэффективности В или А без указания слов "не ниже". В заявке Заявителя указано для позиции "Кондиционер бытовой N2": "Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения): В", из чего единой комиссии определить, какой класс энергоэффективности будет у товара, предлагаемого участником закупки к поставке, не представлялось возможным. В случае допуска данной заявки у Заказчика возникли бы препятствия при приемке товара с неконкретными показателями. В связи с чем Комиссией было принято решение об отклонении заявки
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о закупках.
В соответствии с пп. "а" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования.
Согласно п. 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о закупках характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч. 1 ст. 27 Закона о закупках Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
Согласно ч.12 ст. 48 Закона о закупках и рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
Согласно извещению о проведении закупки описание объекта закупки указано в приложении N 3 "Объект закупки (кондиционеры)" (далее - Техническое задание).
Согласно Техническому заданию объектом закупки является, в том числе, поставка бытовых кондиционеров, соответствующих позиции КТРУ - 28.25.12.130-00000010, со следующими характеристиками:
1)
N |
Наименование характеристики |
Показатель характеристики |
5 |
Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения) |
В |
10 |
Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме нагрева) |
В |
2)
N |
Наименование характеристики |
Показатель характеристики |
5 |
Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения) |
В |
Комиссией установлено, что Техническое задание содержит характеристики, предусмотренные КТРУ.
В соответствии с разделом 3 "Требования к содержанию заявки" установлены следующие положения инструкции по заполнению заявки:
- если при описании характеристик используется термин "не менее", "не должен быть менее", "не должно быть менее", "не должна быть менее", "не должны быть менее", "не менее чем" или "не хуже", "не должен быть хуже", "не должно быть хуже", "не должна быть хуже", "не должны быть хуже", "не хуже чем", "не ниже", "не должен быть ниже", "не должно быть ниже", "не должна быть ниже", "не должны быть ниже", "не ниже чем", то участником закупки должно быть представлено значение равное или превышающее указанное.
- если при описании характеристик "Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения)", "Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме нагрева)" используется обозначение "В", то участником закупки должно быть представлено значение класса энергетической эффективности "B" или "А" в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. N 1221 и Приказа Минэкономразвития России от 22.03.2021 N 131.
Комиссия изучив заявку Заявителя установила, что Заявителем указаны следующие показатели поставляемых характеристик:
1)
N |
Наименование характеристики |
Показатель характеристики |
5 |
Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения) |
А |
10 |
Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме нагрева) |
А |
2)
N |
Наименование характеристики |
Показатель характеристики |
5 |
Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения) |
В |
Таким образом, значения показателей "Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения)", "Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме нагрева)" в составе заявки Заявителя указаны в соответствии с требованиям инструкции по заполнению заявки, указанными в разделе 3 "Требования к содержанию заявки".
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что у Аукционной комиссии не имелось оснований для признания заявки Заявителя несоответствующей положениям извещения о проведении закупки. В действиях Аукционной комиссии имеется нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках.
В действиях Аукционной комиссии имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст.7.30 КоАП РФ.
Относительно довода Аукционной комиссии о том, что наименование показателя должно быть изменено участником в соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки, Комиссия отмечает, что в требованиях к заполнению заявки не содержится указание на необходимость указывать столбец "Наименование характеристики" без использования слов "не ниже". Указанные требования относятся с значениям показателя, а не наименованию.
Кроме того, пп. а п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках установлена обязанность к участнику закупки предоставлять в составе заявки характеристики предлагаемого товара, соответствующие показателям, установленным в документации.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Чащиной М.Е. на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставка (с установкой) кондиционеров и систем кондиционирования воздуха (сплит-систем) и демонтаж существующих кондиционеров и систем кондиционирования воздуха (сплит-систем) для серверных помещений ОПФР по Пермскому краю (изв.N 0256100000122000083) обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение требований пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Аукционной комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 июня 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2022