Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в присутствии представителя МКУ "Добрянское имущественное казначейство" - Таскаевой А.И., действующей на основании доверенности,
в отсутствие ИП Чащиной М. Е. (извещена надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ИП Чащиной М. Е. (далее - Заявитель) на действия МКУ "Добрянское имущественное казначейство" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку и монтаж сплит-систем (изв.N 0156600016922000264),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии с "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600016922000264 Уполномоченным органом в интересах Заказчика проводился запрос котировок в электронной форме на поставку и монтаж сплит-систем.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.05.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 337 902,99 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 02.06.2022 г;
Заявитель жалобы считает, что требования извещения о проведении запроса котировок в электронной форме противоречат действующему законодательству.
1. По мнению Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товара требованиям ГОСТ 26963-86, что должно подтверждаться соответствующими сертификатами.
2. По мнению Предпринимателя Заказчиком в техническом задании неправомерно объединены обеспечение сервисного обслуживания и ремонтные работы поставляемого товара.
Представители Заказчика доводами жалобы не согласны, о чём изложили в своих устных и письменных возражениях.
1. В отношении довода о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товара требованиям ГОСТ 26963-86, что должно подтверждаться соответствующими сертификатами.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки N 0156600016922000264 объектом закупки является поставку и монтаж сплит-систем, соответствующих позиции КТРУ 28.25.12.130-00000010.
В п. 6 приложения к Извещению "Техническое задание" установлено, следующее.
Требования к качеству товара: Поставляемый товар должен отвечать требованиям действующих на территории РФ нормативов в области безопасности продукции для применения. Качество поставляемого товара должно соответствовать установленным техническим регламентам, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в том числе требованиям: ГОСТ 26963-86, и иметь соответствующие сертификаты, паспорта, инструкции, пульт. Поставляемый товар должен быть новым (не бывшим в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), свободным от прав третьих лиц. Поставляемый товар должен содержать маркировку, отражающую информацию о товаре. Поставщик гарантирует соответствие Товара требованиям энергетической эффективности, установленным действующим законодательством.
Из пояснений Заказчика стало известно, что данное требование установлено Заказчиком с целью проверки поставки победителем закупки товара надлежащего качества, при этом может быть принят как сертификат, так и письмо от производителя о том, что такой сертификат на данный товар не выдаётся.
Комиссией Управления, посредством анализа технического задания установлено, что требование о предоставлении сертификатов относится к вопросу исполнения контракта, не ограничивает количество участников закупки, поскольку прямое указание на то, что такой сертификат необходимо приложить к заявке отсутствует, как и указание на то, что отсутствие такого документа может послужить признанию такой заявки несоответствующей требованию извещения. Кроме того, указанное требование контракта применяется, если имеется императивное указание предусмотрено действующим законодательством и нормативными стандартами. Таким образом, безусловного указания на обязанность участника предоставить специальные разрешительные сертификаты в техническом задании нет.
Таким образом, вышеизложенный довод жалобы не нашёл своего отражения.
2. В отношении довода жалобы о том, что Заказчиком неправомерно объединены в техническом задании требования к гарантии и сервисному обслуживанию Комиссия отмечает следующее.
Согласно п. 9 Технического задания Поставщик несет обязательства по гарантийному обслуживанию поставляемого товара. Гарантия на поставляемый товар 36 месяцев, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтные работы поставляемого товара.
Гарантия распространяется на весь поставляемый товар, начало гарантийного срока исчисляется с момента подписания Сторонами документов о приемке.
Во время гарантийного срока все обнаруженные неисправности устраняются в 3 (три) рабочих дня с момента получения извещения о неисправности. В случае невозможности ремонта товара в день обращения, Поставщик предоставляет исправный аналогичный товар на весь срок ремонта.
Гарантийное обслуживание осуществляется Поставщиком на месте установки товара. Под местом установки товара понимается место нахождения территориального органа Заказчика. Если Поставщик не смог выполнить необходимые работы по восстановлению работоспособности товара на месте его установки, то он выполняет эти работы в сервисном центре. При этом Поставщик обеспечивает доставку товара в сервисный центр своими силами и за свой счет. Гарантийное обслуживание поставляемого товара осуществляется без затрат со стороны Заказчика.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (далее - ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Согласно ч. 2 ст. 470 ГК РФ В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
Таким образом, гарантийное обслуживание заключается в оказании покупателю товара услуг по техническому и иному обслуживанию товара в период упомянутого гарантийного срока.
При этом, сервисное обслуживание - это комплекс организационно-технических мероприятий, осуществляемых сервисными организациями (сервисными центрами) для обеспечения эффективной эксплуатации машин (оборудования, техники). В его рамках могут выполняться техническое обслуживание и ремонт, осуществляться поставка и замена расходных материалов, чтобы предупредить и оперативно устранить отказы и дефекты машин (оборудования, техники), обеспечение их надежной эксплуатации и безопасности.
Из вышеизложенного следует, что сервисное обслуживание не является гарантийным обязательством.
Кроме того, посредством анализа Извещения Комиссией установлено, что Техническим заданием не определён объём и периодичность работ по оказанию услуг по сервисному обслуживанию, так же, согласно карточке контракта, размещённой в ЕИС объектом закупки является поставка и монтаж сплит-систем.
Таким образом, исходя из объекта закупки сервисное обслуживание оборудования не является его частью.
Данные действия Заказчика нарушают требования п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
В данных действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем в ходе внеплановой проверки установлено, что в п. 2.1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке установлено следующее.
Характеристики предлагаемого участником закупки товара (в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Данная информация должна быть указана в отношении установленных в описании объекта закупки (Техническом задании) показателей с учетом положений, указанных в Инструкции по заполнению заявки (Приложение 1 к настоящему Требованию).
Несмотря на вышеизложенное, в данной закупке, в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках отсутствует такая часть извещения как инструкция по заполнению заявки.
По мнению Комиссии именно отсутствие данного документа привело к тому, что Заявитель неверно трактовал требования Технического задания, на что Комиссия управления указала при рассмотрении первого довода жалобы.
Таким образом, нарушение, допущенное Заказчиком, Уполномоченным органом способствует введению в заблуждение участников закупки.
Ответственность за такое нарушение предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Так же, в ходе внеплановой проверки Комиссией установлено, что Заказчиком при описании объекта закупки некорректно были использованы характеристики, установленные в соответствии с КТРУ 28.25.12.130-00000010.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В п. 9 Правил формирования установлено, что каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно п. 10 настоящих Правил формирования.
В соответствии с пп. "а" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования.
Согласно п.12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Техническое задание содержит следующее требование:
Класс энергоэффективности |
А |
Вместе с тем, в соответствии с требованиями, установленными в КТРУ данная характеристика устанавливается следующим образом:
- Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме нагрева): A/B
- Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме нагрева): A/B
В вышеуказанных действиях Заказчика усматривается нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
В данных действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Чащиной М. Е. на действия МКУ "Добрянское имущественное казначейство" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку и монтаж сплит-систем (изв.N 0156600016922000264) обоснованной в части довода о неправомерном объединении в техническом задании требования к гарантии и сервисному обслуживанию.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п. 3 ч. 2 ст. 42, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленные в ходе внеплановой проверки.
4. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченному органу, Котировочной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 июня 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2022