Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в отсутствие представителей сторон (извещены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "ЮниМедикал" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почёта" Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на поставку одноразового хирургического материала (изв.N 0356200002022000559),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200002022000559 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку одноразового хирургического материала.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.05.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 996 670,74 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 30.05.2022 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком нарушены нормы действующего законодательства:
1. По мнению Заявителя ширина и длина изделий необходимых Заказчику, не соответствуют характеристикам изделий, установленным в техническом задании.
2. По мнению Заявителя заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки устанавливает взаимоисключающие требования к вариантам эквивалентов при одинаковых технических характеристиках товара.
3. Требование Заказчика "Остаточный срок годности на момент поставки не менее 45 месяцев срока стерильности, установленного производителем" не представляется выполнимым по причине того, что общий срок годности товаров, указанных как варианты через слово "или эквивалент 1", "или эквивалент 2", "или эквивалент 3" меньше заявленного в Техническом задании.
4. По мнению Заявителя, начальная максимальная цена контракта сформирована с нарушениями действующего законодательства.
В отношении первого довода жалобы Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о закупках электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. (ч. 6 ст. 31 Закона о закупках).
Согласно Извещению о проведении закупки объектом закупки является поставка одноразового хирургического материала.
В соответствии с позициями 1 - 2 Технического задания Заказчиком установлено следующее.
1 |
Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения
32.50.50.190-00000313 Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения |
Эквивалент 1 СерджиселСНоУ материал гемостатический рассасывающийся 2.5х 5.1 см, Этикон Эл-Эл-Си Или Эквивалент 2 Гемостатическая матрица HemaLimit 50x50мм, ЛайфЛайн Плюс с.р.о. |
Рассасывающееся изделие, получаемое из полисахаридов растительного происхождения (например, крахмала, производных агара, производных целлюлозы), предназначенное для местного нанесения на раны, возникшие в результате травм (например, царапины, разрывы, порезы), язвы и/или хирургические раны для обеспечения местного гемостаза; может использоваться в комбинации с дополнительными веществами (например, витамин К-зависимыми факторами свертывания крови). Изделие доступно в различных формах (например, в форме геля, спрея, пены, частиц, подушечки/губки из пеноматериала, полоски бинта, марлевой подушечки), которые можно наносить непосредственно на рану, где изделие остается вплоть до его рассасывания организмом; изделие не содержит антибактериальных веществ. Это изделие для одноразового использования |
Ширина |
2,5 см или 5 см |
Длина |
5 см |
||||
Количество, шт. |
140 |
||||
2 |
Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения
32.50.50.190-00000313 Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения |
Эквивалент 1 Материал гемостатический рассасывающийся СерджиселФибриллар 2.5х 5.1 см, ETHICONLLC или Эквивалент 2 Селлистипт F 2,5x5 см, Синтезияа.с. |
Ширина |
2,5 см |
|
Длина |
2,5 см |
||||
Количество, шт. |
130 |
Таким образом, посредством анализа положений технического задания Комиссией управления установлено несоответствие характеристик эквивалентных товаров требованиям, установленным Заказчиком к таким товарам.
- По позиции 1 не подходит эквивалент 1 СерджиселСНоУ материал гемостатический рассасывающийся 2.5х 5.1 см, Этикон Эл-Эл-Си, поскольку не удовлетворяют требованиям к длине и ширине изделия (размер данного изделия составляет 2.5х 5.1 см, в то время как установленный Заказчиком размер составляет 2,5 х 5 см).
- По позиции 2 оба эквивалента, указанные Заказчиком не удовлетворяют требованиям к длине и ширине изделия (размер эквивалентов составляет 2.5х 5.1 см и 2,5 х 5 см, в то время как установленный Заказчиком размер составляет 2,5 х 2,5 см)
В своих пояснениях Заказчик так же не представил доказательств того, что требованиям Технического задания соответствуют товары, как минимум, двух производителей.
Таким образом, Заказчиком нарушены нормы п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30.
2. В отношении довода о том, что Заказчиком при описании объекта закупки устанавливается взаимоисключающие требования к вариантам эквивалентов при одинаковых технических характеристиках товара Комиссия управления поясняет.
Посредством анализа технического задания Комиссией управления установлено следующее.
В позициях 3 и 13 технического задания предусмотрено следующее:
3 |
Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения
32.50.50.190-00000313 Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения |
Эквивалент 1 Материал гемостатический рассасывающийся СЕРДЖИСЕЛ 5х7,5 см, ETHICON LLC или Эквивалент 2 Селлистипт (Original) 5х7 см, Синтезияа.с.илиЭквивалент 3 ГемостатическаяматрицаHema Limit 50x70мм, ЛайфЛайнПлюсс.р.о. |
|
Ширина |
5 см |
Длина |
7,5 см или 7 см |
||||
Количество, шт. |
303 |
13 |
Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения
32.50.50.190-00000313 Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения |
Эквивалент 1 Гемостатическая матрица HemaLimit 50x70 мм, ЛайфЛайн Плюс с.р.о. или Эквивалент 2 Селлистипт (Original) 5x7 см, Синтезияа.с. |
|
Ширина |
5 см |
Длина |
7 см |
||||
Количество, шт. |
10 |
Как было указано выше, из норм действующего законодательства следует, что допускается самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, в данном случае Заказчик самостоятельно решает какой материал и в каком количестве необходим к поставке. Требования Закона о закупках соблюдены поскольку каждой позиции технического задания соответствует товар, как минимум, двух производителей.
3. В отношении довода о том, что установленное Заказчиком требование к остаточному сроку годности не коррелируется со сроком годности товаров необходимых к поставке, Комиссия управления отмечает следующее.
В соответствии с п. 3 технического задания остаточный срок годности на момент поставки не менее 45 месяцев срока стерильности, установленного производителем.
Вместе с тем, в соответствии с инструкциями к медицинским изделиям необходимым к поставке, размещёнными на официальном сайте Росздравнадзора срок годности таких изделий не совпадает со сроком установленным Заказчиком.
- Материал хирургический гемостатический рассасывающийся "Серджисел СНоУ" - 2 года (ФСЗ 2011/10822);
- Материал хирургический гемостатический рассасывающийся HemaLimit - 3 года (РЗН 2016/3821);
- Материал гемостатический рассасывающийся "Серджисел Фибриллар" - 3 года (ФСЗ 2010/06171);
- Материал гемостатический на основе окисленной целлюлозы рассасывающийся "Селлистипт" - 18 месяцев (РЗН 2018/6942).
Таким образом, аукционная документация вводит в заблуждение участников закупки, что усложняет подачу заявки на участие в аукционе.
Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение пп. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выразившееся в установлении требований к участникам закупки с нарушением действующего законодательства и в противоречии описания объекта закупки.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме этого, Заявитель предполагает, что установленный Заказчиком срок годности товара значительно превышает период потребления такого товара, однако доказательств данной позиции в материалах жалобы не представлено.
4. Довод заявителя в отношении формирования начальной максимальной цены контракта не подлежит рассмотрению по следующим обоснованиям.
В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок осуществляется контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о закупках органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о закупках контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Исходя из совокупности изложенного, у Комиссии отсутствуют полномочия для рассмотрения доводов жалобы относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
1. ООО "ЮниМедикал" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почёта" Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на поставку одноразового хирургического материала (изв.N 0356200002022000559) обоснованной в части доводов о несоответствии показателей эквивалентов установленных Заказчиком и показателей, установленных Заказчиком в техническом задании, о завышении остаточного срока стерильности товаров.
2. Признать в действиях Заказчика, нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать поскольку закупка отменена Заказчиком.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 июня 2022 г. N 008326-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2022