Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в присутствии представителя МКУ УКС г. Березники - Мизгатдинова С.Х., действующего на основании доверенности.
в отсутствие представителей ООО "Аква-Плюс" (извещены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "Аква-Плюс" (далее - Заявитель) на действия Администрации города Березники (далее -Уполномоченный орган), МКУ УКС г. Березники (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ и разработка горно-геологического обоснования по объекту "Строительство универсального спортивного комплекса" (извN 0156300046622000156),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии с "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300046622000156 Уполномоченным органом в интересах Заказчика проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ, и разработка горно-геологического обоснования по объекту "Строительство универсального спортивного комплекса".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении электронного конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.05.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 23 198 422,03 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 31.05.2022 г;
Заявитель полагает, что Уполномоченным органом, Заказчиком установлен порядок оценки заявок противоречащий действующему законодательству.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен, о чём изложил в своих письменных пояснениях.
Согласно извещению о проведении закупки окончание срока подачи заявок на участие в закупке - 31.05.2022 г. в 8:00 Жалоба в адрес Пермского УФАС подана 31.05.2022 г. в 9:51, то есть по истечении регламентированного Законом о закупках срока.
Исходя из вышеизложенного, доводы жалобы ООО "Аква-Плюс" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона не подлежит рассмотрению.
Вместе с тем, Комиссией управления проведена внеплановая проверка закупки, в ходе которой установлено следующее.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о закупках.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст.32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В п.1 Положения установлено, что настоящие Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
Согласно п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5 Положения при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп "а" п. 3 Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" п. 3 Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к настоящему Положению, формируется в соответствии с требованиями Положения.
В силу п. 4 Положения Для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" п. 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" п. 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном п. 20 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" п. 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N 0156300046622000156 критерии оценки установлены в приложении.
Так, критерием наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), являются критерии "Квалификация участников закупки" (значимость критерия - 40%), содержащий показатель "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Так, предметом оценки по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" является количество выполненных контрактов (договоров) на разработку проектно-сметной документации, имеющих положительные заключения государственной экспертизы проектной документации по характеру и объему сопоставимые* предмету настоящего конкурса, выполненные не ранее 5 лет до даты окончания срока подачи заявки на участие в настоящем конкурсе.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие положительного опыта выполнения работ и прохождения экспертизы по работам сопоставимым* по характеру и объему предмету конкурса.
Документами, подтверждающими наличие опыта выполнения работ сопоставимых по характеру предмету конкурса, являются в совокупности:
- копии контрактов (договоров), выполненных участником конкурса за последние 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе с ценой не менее начальной (максимальной) цены контракта, со всеми приложениями;
- копии актов выполненных работ, подписанных обеими сторонами, на полную сумму выполнения работ, указанную в контрактах (договорах);
- положительные заключения, выданные государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий по сопоставимым* работам.
Все документы должны быть представлены участником конкурса в составе заявки в полном объеме.
Опыт положительного прохождения экспертизы считается не подтвержденным в случаях:
- отсутствия копий исполненных контрактов (договоров) сопоставимых по характеру предмету конкурса
и (или)
- отсутствия приложений и (или) копий актов выполненных работ по контрактам (договорам) сопоставимых по характеру предмету конкурса
и (или)
- несоответствия тематики (предмета) контрактов (договоров) предмету оценки (выполнение сопоставимых работ по характеру предмету настоящего конкурса)
и (или)
- цена исполненного контракта (договора) составляет менее 25% начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса.
Проанализировав установленное критерии и порядок оценки заявок Комиссия отмечает, что установление в качестве предмета оценки контрактов, цена которых составляет не менее 25% начальной (максимальной) цены контракта проводимой закупки не соответствует требованиям Закона о закупках, поскольку Положение не предусматривает установление ограничения по цене принимаемых к оценке заявок контрактов.
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 08.12.2021 N МШ/105064/21, заказчики не вправе устанавливать требование в соответствии с которым оценке принимаются контракты стоимость которых должна зависеть от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится закупка.
Таким образом, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа установлено нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках. Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В результате анализа заявок Участников закупки Комиссией управления установлено, что стоимость контрактов, представленных Участниками в подтверждение своего опыта превышает НМЦК спорной закупки.
Поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Аква-Плюс" на действия Администрации города Березники, МКУ УКС г. Березники при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ, и разработка горно-геологического обоснования по объекту "Строительство универсального спортивного комплекса" (извN 0156300046622000156) не подлежащими рассмотрению.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
3. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 июня 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2022