Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в присутствии представителя ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" - Сенотова И.Г., действующего на основании доверенности,
в отсутствие ИП Гуляева А.Г., (извещён надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ИП Гуляева А.Г. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые нитриловые) (изв.N 0356500003322000228),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии с "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500003322000228 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые нитриловые).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.05.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 999 999,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 06.06.2022 г;
Заявитель жалобы считает, что Заказчиком допущено нарушение при формировании Технического задания.
1. По мнению Предпринимателя, требования Технического задания ограничивают конкуренцию, поскольку требованиям технического задания не соответствуют товары, как минимум, двух производителей.
2. Заявитель полагает, что установленная характеристика к поставляемому товару в пунктах 6, 8 технического задания не соответствуют "ГОСТу Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008).
3. По мнению Заявителя, начальная максимальная цена контракта сформирована с нарушениями действующего законодательства.
Представители Заказчика c доводами жалобы не согласны, о чём изложили в своих письменных возражениях.
1. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом, данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 "основная задача законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, заключается не столько в обеспечении максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько в выявлении в результате торгов лица, исполнение контракта которого в наибольшей степени будет соответствовать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Следовательно, включение в конкурсную документацию условий, которые в конечном итоге приводят к исключению лиц, не соответствующих таким целям, из круга участников размещения заказа, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе и не является нарушением статьи 17 Закона о закупках.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, как правило, заказчик указывает в аукционной документации особые характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику, с учетом специфики использования такого товара не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару и материалам не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в разделе "Объект закупки" Извещения о проведении электронного аукциона указано наименование товаров, необходимого Заказчику: перчатки смотровые/процедурные нитриловые, напудренные, нестерильные, текстурированные, удлиненные, пара.
По позициям 3-4 технического задания Заказчиком установлено следующее.
3 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
|
Код КТРУ N 22.19.60.119-00000008- Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные | ||
В связи с отсутствием характеристик товара, работы, услуг в позиции КТРУ 2 (каталог товаров работ, услуг) (п. 4 постановления 08.02.2017 N 145) заказчик применяет техническое описание объекта закупки в соответствии со ст. 33. 44-ФЗ. | ||
Длина для фиксации на предплечье для защиты предплечья до локтевого сгиба при манипуляциях предстерилизационной обработки медицинского инструментария, оборудования, эндоскопов, мм. |
не менее 400 |
|
Одинарная толщина (в области пальцев) для обеспечения механической прочности и устойчивости от воздействия химически агрессивных сред, мм. |
не менее 0,16 |
|
Обработка поверхности для улучшенного захвата инструментов |
текстурный рисунок в области пальцев |
|
Поверхность перчатки |
без опудривания |
|
Вес одной перчатки для возможности определения соответствия перчатки требованиям при поставке, г. |
не менее 12 |
|
AQL готовой продукции для применения при продолжительных операциях в условиях повышенного риска |
не более 1,5 |
|
Материал |
нитрил |
|
Манжета для фиксации на предплечье |
закатана в венчик |
|
Размер XS, S, M, L, XL |
по заявке заказчика |
|
4 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
|
Код КТРУ N 22.19.60.119-00000008- Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные | ||
В связи с отсутствием характеристик товара, работы, услуг в позиции КТРУ 2 (каталог товаров работ, услуг) (п. 4 постановления 08.02.2017 N 145) заказчик применяет техническое описание объекта закупки в соответствии со ст. 33. 44-ФЗ. | ||
Длина для фиксации на предплечье, мм. |
не менее 240 |
|
Одинарная толщина (в области пальцев) для обеспечения механической прочности и устойчивости от воздействия химически агрессивных сред,ждч продолжительных клинико-диагностических манипуляций и лабораторных работ, мм. |
не менее 0,16 |
|
Обработка поверхности для улучшенного захвата инструментов |
текстурный рисунок в области пальцев |
|
Поверхность перчатки |
без опудривания |
|
Обработка |
внутреннее полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока обеспечивает абсорбцию влаги и профилактику мацерации кожи при продолжительных манипуляциях |
|
AQL готовой продукции для применения при продолжительных операциях в условиях повышенного риска |
не более 1,5 |
|
Материал |
нитрил |
|
Манжета для фиксации на предплечье |
закатана в венчик |
|
Класс потенциального риска применения в соответствии с регистрационным удостоверением |
не ниже 2а |
|
Размер XS, S, M, L, XL |
по заявке заказчика |
|
|
|
|
Заказчиком в адрес комиссии были направлены копии регистрационных удостоверений и технических паспортов изделий, которые, по мнению Заказчика, соответствуют требованиям технического задания.
Позиция 3:
1. MANUAL RP400 TDS RU ФСЗ 2009-04144 от 11.06.2014;
2. WPR_TDS RU ФСЗ 2010-07612 от 18.08.2014;
Позиция 4:
1. EG Nitrile non-sterile_with Absorb Lined_TDS RU_WRP ФСЗ 2009-04144 от 11.06.2014;
2. MANUAL NA317 TDS RU ФСЗ 2010-07612 от 18.08.2014;
Посредством анализа представленных документов Комиссией управления установлено следующее.
В соответствии с техническим заданием манжета перчатки для фиксации на предплечье должна быть закатана в венчик, в то время как согласно техническим паспортам изделий манжета изделий имеет валик.
Таким образом, Заказчиком не доказано наличие на рынке товаров, как минимум, двух производителей, чей товар бы соответствовал требованиям Технического Задания в полной мере.
Таким образом, Заказчиком нарушены нормы п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30.
2. Заявитель полагает, что установленная характеристика к поставляемому товару в пунктах 6, 8 технического задания не соответствуют "ГОСТу Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно таблице N 2 раздела N 6 "ГОСТу Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" толщина текстурированной поверхности составляет не менее 0,11 мм.
Вместе с тем, в подпунктах 6, 8 технического задания установлено Одинарная толщина (в области пальцев) для обеспечения механической прочности, мм. - не менее 0,08 мм.
Следовательно, требование к поставляемому товару, установленное Заказчиком в пунктах 6,8 технического задания противоречат действующему законодательству.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком требования п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках. Доказательств обратного в материалах не предоставлено.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод заявителя в отношении формирования начальной максимальной цены контракта не подлежит рассмотрению по следующим обоснованиям.
В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок осуществляется контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о закупках органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о закупках контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Исходя из совокупности изложенного, у Комиссии отсутствуют полномочия для рассмотрения доводов жалобы относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гуляева А.Г. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые нитриловые) (изв.N 0356500003322000228) обоснованной в части доводов о неправомерном формировании технического задания.
2. Признать довод жалобы о неправомерном формировании начальной максимальной цены контракта не подлежащим рассмотрению.
3. Признать в действиях Заказчика, нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках Закона о закупках.
4. Предписание не выдавать поскольку закупка отменена Заказчиком.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 июня 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2022