рассмотрев обращение МБУК "Пермская дирекция по организации городских культурно-массовых мероприятий" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Никитине Е.П. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на аренду нежилого помещения складского типа (реестровая запись N 3590309174522000017),
УСТАНОВИЛА:
Согласно реестровой записи N 3590309174522000017 Заказчиком в соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках осуществлена закупка с единственным поставщиком на аренду нежилого помещения складского типа. Цена контракта - 3 386 750,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
12.03.2022 г. между Заказчиком и ИП Никитиным Е.П. (далее - Арендодатель) заключен контракт на аренду нежилого помещения складского типа на сумму 3 386 750,00 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Арендодателем обязательств, предусмотренных Контрактом, 12.05.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 6 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование нежилое помещение складского типа, общей площадью 3 100 кв.м., расположенное в нежилом здании, кадастровый номер: 59:01:4716061:220, находящееся по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Промышленная, 127 далее именуемое "Объект".
Назначение Объекта - хранение имущества Арендатора в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1).
1.2. Объект является собственностью Арендодателя, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 15:09:2020 г. N 59:01:4716061:220-59/292/2020-7.
Арендодатель гарантирует, что передаваемый в аренду Объект не заложен, не арестован и не обременен правами третьих лиц.
1.3. Срок начала аренды: 16 марта 2022 года.
1.4. Срок окончания аренды: 27 декабря 2022 года.
4.1. Арендатор вправе:
4.1.1. Требовать от Арендодателя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.4. Требовать от Арендодателя своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки.
4.1.5. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы.
4.1.6. Отказаться от приемки и оплаты в случае выявления несоответствия условиям Контракта.
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
4.1.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.1.9. За свой счет производить текущий ремонт Объекта, а также обеспечить необходимое благоустройство прилегающей территории.
4.1.10. Проводить работы по улучшению Объекта только с разрешения Арендодателя. Стоимость улучшений, произведенных Арендатором без разрешения Арендодателя возмещению не подлежит.
4.1.11. Устанавливать энергоемкое оборудование на Объекте только с согласия Арендодателя.
4.2. Арендатор обязан:
4.2.1. Принять Объект по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому Сторонами в срок 16 марта 2022 г.
4.2.2. Передать Объект в течение 20 (Двадцати) рабочих дней с даты истечения срока окончания аренды по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому Сторонами.
4.2.3.Оплачивать арендную плату в соответствии с настоящим Контрактом.
4.2.4. Пользоваться Объектом в соответствии с назначением Объекта, указанном в п. 1.1. настоящего Контракта.
4.2.5. В случае аварии, в т.ч. повреждения инженерных сетей в границах Объекта, по вине Арендатора, Арендатор обязан принять все необходимые меры и устранить аварию и ее последствия за свой счет, а также вызвать представителя Арендодателя.
4.2.6. Содержать Объект, в т.ч. оборудование в полной исправности, надлежащем санитарно- гигиеническом и техническом состоянии.
4.2.7. Соблюдать правила пожарной безопасности и другие нормы и правила, касающиеся Объекта, в т.ч. оборудования.
4.2.8. Соблюдать правила контрольно-пропускного режима, согласованного с Арендодателем, санитарные нормы и правила, касающиеся прилегающей территории, в т.ч. подъездных путей.
4.2.9. Обеспечить доступ к Объекту представителей Арендодателя по их требованию в случае возникновения экстренной ситуации.
4.3. Арендодатель вправе:
4.3.1. Требовать своевременной приемки по настоящему Контракту.
4.3.2. Требовать своевременной оплаты арендной платы.
4.4. Арендодатель обязан:
4.4.1. Передать Объект по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому Сторонами, в исправном состоянии, соответствующего назначению, санитарным нормами и правилам пожарной безопасности в срок до 16 марта 2022 г.
4.4.2. Предоставлять Арендатору по его требованию в сроки, указанные в таком требовании, документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта.
4.4.4 Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
4.4.5. Представить Арендатору сведения об изменении своих реквизитов, адреса своего местонахождения в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения.
4.4.6. Обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков в течение 2 (двух) дней.
4.4.7. Обеспечить противопожарное оборудование Объекта и его надлежащее функционирование в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
4.4.8. Обеспечить надлежащее состояние электрооборудования.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с ч. 1 ст. 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
В ч. 2 ст. 620 ГК РФ обозначено, что по требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда:
1) арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;
2) переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;
3) арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки;
4) имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
6.3. Арендатор вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
6.3.1. непредоставление Арендодателем информации обо всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с Арендодателем, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с соисполнителем.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что в ходе исполнения контракта, 11.05.2022 г. Заказчиком было установлено, что арендуемое помещение было продано 21.04.2022 г., о чем Арендатор не уведомил Заказчика.
Поскольку перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) при исполнении контракта не допустима, 12.05.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 13.05.2022 указанное решение передано Арендодателю лично, о чем свидетельствует соответствующая отметка, и размещено в ЕИС в разделе "Дополнительная информация по контракту".
Поскольку решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 12.05.2022 г., то порядок его принятия, размещения в ЕИС, направления Подрядчику регламентирован п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 360).
Согласно пп. 3 п. 6 ст. 8 ФЗ N 360 с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках), статьей 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона о закупках особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 Закона о закупках, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Как указано, решение об одностороннем отказе было вручено Арендодателю 13.05.2022 г., о чем имеется соответствующая отметка и подпись Арендодателя. Таким образом, датой надлежащего уведомления будет являться - 13.05.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 24.05.2022 г.
В письменных пояснениях Арендодатель указал, что в марте 2022 был заключен договор на продажу недвижимости. Сделка прошла 21.04.2022 года, документы были получены 24-25.04.2022 г. В этот период Заказчик был уведомлен о появлении нового собственника недвижимости и необходимости назначения встречи. Встреча не состоялась по причине занятости руководства в преддверии майских праздников, о чём мне было сообщено. После, встреча была запланирована на период после 09.05.2022 г., после окончания праздников. После 09.05.2022 г. произошла встреча, на которой Заказчик обратили внимание на то, что не было уведомления в письменном виде о смене собственника помещения.
Как отмечает Комиссия, исходя из условий контракта обязанность уведомления Заказчика Арендодателем о смене собственника помещения не установлена.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Арендодателя недобросовестного поведения и оснований для включения сведений об Арендодателе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, Комиссией принят во внимание тот факт, что Арендодателем с момента заключения контракта услуги аренды оказывались в соответствии с графиком, предусмотренным контрактом. В свою очередь со стороны Заказчика оказанные услуги аренды были оплачены в соответствии с условиями контракта на сумму 415 679,00 руб.
Поскольку контракт заключен Заказчиком в соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, Комиссия не усматривает ущемления материального права Заказчика при расторжении контракта в связи с односторонним отказом.
Кроме того, поскольку новый собственник не является соисполнителем по договору, основание для расторжения контракта, установленное в п. 6.3.1. Контракта не относится с рассматриваемой ситуации.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Арендодателя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Арендодателем действий в целях его исполнения.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Арендодателя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Арендодателем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Арендодателя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Никитине Е.П. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения об ИП Никитине Е.П. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 июня 2022 г. N РНП-59-252
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2022