Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель комиссии - А.А. Овчар, заместитель руководителя управления, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, М.А. Романцова - главный специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экомедси" на действия заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка компьютерного томографа на строящийся объект: поликлиника в мкр. "Покровский" г. Красноярска" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ООО "ЭТП ГПБ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000122005151, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Экомедси" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении закупки требованиям, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованию части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органы, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Рассмотрение жалобы было назначено на 01.06.2022 года в 12 часов 30 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20.
На заседании комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали представители заказчика, представитель уполномоченного органа должным образом подтвердившие свои полномочия и личности, представитель подателя жалобы своего участия в рассмотрении не обеспечил. Кроме того в заседании принял участие представитель Министерства здравоохранения Красноярского края, подтвердивший должным образом подтвердивший свои полномочия и личность.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации в рассмотрении жалобы был объявлен перерыв до 17 часов 30 минут 02.06.2022. В назначенное время к интернет-видеоконференции подключились представители заказчика, представитель уполномоченного органа должным образом подтвердившие свои полномочия и личности, представитель подателя жалобы своего участия в рассмотрении не обеспечил. Также в заседании принял участие представитель Министерства здравоохранения Красноярского края, подтвердивший должным образом подтвердивший свои полномочия и личность.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании извещения о проведении закупки заказчиком, уполномоченным органом было допущено нарушение положений Закона о контрактной системе, а именно: заказчиком при формировании извещения не использован код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
В своих пояснениях представители заказчика, уполномоченного органа с доводом жалобы не согласились, полагая, что извещение о проведении закупки соответствует законодательству о контрактной системе.
Кроме того, представитель Министерства здравоохранения Красноярского края представил Комиссии пояснения, касающиеся обоснования потребности в закупаемом оборудовании на строящийся объект "Поликлиника в мкр. "Покровский" г. Красноярска".
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка компьютерного томографа на строящийся объект: поликлиника в мкр. "Покровский" г. Красноярска".
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пунктов 2, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении, в том числе при описании объекта закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу частей 5,6 Правил заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации.
Однако пункты 5а и 5б Правил ограничивают вышеуказанное право заказчиков.
Так, из буквального толкования пункта 5 Правил следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указание на которую представлено в пункте 5а Правил, указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке Дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции каталога.
Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги не попадают под ограничения, установленные пунктами 5а, 5б Правил, то заказчик правомочен включать в описание объекта закупки Дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения. В иных случаях законодатель не наделяет заказчиков такими правами, в том числе и при осуществлении закупок оборудования, предусмотренного проектной документацией и/или медицинского оборудования.
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае, заказчик устанавливает ограничение согласно Постановлению N 878 (что коррелируется с нормами позитивного права, учитывая, что объектом закупки является радиоэлектронная продукция, на которую надлежит устанавливать ограничения в соответствии с Постановлением N 878).
Таким образом, в рамках рассматриваемой закупки, заказчик был бы правомочен определить описание объекта закупки с указанием любых функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик, которые соответствуют реальной, объективной необходимости (потребности) заказчика (в соответствии со статьёй 33 Закона о контрактной системе) только в том случае, если в КТРУ отсутствует соответствующая позиция или позиция имеется, но в такой позиции отсутствует описание товара, работы, услуги (в разделе "Описание товара, работы, услуги" в соответствующей позиции КТРУ не имеется "наполнения").
Комиссией установлено, что предметом рассматриваемой закупки является компьютерный томограф.
Комиссия, проанализировав извещение о проведении рассматриваемой закупки, а также электронные документы, являющиеся приложением к данному извещению, установила, что заказчиком в описании объекта закупки применен только код ОКПД2 26.60.11.112 - Аппараты рентгенографические (флуороскопические).
При этом на заседании Комиссии представитель заказчика сообщил о допущенной технической ошибке в указании ОКПД2 и заказчик просил считать, что им применен код ОКПД2 26.60.11.111 - Томографы компьютерные.
Комиссия установила, что в КТРУ отсутствует позиция, сформированная на основе кода ОКПД2 26.60.11.111 и отвечающая предмету закупки, поскольку заказчику требуется компьютерный томограф всего тела.
При этом подателем жалобы указано, что закупаемый заказчиком вид оборудования присутствует в каталоге товаров, работ и услуг, как "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела" в рамках следующих позиций КТРУ:
26.60.11.119-00000013
26.60.11.119-00000014
26.60.11.119-00000015
26.60.11.119-00000016
26.60.11.119-00000017
26.60.11.119-00000018
26.60.11.119-00000019
26.60.11.119-00000020
26.60.11.119-00000021
26.60.11.119-00000022
26.60.11.119-00000023
26.60.11.119-00000024
26.60.11.119-00000025
26.60.11.119-00000026
26.60.11.119-00000027
26.60.11.119-00000028.
Данные позиции являются действующими, бессрочными и обязательными к применению с 23.12.2021 года
Каждая из перечисленных позиций КТРУ содержит в себе характеристики, которые являются обязательными для применения.
Однако Комиссия отмечает, Министерство экономического развития Российской Федерации определило, что компьютерные томографы относятся в собственную подкатегорию в ОКПД2 (26.60.11.111) и фактически не являются прочими рентгеновскими аппаратами, отнесенными к коду ОКПД2 26.60.11.119.
Из пункта 12 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 следует, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Из изложенного, учитывая предмет закупки, следует, что соответствующая предмету закупки позиция КТРУ должна быть сформирована на основе кода ОКПД2 26.60.11.111 - Томографы компьютерные.
Вместе с тем Комиссии не было представлено доказательств, из которых бы следовало, что товары, включенные в позиции КТРУ "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела", основанные на ОКПД2 26.60.11.119 не являются компьютерными томографами и не являются тем товаром, который требуется к поставке в рамках рассматриваемой закупки.
Кроме того, Комиссии не было представлено доказательств, из которых бы следовало, что заказчиком закупается принципиально иное оборудование (принципиально иной компьютерный томограф), которое не имеет собственной позиции в КТРУ, в том числе в рамках позиций "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела" (например, в качестве принципиально иного оборудования можно выделить систему рентгеновской компьютерной томографии, совмещенную с системой позитронно-эмиссионной томографии (однако и для указанного товара имеется позиция КТРУ - 26.60.11.111-00000016)).
Доводы заказчика, уполномоченного органа и Министерства здравоохранения Красноярского края, касающиеся того, что невозможно применить имеющиеся позиции КТРУ по причине того, что к поставке требуется оборудования с дополнительными характеристиками (проанализировав которые, Комиссия не смогла прийти к выводу, что фактически требуется к поставке не компьютерный томограф с дополнительными характеристиками (Дополнительной информацией) к имеющимися в указанных выше позициях КТРУ, а принципиально иной вид компьютерных томографов, не имеющий собственной позиции в КТРУ) не могут быть признаны Комиссией состоятельными, поскольку, как уже было отмечено выше, из приведенных выше правовых норм однозначно следует невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указание на которую представлено в пункте 5а Правил, указывать в извещении об осуществлении закупки Дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции каталога.
Таким образом, не установив доказательств иного, Комиссия приходит к выводу, что заказчику при формировании извещения необходимо было выбрать из вышеперечисленных позиций КТРУ (позиций, к которым отнесена "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела") наиболее релевантную позицию и руководствоваться ее описанием. Однако заказчик в рамках рассматриваемой закупки не применяет код позиции КТРУ и указывает дополнительные характеристики, которые в таких позициях КТРУ не установлены, что свидетельствует о нарушении заказчиком требований, установленных статьей 42 Закона о контрактной системе, а также требования Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145. Ввиду изложенного, довод жалобы, касающийся неиспользования позиции КТРУ, признается Комиссией обоснованным.
Также в пояснениях заказчика была приведена практика территориальных органов ФАС России, которая, по мнению заказчика, указывает на то, что у него имеется возможность установления дополнительных характеристик.
Комиссия, отмечает, что не может признать данный довод состоятельным, поскольку решения территориальных органов не являются источником права и актом обязательным к применению.
При этом Комиссия Красноярского УФАС России также отмечает, что позиция Комиссии, приведенная выше, коррелируется с позицией ФАС России, которая неоднократно была доведена до сведения Красноярского УФАС России.
На основании вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.35, 3.36 Административного регламента, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Экомедси" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требование статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о закупке.
4. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 3 дня, начиная со дня выставления изменения извещения о закупке в ЕИС.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
А.А. Овчар |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
М.А. Романцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 июня 2022 г. N 024/06/105-1368/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2022