Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
В присутствии (ВКС):
- представителя ИП , по доверенности,
- представителя администрации МО "Город Кирово-Чепецк" Кировской области, по доверенности,
рассмотрев материалы администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области о включении сведений об ИП (далее - ИП, Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
25.05.2022 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от Администрации города Кирово-Чепецка (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Зорилэ А.И. (далее - Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним расторжением Заказчиком контракта от 15.03.2022 N 08403000374220000190001 на приобретение путем купли-продажи квартиры для муниципальных нужд в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (извещение 0840300037422000019).
Рассмотрение, назначенное на 31.05.2022 года, откладывалось на 01.06.2022 г., оглашено участвовавшим посредством ВКС представителям Сторон.
Согласно ч. 1 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Приказом Кировского УФАС России N 10 от 23.01.2017 г. "О создании Комиссии по контролю в сфере закупок" полномочия по рассмотрению сведений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков возложены на Комиссию по контролю в сфере закупок.
В силу ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлены документы об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с тем, что представленное по контракту жилое помещение не соответствует требованиям спецификации к Контракту. Несоответствия были изложены в мотивированном отказе от подписания документов о приемке. Заявленные в отказе от приемке недостатки не были устранены Поставщиком, в связи с чем, 29.04.2022 года Заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Представитель Поставщика подтвердил письменные пояснения, сообщил, что по позициям, указанным в отказе от приемки от 13.04.2022 года указаны недостатки, которые являются устранимыми, несущественными для расторжения контракта. Некоторые из них были устранены по факту получения мотивированного отказа от 13.04.2022 года. Также указывает, что не согласен с решением об одностороннем отказе, в связи с чем, подано заявление в Арбитражный суд Кировской области.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Сторон, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
21.02.2022 года г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на приобретение путем купли-продажи квартиры для муниципальных нужд в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (извещение 0840300037422000019); начальная (максимальная) цена контракта составила 780 000,00 руб. Заказчиком по закупке является Администрация города Кирово-Чепецка Кировской области.
15.03.2022 года между Заказчиком и ИП Зорилэ А.И. был заключен муниципальный контракт N 0840300037422000190001 купли-продажи квартиры по адресу Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Чепецкая, д.22, кв. 32. Цена Контракта 721 500,00 руб.
Согласно п 1.1. Контракта, Поставщик (Продавец) передает в муниципальную собственность муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области, а Заказчик (Покупатель) приобретает путем купли-продажи квартиры для муниципальных нужд в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (5) и оплачивает в соответствии с условиями Контракта жилое помещение (квартиру) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), спецификацией (Приложение N2 к Контракту).
Место нахождения квартиры (далее - Товар, квартира): Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Чепецкая, д. 22, кв. 32. Указанная квартира расположена на первом этаже многоэтажного жилого дома, имеет общую площадь 30 кв. м., в том числе жилую 12 кв. м. Кадастровый номер: 43:42:000031:1504.
Согласно п. 1.8. Контракта, Поставщик (Продавец) передает квартиру Заказчику (Покупателю) на основании подписанного акта приёма-передачи квартиры по месту её нахождения.
Приёмка квартиры на соответствие санитарно-техническим нормам, требованиям по пригодности к использованию без проведения текущего и капитального ремонта подтверждается подписанным актом приёма-передачи квартиры.
Согласно п. 3.1.1. Контракта Поставщик (Продавец) обязуется передать квартиру, предусмотренную в разделе 1 Контракта, в состоянии, отвечающем требованиям Технического задания (Приложение N1 к Контракту), Спецификации (Приложение N2 к Контракту).
В соответствии с разделом 5 Контракта установлен порядок поставки и приемки квартиры, а именно:
5.1. Срок поставки жилого помещения: в течение 5 рабочих дней с момента заключения Контракта. Поставка товара осуществляется по месту нахождения жилого помещения в границах муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области.
5.2. Поставщик (Продавец) передает квартиру по акту приёма-передачи квартиры, подписываемому обеими Сторонами. На момент подписания акта приёма-передачи квартира должна быть свободна от вещей Поставщика (Продавца) или третьих лиц.
5.3. Перед началом приемки квартиры Поставщиком (Продавцом) должна быть произведена влажная уборка, очистка от пыли и загрязнений рабочих поверхностей санитарно-технических и электрических приборов, окон, стен, пола, очистка от бытового и строительного мусора и предметов домашнего обихода.
5.4. Приемка квартиры осуществляется с участием межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области, с привлечением представителей управляющих организаций.
5.5. Поставщик (Продавец) обязан не менее чем за два рабочих дня до даты поставки товара уведомить об этом Заказчика (Покупателя) факсимильной связью (тел. 8(83361) 5-81-17) или посредством направления уведомления на адрес электронной почты (k4opeka@mail.ru).
5.6. В случае если по результатам приемки Поставщику (Продавцу) будут предъявлены обоснованные претензии по качеству жилого помещения, Поставщик (Продавец) в течение 1 недели с момента получения от Заказчика (Покупателя) официального уведомления о несоответствии жилого помещения требованиям, указанным в Контракте и Техническом задании (Приложение N1 к Контракту), в извещении об осуществлении закупки, за свой счет производит устранение выявленных недостатков.
5.9. В акте приёма-передачи квартиры указывается состояние квартиры на момент приемки Товара (данные в соответствии с Техническим заданием, спецификацией).
5.11. Заказчик (Покупатель) проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика (Продавца), документе о приемке.
5.12. Для проверки предоставленных Поставщиком (Продавцом) результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик (Покупатель) проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком (Покупателем) своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке поставленного Товара, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
5.15. При наличии у Заказчика (Покупателя) претензий по количеству и качеству поставленного Товара (при выявлении несоответствий в поставленном Товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию, препятствующих его приемке), и (или) претензий по оформлению документа о приемке, предусмотренного пунктами 5.10 и 5.13 Контракта, (несоответствия указанной в документе о приемке информации) в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 5.13 Контракта, Заказчик (Покупатель) (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика (Покупателя), и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
В случае создания в соответствии с частью 6 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ приемочной комиссии, при наличии у Заказчика (Покупателя) претензий по количеству и качеству поставленного Товара (при выявлении несоответствий в поставленном Товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию, препятствующих его приемке), и (или) претензий по оформлению документа о приемке, предусмотренного пунктами 5.10 и 5.13 Контракта, (несоответствия указанной в документе о приемке информации)), в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней, следующих за днем поступления Заказчику (Покупателю) документа о приемке в соответствии с пунктом 5.13 Контракта, члены приемочной комиссии формируют с использованием ЕИС, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками Заказчика (Покупателя), допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и ЕИС.
После подписания членами приемочной комиссии в соответствии в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта мотивированного отказа от подписания документа о приемке Заказчик (Покупатель) подписывает мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика (Покупателя), и размещает его в ЕИС. Если члены приемочной комиссии в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта не использовали усиленные электронные подписи и ЕИС, Заказчик (Покупатель) прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов.
5.16. Документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в ЕИС в соответствии с абзацем первым пункта 5.14 Контракта и абзацем первым пункта 5.15 Контракта или абзацем третьим пункта 5.14 Контракта или абзацем третьим пункта 5.15 Контракта направляются автоматически с использованием ЕИС Поставщику (Продавцу). Датой поступления Поставщику (Продавцу) документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Поставщик (Продавец).
5.17. В случае получения в соответствии с пунктами 5.15 и 5.16 Контракта мотивированного отказа от подписания документа о приемке Поставщик (Продавец) вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику (Покупателю) документ о приемке в порядке, предусмотренном пунктом 5.10 Контракта.
Согласно условиям заключенного Контракта, срок поставки квартиры определен в течение 5 рабочих дней с момента заключения контракта (п. 5.1 Контракта), то есть до 22.03.2022 года включительно. В указанный срок квартира не была передана Заказчику.
В то же время, в соответствии с условиями Контракта, Поставщиком в адрес Заказчика направлялись уведомления о приемке жилого помещения - 18.03.2022, 22.03.2022, 30.03.2022, 04.04.2022 года.
Согласно пояснениям сторон, приемка жилого помещения откладывалась ввиду необходимости Поставщика устранить недостатки жилого помещения.
06.04.2022 года при приемке жилого помещения, на которой присутствовал Поставщик, Заказчиком были выявлены несоответствия передаваемого помещения, требованиям, установленным в Спецификации к Контракту. Нарушения были зафиксированы Заказчиком в мотивированном отказе от 13.04.2022 года, согласно которому пункты 4, 6, 7,19, 21, 24, 25,26 Спецификации к Контракту не соответствовали требованиям Технического задания, заявленным Поставщиком характеристикам квартиры.
Мотивированный отказ был направлен в адрес Поставщика по электронной почте и по Почте России.
В соответствии с п. 5.6 Контракта Поставщик обязан устранить выявленные недостатки в течение 1 недели.
В связи с устранением Поставщиком указанных недостатков, Уведомлением от 21.04.2022 года Заказчик 26.04.2022 года был приглашен на приемку квартиры.
По результатам повторной приемки квартиры Заказчиком 29.04.2022 года был составлен Протокол заседания комиссии по рассмотрению исполнения муниципальных контрактов, согласно которому при повторной приемке квартиры были выявлены нарушения, которые не были устранены Поставщиком, а именно:
- в квартире проведена перепланировка без соответствующего разрешения - согласно представленным документам в квартире произведен демонтаж встроенного шкафа, что является перепланировкой квартиры, которая не была Поставщикам узаконена в установленном порядке.
- общая площадь квартиры и жилая площадь квартиры (30 кв. м. и 12 кв. м. соответственно из заявки Поставщика), заявленная в документах не соответствует фактическим размерам: по представленным документам общая площадь 31,1 кв.м, жилая площадь 11,2 кв.м.; санитарно-техническое оборудование (раковина, кран смеситель) имеют признаки физического износа; входная дверь установлена с нарушением техники безопасности,
- в жилой комнате уложен линолеум со вставкой, в ванной комнате отсутствует линолеум;
- в жилой комнате установлен натяжной потолок с дополнительной вставкой.
Квартира не соответствовала требованиям п. 5.3 Контракта.
Таким образом, Поставщиком не исполнены обязательства по поставке квартиры, которая соответствовала бы требованиям Спецификации, которая является неотъемлемой частью Контракта.
Согласно выводам, содержащимся в указанном Протоколе, принято решение о расторжении муниципального контракта от 15.03.2022 года в одностороннем порядке на основании ст. 309, 310, 401, ч. 2 ст. 475, ч. 2 ст. 523 ГК РФ.
В силу пункта 6.3. Контракта, его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта, в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу статьи 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора Поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недоставками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения срока поставки товара.
В силу части 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Учитывая, что Поставщиком неоднократно переносился срок приемки квартиры, выявлены недостатки, которые к моменту окончательной приемки оказались не устранены или устранение которых требует значительного времени, Заказчик 29.04.2022 года принял решение N 3581-01-13 об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение).
С 01.01.2022 г. до 01.07.2022 г. ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ) не применяется. Регулирование на указанный период установлено ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В силу ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
29.04.2022 года Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением условий Контракта. В этот же день Решение размещено в ЕИС, 29.04.2022 года направлено в адрес Подрядчика почтовым отправлением, а также на адрес электронной почты, указанный в Контракте.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80081970034321 Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 29.04.2022 г. не было вручено Поставщику (12.05.2022 - истечение срока хранения). Ввиду отсутствия у Заказчика информации о возврате письма, в связи с истечением срока хранения, датой надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика является дата по истечении пятнадцати дней с даты размещения в ЕИС в сфере закупок решения, то есть 14.05.2022 года.
Учитывая, что в течение десятидневного срока нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.04.2022 года, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, вступило в силу 25.05.2022 года, что подтверждается размещенной Заказчиком информацией о расторжении Контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Таким образом, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков должно быть направлено Заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не позднее 30.05.2022 г. Информация направлена 25.05.2022 года, в установленные сроки.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Из пояснений Поставщика установлено, что вменяемые Заказчиком несоответствия условиям Контракта являются устранимыми: мусор будет вынесен, сантехническое оборудование заменено, укладка плиткой в ванной комнате является улучшенным по отношению к заявленному линолеуму. Однако, по факту получения 16.05.2022 года по электронной почте решения о расторжении контракта Поставщиком не были предприняты действия для устранения недостатков, информация об устранении недостатков сторонами не представлена.
Кроме того, квартира, предоставляемая в качестве предмета закупки должна соответствовать не только спецификации к контракту, а также конкретным характеристикам, указанным Поставщиком в заявке на участие в аукционе, а именно: размер общей и жилой площади, выбор материала для укладки в ванной комнате. Поставщик предоставил жилое помещение не соответствующее по указанным показателям, посчитав это улучшенными характеристиками. Однако в материалах дела отсутствуют соглашения к контракту, подтверждающие согласование Заказчиком улучшенных характеристик.
Следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения контракта. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Заказчик, разместив закупку на куплю-продажу квартиры для муниципальных нужд в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, рассчитывал на получение результата в виде поставки жилья надлежащего качества для определенных групп населения, однако, ИП Зорилэ А.И. не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства. Невыполнение Поставщиком условий Контракта привело к срыву закупки социально значимого объекта.
Таким образом, на момент заключения контракта Поставщик не оценил свою возможность исполнить принятые по контракту обязательства. Материалы дела не содержат доказательств, указывающих на объективную невозможность выполнить условия контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении ИП при исполнении Контракта.
Согласно п.п. б) п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В данном случае характер допущенного Поставщиком нарушения условий контракта и наличие в его действиях вины, свидетельствуют о необходимости применения данной меры ответственности в отношении Индивидуального предпринимателя Зорилэ А.И. Применение в рассматриваемом случае соответствующей санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Руководствуясь ст. 99, 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об индивидуальном предпринимателе З:
_
Дата события (решение об отказе вступило в силу) |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
25.05.2022 |
30.05.2022 |
25.05.2022 |
0 |
25.05. |
01.06. 2022 |
01.06. 2022 |
0 |
06.06.2022 |
06.06.2022 |
0 |
0 |
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 1 июня 2022 г. N 043/06/104-482/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2022