Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела КЗ Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя МКУ "Комбинат продовольствия и социального питания" города Кирова от 24.01.2022 г.;
- представителя Управления муниципальных закупок администрации города Кирова от 08.06.2022 г.,
при участии посредством ВКС:
- директора ООО "Равновесие";
рассмотрев жалобу ООО "Равновесие",
У С Т А Н О В И Л А:
04.06.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "Равновесие" на действия Заказчика - МКУ "Комбинат продовольствия и социального питания" города Кирова при проведении электронного аукциона на поставку сыра полутвердого (извещение 0140300040822000864). Уполномоченной орган - Управление муниципальных закупок администрации города Кирова.
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также требования Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку установление дополнительной характеристики "упаковано под вакуумом" ограничивает количество участников закупки, так как способ упаковки зависит только от наличия того или иного оборудования для фасовки товара. Указывает, что способ упаковки товара "в модифицированной газовой среде" не влияет и не ухудшает потребительские свойства (в том числе характеристики качества) и иные характеристики товара, позволяющие обеспечить нужды Заказчика.
Рассмотрение жалобы назначено на 09.06.2022 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Заказчик направил пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, указывает, что извещение формируется Заказчиком исходя из потребности. Указание дополнительной характеристики в части упаковки обусловлено негативным опытом Заказчика по поставке сыра в 2020 году (товар был упакован в модифицированной газовой среде и от конечных потребителей поступали жалобы на качество товара). Кроме того, Заказчиком был направлен запрос о предоставлении информации о возможности поставок сыра под вакуумом в пакеты из полимерной пленки (для упаковки под вакуумом). В ответ на запрос получено 5 писем, из которых следует, что данные производители и поставщики имеют возможность и готовы поставить товар с указанными характеристиками. Кроме того, на участие в закупке было подано 4 заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции. Считает жалобу необоснованной.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что отсутствие товара с необходимыми у какого-либо потенциального участника закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки, поскольку объектом закупки является не производство товара, а его поставка, т.е. участник закупки не был лишен возможности закупить и поставить Заказчику необходимый товар. Кроме того, Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения, которые подтверждают возможность поставки товара с необходимыми заказчику характеристиками. Считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
27.05.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0140300040822000864 о проведении электронного аукциона на поставку сыра полутвердого. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 259 479,00 руб. Дата окончания подачи заявок - 06.06.2022 г.
Согласно Техническому заданию к поставке требуются сыры полутвердые, в том числе со следующей спорной характеристикой "Упаковано под вакуумом в пакеты из полимерной пленки (для упаковки под вакуумом) цельным куском весом не менее 0,2 кг, но не более 0,5 кг".
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона N 0140300040822000864 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, в том числе требования к упаковке товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих отсутствие на товарном рынке товаров нескольких производителей, соответствующих требованиям извещения о проведении закупки или подтверждающих отсутствие возможности производства товаров, удовлетворяющих потребностям Заказчика.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
При этом Заявителем не доказано отсутствие у Заказчика соответствующей потребности.
Предметом закупки является поставка товара (сыр полутвердый), а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребности и специфики поставки продуктов питания в общеобразовательные учреждения города Кирова.
Кроме того, Заказчиком в материалы дела представлен запрос информации о возможности поставки сыра полутвердого фасованного упакованного под вакуумом в пакеты из полимерной пленки (для упаковки под вакуумом) цельным куском весом не менее 0,2 кг, но не более 0,5 кг. В ответ на данный запрос Заказчиком получена информация от пяти юридических лиц о возможности поставки товара с указанной характеристикой.
Представленные в материалы жалобы копии коммерческих предложений, явившихся обоснованием НМЦК, содержат предложения о поставке товара трех потенциальных участников с необходимыми Заказчику характеристиками.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.06.2022 г. на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, 3 их которых соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и извещения о проведении закупки, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников.
Таким образом, довод Заявителя не обоснован.
Довод жалобы о возможном нарушении антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Равновесие" на действия Заказчика - МКУ "Комбинат продовольствия и социального питания" города Кирова при проведении электронного аукциона на поставку сыра полутвердого (извещение 0140300040822000864).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 9 июня 2022 г. N 043/06/106-501/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2022