Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой клинический перинатальный центр": Тищенко Т.М., Булькотина М.Д.;
от ООО "Радуга-Плюс": Нагорнова А.В.;
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой клинический перинатальный центр" (далее- Заказчик) о включении сведений об ООО "Радуга-Плюс" (далее-Исполнитель), его директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключённого по результатам закупки N 081720000321014770 "Оказание услуг по стирке и обработке белья", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой клинический перинатальный центр" о включении сведений об ООО "Радуга-Плюс" его директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключённого по результатам закупки N 081720000321014770 "Оказание услуг по стирке и обработке белья".
08 июня 2022 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представители заказчика пояснили что в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Радуга-Плюс" своих обязанностей, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. На включении ООО "Радуга-Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков не настаивали.
Представитель ООО "Радуга-Плюс" пояснил, что работы по договору выполнялись, просил не включать Общество в реестр недобросовестных поставщиков.
Исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам:
29.11.2021 г. между КГБУЗ "Алтайский краевой клинический перинатальный центр" и ООО "Радуга-Плюс" был заключен договор N ЭА. 2021.14770 на оказание услуг по стирке и обработке белья.
В соответствии с пунктом 1.1. договора, Исполнитель обязуется собственными силами своевременно оказать на условиях договора услуги по стирке и обработке белья, а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
Согласно условиям договора, Исполнитель обязан оказать предусмотренную договором услугу, обеспечив надлежащее качество, в соответствии с требованиями нормативных документов, в сроки, уставленные договором, в пределах цены договора (пункт 3.4.1 договора).
05.01.2022 г. в ходе приемки обработанного белья Заказчиком, осуществляемой в соответствии с разделом 5 договора были выявлены недостатки, зафиксированные в акте рекламации от 05.01.2022 г., в том числе нарушения положений технического задания к договору, являющегося неотъемлемой частью:
- нарушение пункта 2.1, пункта 4.1, пункта 4.4 (присутствие на белье следов остатков лекарственных препаратов имеющих липкую основу, биологической жидкости (кровь);
- нарушение пункта 4.2 (отсутствие на каждом грузовом месте (мешке) размещенного стикера, содержащую информацию: наименование Заказчика отделение), номенклатурный перечень, количество).
В связи с выявленными нарушениями 05.01.2022 г. в адрес ООО "Радуга-Плюс" была направлена претензия N 1 с требованием устранения выявленных недостатков в трехдневный срок.
06.01.2022 г. Исполнитель ответил на претензию, указывая, что:
- все загрязнения с привезенной партии за исключением не выводимых пятен с 3-4 пеленок были удалены.
- по факту нарушения пункта 4.2 (отсутствие бирки) Исполнитель указал, что мешки с грязным бельём были им получены 03.01.2022 г. без каких- либо накладных.
В дальнейшем, Заказчиком в адрес ООО "Радуга-Плюс" неоднократно направлялись претензии о качестве выполняемых услуг.
06.04.2022 г. Заказчику было сообщено, о том, что на профессиональные моющие средства существенно выросли цены, в связи с чем оказание качественных услуг по стирке белья не представляется возможным без увеличения цены договора. Исполнитель просил расторгнуть договор по соглашению сторон.
22.04.2022 г. ООО "Радуга-Плюс" письмом N 32 уведомило Заказчика о том, что прекращает стирку белья с 25.04.2022 г. с связи с существенным изменением условий, а именно, повышением цен на моющие средства.
29.04.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 10.1 и 10.2 договора, расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по следующим основаниям:
Исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора или оказывает услугу настолько медленно, что завершение оказания услуги к установленному в Договоре сроку становится явно невозможным;
во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет оказана надлежащим образом, и Исполнитель не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика.
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято Заказчиком на основании неоднократного оказания услуг ненадлежащего качества.
Вместе с тем, доказательств ненадлежащего оказания услуг материалами дела не подтверждается.
Так, согласно условиям контракта (пункт 5.3) приемка Заказчиком оказанной услуги, включая проведение экспертизы результатов, предусмотренных Договором, в части их соответствия условиям Договора осуществляется в течение 5 (пяти) дней со дня получения от Исполнителя извещения (уведомления) о готовности услуги.
В материалах дела отсутствует документы о проведении экспертизы результатов оказанной услуги. Заказчик вел только претензионную работу.
Кроме того, согласно пункту 5.1 договора, эффективность отстирования должна составлять не менее 30%.
Таким образом, 100% эффективность отстирования не предусмотрена условиями договора, и следовательно допускается то обстоятельство, что не белье могут оставаться следы веществ, которые отстирать невозможно.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
В материалах дела имеется письмо ООО "Радуга-Плюс" N 27 от 06.204.2022 г. в адрес Заказчика в котором сообщает о невозможности оказывать качественные услуги по стирке белья в связи с резким ростом цен на профессиональные моющие средства.
Так, Исполнитель указывает на то, что с момента начала проведения военной спецоперации и введением санкций в отношении России, цены на продукцию ARIEL, которую использует Исполнитель, выросла приблизительно на 50%.
В соответствии с пунктом 3 статьи 403 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия считает, что экономическая нестабильность, связанная в том числе с введением антироссийских санкций, может рассматриваться как чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство.
Согласно пункту 15 Постановления от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов правительства Российской Федерации, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия, принимая во внимание данное обстоятельство, считает, что отсутствуют достаточные доказательства недобросовестного поведения Исполнителя.
Кроме того, Исполнителем, учитывая достаточный опыт в сфере оказания прачечных услуг (около 65 исполненных контрактов), Комиссия не находит в действиях ООО "Радуга-Плюс" недобросовестного поведения.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не выявлены;
2. не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Радуга-Плюс".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 8 июня 2022 г. N РНП-142-Р/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2022