Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от Заказчика - Администрации Быстроистокского района Алтайского края Конобейского Алексея Владимировича путем видеоконференции;
от ООО "Вектор-Агро" Склярова Николая Ивановича;
рассмотрев заявление Заказчика - Администрации Быстроистокского района Алтайского края о включении сведений об ООО "Вектор-Агро", его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0817200000321011191 "Поставка угля каменного на отопительный период 2021-2022 годов" согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - Администрации Быстроистокского района Алтайского края о включении сведений об ООО "Вектор-Агро" (далее - Поставщик, Общества), его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0817200000321011191 "Поставка угля каменного на отопительный период 2021-2022 годов".
Согласно обращению Заказчика и представленным документам 20.09.2021 г. между Заказчиком и ООО "Вектор-Агро" был заключен контракт на поставку угля на отопительный сезон 2021-2022 гг. Поставки угля по графику в сентябре и октябре 2021 г. не были осуществлены, в связи с чем Заказчик направил претензию от 21.10.2021 г., претензию от 01.11.2021 г. с требованием поставить уголь. Поскольку уголь так и не был поставлен, 04.05.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым, Заказчик направил в УФАС по Алтайскому краю сведения об ООО "Вектор-Агро" для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель Общества пояснил, что уже в начале октября 2021 г. ООО "Вектор-Агро" использовал весь уголь, находящийся на его складах, дальнейший закуп угля и его доставка заказчикам была невозможна в виду отсутствия подвижного состава и отказа в реализации угля производителями, считает, что в действиях Поставщика отсутствует недобросовестность.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
23.08.2021 г. в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000321011191 "Поставка угля каменного на отопительный период 2021-2022 годов", а также аукционная документация, техническое задание, проект контракта. Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 168 416,00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.09.2021 г. на участие в закупке было подано три заявки, все заявки были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 07.09.2021 г. заявка ООО "Вектор-Агро" с ценовым предложением 1 162 573,92 руб. была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
20.09.2021 г. по итогам электронного аукциона между Администрацией Быстроистокского района Алтайского края и ООО "Вектор-Агро" был заключен муниципальный контракт N08172000003210111910001 на поставку угля на отопительный сезон 2021-2022 гг.
Согласно п. 1.1 контракта Поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно или с привлечением соисполнителей Заказчику уголь каменный на отопительный период 2021-2022 годов по наименованию (ям), качеству, в количестве, ассортименте согласно Спецификации (Приложение N 1), Техническому заданию (Приложение N3) (далее - "товар") в установленный Контрактом срок, а Заказчик обязуется принять товар надлежащего качества и количества и обеспечить его оплату в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 2.1 контракта цена Контракта составляет 1 162 573, 92 рублей.
Пунктом 4.1 контракта определено, что поставка Товара осуществляется в соответствии с Графиком поставки товаров (Приложение N2).
Приложением N 2 к контракту установлен график поставки товара ( уголь марки ДР):
Сентябрь 2021 г. - 50 тонн; Октябрь 2021 г. - 60 тонн; Ноябрь 2021 г. - 70 тонн; Декабрь 2021 г. - 90 тон; Январь 2022 г. - 60 тонн; Февраль 2022 г. - 35,13 тонн.
Претензией от 21.10.2022 г., претензией от 01.11.2021 г. в адрес Поставщика Заказчик уведомляет о непоставке угля в сентября и октябре 2021 г., требует немедленно поставить уголь.
В материалах дела имеется письмо ООО "Вектор-Агро" от 18.10.2021 г. в адрес Заказчика с предложением расторгнуть контракт по взаимному согласию в связи с дефицитом подвижного состава и уменьшения объемов отгрузки угля на внутренний рынок угледобывающими предприятиями.
04.05.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что по состоянию на 14.04.2022 г. товар так и не был поставлен.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.2 контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в том числе в связи с неоднократным нарушением Поставщиком сроков поставки товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу пункта 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поскольку уголь так и не был поставлен Заказчику, Комиссия считает, что Поставщиком были нарушены существенные условия контракта. Комиссия не ставит под сомнение право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Таким образом, участник закупки, осуществляющий предпринимательскую деятельность, несет в том числе риски, связанные с участием в закупках: став победителем закупки, участник закупки обязан заключить и исполнить контракт.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В связи с изложенным, Комиссия считает, что Обществом не представлено доказательств отсутствия угля требуемой марки на рынке, а рост цен на уголь, дефицит подвижного состава не является обстоятельством непреодолимой силы, является обычным риском предпринимательской деятельности.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 ( далее - Правила), не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
В соответствии с пп "а" п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Комиссия установила, что 14.04.2022 г. в реестре контрактов ЕИС Заказчиком было размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.04.2022 г., а 06.05.2022 г. в реестре контрактов ЕИС было размещено решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.05.2022 г., в связи с чем, Комиссия считает, что существует неопределенность, когда Заказчиком в действительности было принято решение об одностороннем отказе: 14.04.2022 г. или 04.05.2022 г.; в связи с чем в реестре контрактов размещено два решения об одностороннем отказе, уведомлялся ли Поставщик о принятии решения 14.04.2022 г. Представитель заказчика затруднился пояснить данную ситуацию.
К тому же п. 11 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в реестре контрактов ЕИС размещается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения, т. е. размещение данной информации означает, что решение Заказчика вступило в силу. В то время как принятое и не вступившее в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта подлежит размещению в разделе "Дополнительная информация о контрактах 44-ФЗ" согласно смыслу раздела 3.7.4 "Руководства пользователей. Официальный сайт ЕИС".
Комиссией установлено, что решение от 14.04.2022 г. и решение от 04.05.2022 г. в разделе "Дополнительная информация о контрактах 44-ФЗ" не размещались, были размещены в реестре контрактов ЕИС преждевременно.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Вектор-Агро".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 8 июня 2022 г. N РНП-22-139/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2022