Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В.- председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - Управления делами Воронежской области Сафоновой М.В. (доверенность от 02.06.2022 года),
уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Репниковой О.Н. (доверенность от 29.12.2021 года),
АНОО ДПО "Высшая школа закупок" Ступникова С.А. (приказ от 13.05.2022 года N 7), Завозина А.И. (доверенность от 13.05.2022 года N16),
рассмотрев жалобу автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования "Высшая школа закупок" (АНОО ДПО "Высшая школа закупок") на действия уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, заказчика - Управления делами Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по направлению в области организации бухгалтерского учёта в органах государственной власти и местного самоуправления "Бухгалтерский учёт и налогообложение: новации и приоритеты" (извещение N 0131200001022004237) (далее - конкурс),
у с т а н о в и л а:
в Воронежское УФАС России поступила жалоба АНОО ДПО "Высшая школа закупок" (далее - заявитель) на действия уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - уполномоченный орган), заказчика - Управления делами Воронежской области (далее - заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по направлению в области организации бухгалтерского учёта в органах государственной власти и местного самоуправления "Бухгалтерский учёт и налогообложение: новации и приоритеты" (извещение N 0131200001022004237) (далее - конкурс).
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, уполномоченного органа по установлению в конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе в части положений о применении в целях оценки заявок сведений о количестве специалистов, имеющих ученую степень кандидата (доктора) юридических и (или) экономических наук; диплома о присуждении ученую степень кандидата (доктора) юридических и (или) экономических наук.
Представители заказчика, уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного органа соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч. 3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
19.05.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении конкурса и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта: 237600.00 рублей. Торги проводятся на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер".
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с указанным Федеральным законом.
Согласно пункту 4 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке в числе прочих устанавливает критерий: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
На основании п. 1 Положения порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливается приложением N 1 к Положению.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок применяется критерий: "Квалификация участника закупки".
Согласно подпункта "а" пункта 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному в том числе, подпунктом "г" пункта 3 Положения применяются детализирующие показатели.
Подпунктом "д" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться один или несколько показателей оценки, в том, числе: "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 30 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", устанавливается следующий перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- документы подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Подпунктом 2.2.1 п. 2 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение N 5 к извещению) установлен детализирующий показатель оценки квалификации участников закупки: наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
К оценке принимаются документы:
1. Перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки:
- специалисты, имеющие ученую степень кандидата (доктора) юридических и (или) экономических наук.
Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- документы, подтверждающие квалификацию специалистов и иных работников:
- диплом о присуждении ученой степени кандидата (доктора) юридических и (или) экономических наук.
Согласно ч. 2 ст. 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
П. 16 Постановления Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 "О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов" утверждение профессионального стандарта осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета с рекомендациями о его одобрении.
Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что в настоящее время профессиональный стандарт для педагогов дополнительного профессионального образования не утвержден.
Таким образом, в действиях заказчика, уполномоченного органа содержатся нарушения требований п. 11 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, выразившиеся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок в части положений о применении в целях оценки заявок сведений о количестве специалистов, имеющих ученую степень кандидата (доктора) юридических и (или) экономических наук; диплома о присуждении ученую степень кандидата (доктора) юридических и (или) экономических наук.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Как было указано выше для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному в том числе, подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В силу пункта 18 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Подпунктом "д" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяются показатели оценки, в том числе "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с подпунктом 2.2.1 п. 2 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение N 5 к извещению): оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом з пункта 20 положения:
з) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки,
- по формуле:
где - предельное минимальное значение характеристики, установленное заказчиком: 4 специалиста (чел.),
- предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком: 8 специалистов (чел.).
При этом, как указано выше к оценке будут допущены заявки в составе которых будет приложен, в том числе диплом о присуждении ученой степени кандидата (доктора) юридических и (или) экономических наук, в количестве не менее 4 (чел.).
Вместе с тем на заседании Комиссии представителями Заказчика необходимость надлежащего обоснования установления вышеуказанных предельных значений не представлены.
Таким образом, установление в документации о закупке положений в отношении минимального и максимального количества специалистов, подтверждающих квалификацию, что свидетельствует о преимуществе участника, соответствующего указанным значениям предельных характеристик по отношению к участнику, значения характеристик которого - менее 4 и (или) более 8, соответственно.
На основании ч. 1 ст. 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с правовой позицией изложенной в письме ФАС России от 8 декабря 2021 г. N МШ/105064/21 не допускается установление порядка оценки, приводящего к необоснованному созданию преимуществ отдельным участникам закупки. Аналогичная позиция изложена в решении ФАС России от 22.02.2022 по делу N 28/06/105-380/2022, решении ФАС России от 05.04.2022 по делу N 28/06/105-932/2022, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 13.01.2021 года Ф06-6346/2021.
Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа, установивших предельные максимальные значения по детализирующим показателям Критерия в отсутствие надлежащего обоснования, не соответствуют Положению и нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, отнесенность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
1. Признать жалобу АНОО ДПО "Высшая школа закупок" на действия уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, заказчика - Управления делами Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по направлению в области организации бухгалтерского учёта в органах государственной власти и местного самоуправления "Бухгалтерский учёт и налогообложение: новации и приоритеты" (извещение N 0131200001022004237) обоснованной.
2. Признать в действиях уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, заказчика - Управления делами Воронежской области нарушения требований п. 11 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, выразившиеся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе в части положений о применении в целях оценки заявок сведений о количестве специалистов, имеющих ученую степень кандидата (доктора) юридических и (или) экономических наук; диплома о присуждении ученую степень кандидата (доктора) юридических и (или) экономических наук.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, заказчика - Управления делами Воронежской области нарушения требований ст. 8, п. 11 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, выразившиеся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе в части указания минимального и максимального значений количества специалистов.
4. Выдать уполномоченному органу - Управлению по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, заказчику - Управлению делами Воронежской области предписание об устранении выявленных нарушений.
Резолютивная часть объявлена: 03.06.2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 08.06.2022 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены Комиссии Н.И. Сисева
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 3 июня 2022 г. N 036/06/42-541/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2022