Резолютивная часть решения оглашена 02 июня 2022 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: ...
, в присутствии директора Государственного казенного учреждения Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области" (далее - Заказчик, ГКУ РО "УКС РО")
...
, в присутствии представителя ГКУ РО "УКС РО"
...
, в присутствии представителей Министерства здравоохранения Рязанской области
...
, в присутствии представителя Государственного казенного учреждения "Центр закупок Рязанской области"
...
, в присутствии представителей АО "Р-Фарм" (далее - Заявитель, Общество)
...
, в отсутствие представителей АО "Сбербанк - АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО АО "Р-Фарм" б/н б/д от 16.05.2022 (вх. N2690 от 17.05.2022) на действия Заказчика (Государственного казенного учреждения Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области") при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия: видеоэндоскопические комплексы, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие для оснащения строящегося объекта: "Главный лечебный корпус государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" в г. Рязани" (извещение N 0859200001122005470 от 13.05.2022) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
ГКУ РО "УКС РО" инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского изделия: видеоэндоскопические комплексы, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие для оснащения строящегося объекта: "Главный лечебный корпус государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" в г.Рязани" (далее - электронный аукцион).
13.05.2022 извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 108 381 891,72 (сто восемь миллионов триста восемьдесят одна тысяча восемьсот девяносто один) рубль 72 копейки.
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
По мнению Заявителя, Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1.Заказчик нарушил требования постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102), в части включения в описание объекта закупки одного предмета контракта (лота) кодов ОКПД2: 32.50.50.190 и ОКПД2: 26.60.12.129, что является неправомерным, так как код ОКПД2: 26.60.12.129 включен в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а код ОКПД2: 32.50.50.190 отсутствует в перечне утвержденным Постановлением N102.
2.Техническое задание содержит требования, характерные для продукции конкретного производителя, что приводит к ограничению конкуренции.
В ходе заседания Комиссии Рязанского УФАС России представители Заявителя поддержали довод N2, изложенный в жалобе, согласившись что довод N1 не обоснован.
В отзыве на жалобу N563 от 01.06.2022 Заказчик сообщил, что положение извещения о проведении электронного аукциона, а также описание объекта закупки соответствуют требованиям Закона о ФКС, они являются согласованными, не содержат внутренних противоречий и позволяют выявить участника закупки, который предлагает лучшие условия исполнения контракта.
В отзыве на жалобу N231 от 01.06.2022 Уполномоченное учреждение сообщило, что положение извещения о проведении электронного аукциона, а также описание объекта закупки полностью отвечают требованиям законодательства о контрактной системе, и доводы, изложенные в обращении, считает безосновательными и необоснованными, отмечая, что целью проведения любой закупки является прежде всего удовлетворение потребностей заказчика, а не абсолютно всех потенциальных участников закупки.
В ходе заседания Комиссии Рязанского УФАС России представители Заказчика, Уполномоченного учреждения поддержали свои возражения, изложенные в отзывах на жалобу. Представители Заинтересованного лица поддержали позицию Заказчика и Уполномоченного учреждения.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1.По мнению Заявителя, Заказчик нарушил требования постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части включения в описание объекта закупки одного предмета контракта (лота) кодов ОКПД2: 32.50.50.190 и ОКПД2: 26.60.12.129, что является неправомерным, так как код ОКПД2: 26.60.12.129 включен в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно электронного документа "Описание объекта закупки", являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении электронного аукциона, Заказчик предлагает к поставке следующий товар:
ОКПД 2: 32.50.50.190
N п/п |
Наименование оборудования |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Видеоэндоскопический комплекс для проведения колоноскопии |
Компл. |
1 |
2 |
Видеоэндоскопический комплекс для проведения фотодинамической терапии |
Компл. |
1 |
3 |
Видеоэндоскопический комплекс для выполнения эндоскопических вмешательств |
Компл. |
1 |
4 |
Видеоэндоскопический комплекс для проведения бронхоскопии |
Компл. |
1 |
ОКПД2: 26.60.12.129
В составе позиции N1 "Видеоэндоскопический комплекс для проведения колоноскопии": 9. Набор гибких эндоскопических инструментов для операций - 1 компл.; 10. Инсуфлятор СО2 - 1 шт.
В составе позиции N2 "Видеоэндоскопический комплекс для проведения фотодинамической терапии": 5. Видеогастроскоп терапевтический - 1 шт.
В составе позиции N3 "Видеоэндоскопический комплекс для выполнения эндоскопических вмешательств": 11. Набор гибких эндоскопических инструментов для операций - 2 компл.
Постановление N102 устанавливает ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.
Согласно п.1 Постановления N102 утвержден прилагаемый перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1).
В силу п.2(2) Постановления N102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него;
В соответствии с перечнем отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Постановлением N102 код ОКПД 2: 32.50.50.190 отсутствует, а код ОКПД2: 26.60.12.129 исключен из данного перечня постановлением Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку описание объекта закупки не противоречит постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 по причине отсутствия кодов общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2: 32.50.50.190, ОКПД2: 26.60.12.129 в перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. По мнению Заявителя, Заказчик при описании объекта закупки установил характеристики товара таким образом, что в совокупности всех установленных характеристик поставка товара ограничена одним производителем, а именно:
по позиции N1 "Видеоэндоскопический комплекс для проведения колоноскопии":
раздел 2 "Видеопроцессор с осветителем - 1 шт."
N п/п |
Наименование характеристики |
Показатель характеристики |
1. |
Видеоинформационный эндоскопический центр |
|
1.20 |
Видеовыходы цифровые |
DVI-D, SDI, IEEE 1394 |
1.29 |
Наличие программируемых кнопок на клавиатуре, шт. |
Не менее 4 |
1.30 |
Видеовходы для вывода дополнительного изображения |
Y/C, VBS |
1.39 |
Колпачок для настройки баланса белого в комплекте |
Наличие |
1.40 |
Держатель колпачка для настройки баланса белого в комплекте |
Наличие |
2. |
Эндоскопический ксеноновый источник света |
|
2.1 |
Тип лампы |
Ксеноновая |
раздел 5 "Видеоколоноскоп - 2 шт."
N п/п |
Наименование характеристики |
Показатель характеристики |
1. |
Колоновидеоскоп |
|
1.16 |
Встроенная цветная ПЗС матрица высокого разрешения в дистальном конце |
Наличие |
Заявитель считает, что установленным характеристикам соответствует товар единственного производителя "Олимпас Медикал Системс".
по позиции N2 "Видеоэндоскопический комплекс для проведения фотодинамической терапии":
раздел 5 "Видеогастроскоп терапевтический - 1 шт."
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателей |
19 |
Чистящая щетка для инструментального канала, одноразовая, набор |
Не менее 2 |
20 |
Длина, мм |
Не менее 2100 |
21 |
Щетинистые зоны |
Не менее 3 |
22 |
Диаметр щетинок, мм |
Не менее 6 |
23 |
Чистящая щетка для цилиндра отсоса, шт |
Не менее 1 |
24 |
Длина, мм |
Не менее 135 и не более 140 |
25 |
Двухсторонняя |
Наличие |
26 |
Резиновый клапан биопсийного канала, шт |
Не менее 10 |
27 |
Загубник, шт |
Не менее 1 |
28 |
Адаптер для очистки канала воздуха/воды/отсоса, шт |
Не менее 1 |
29 |
Силиконовое масло, шт |
Не менее 1 |
30 |
Набор О-образных колец для клапана вода/воздух, набор |
Не менее 1 |
31 |
Набор О-образных колец для цилиндра отсоса, набор |
Не менее 1 |
32 |
Адаптер для очистки коннектора воздуха/воды, шт |
Не менее 1 |
33 |
Ирригационная трубка, шт |
Не менее 1 |
34 |
Набор обратных клапанов, набор |
Не менее 1 |
35 |
Крышка газового клапана, шт |
Не менее 1 |
36 |
Крышка для замачивания, шт |
Не менее 1 |
37 |
Инструкция пользователя |
Не менее 1 |
38 |
Инструкция по обработке |
Не менее 1 |
39 |
Щипцы для биопсии, стерильные, одноразовые, шт |
Не менее 1 |
40 |
Внешний диаметр бранш, мм |
Не менее 2,1 и более 2,3 |
41 |
Рабочая длина, см |
Не менее 155 и не более 165 |
42 |
Минимальный рабочий канал, мм |
Не менее 2,8 |
Заявитель считает, что установленным характеристикам соответствует товар единственного производителя "ХОЯ Корпорейшен" модель эндоскопа EG29-i10.
по позиции N3 "Видеоэндоскопический комплекс для выполнения эндоскопических вмешательств":
раздел 5 "Видеогастроскоп (двухканальный) - 1 шт."
N п/п |
Наименование характеристики |
Показатель характеристики |
1. |
Гастроинтестинальный видеоскоп |
|
1.25 |
Биопсийный клапан сдвоенный автоклавируемый в комплекте |
Наличие |
1.26 |
Колпачки для биопсийного клапана автоклавируемые в комплекте |
Наличие |
1.27 |
Клапан вода/воздух автоклавируемый в комплекте |
Наличие |
1.28 |
Аспирационный клапан автоклавируемый в комплекте |
Наличие |
1.29 |
Трубка соединительная для каналов автоклавируемая в комплекте |
Наличие |
1.30 |
Адаптер очистки канала вода/воздух автоклавируемый в комплекте |
Наличие |
1.31 |
Инжекторная трубка автоклавируемая в комплекте |
Наличие |
1.32 |
Щетка для очистки канала автоклавируемая в комплекте |
Наличие |
1.33 |
Щетка для очистки входа в канал автоклавируемая в комплекте |
Наличие |
1.34 |
Загубник автоклавируемый в комплекте |
Наличие |
1.35 |
Заглушка для каналов автоклавируемая в комплекте |
Наличие |
1.36 |
Колпачок для коннектора водонепроницаемый в комплекте |
Наличие |
1.37 |
Трубка для канала подачи воды автоклавируемая в комплекте |
Наличие |
Заявитель считает, что установленным характеристикам соответствует товар единственного производителя "Олимпас Медикал Системс" модель эндоскопа GIF-2TH180.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что под описание объекта закупки подходит как минимум два производителя, что подтверждается поданными заявками. Комиссия антимонопольного органа считает данный довод несостоятельным по следующим основаниям.
Проанализировав материалы дела, Комиссией Рязанского УФАС России установлено, что на участие в электронном аукционе подано 3 (три) заявки от участников, которые предлагают к поставке следующий товар:
1.) Участник с идентификационным номером 87
Позиция N 1 "Видеоэндоскопический комплекс для проведения колоноскопии": раздел 2 "Видеопроцессор с осветителем - 1 шт." (CV-190 Plus Видеоинформационный эндоскопический центр, с принадлежностями, OLYMPUS Medical Systems Corporation, Япония, Великобритания, Германия, США, 1 шт.); раздел 5 "Видеоколоноскоп - 2 шт." (CF-H190L Видеоколоноскоп, с принадлежностями, OLYMPUS Medical Systems Corp., Япония, 2 шт.);
Позиция N 2 "Видеоэндоскопический комплекс для проведения фотодинамической терапии" раздел 5 "Видеоэндоскопический комплекс для проведения фотодинамической терапии" (Видеогастроскоп "ПЕНТАКС" EG29-i10, c принадлежностями, HOYA Corporation, Япония, Малайзия. Таиланд, 1 шт.);
Позиция N 3 "Видеоэндоскопический комплекс для выполнения эндоскопических вмешательств" раздел 5 "Видеогастроскоп (двухканальный) - 1 шт." (GIF-2TH180 Гастроинтестинальный видеоскоп, с принадлежностями, OLYMPUS Medical Systems Corp., Япония, 1 шт. MAJ-1430 Кабель, OLYMPUS Medical Systems Corporation, Япония, Великобритания, Германия, США, 1 шт.).
2.) Участник с идентификационным номером 207
Позиция N 1 "Видеоэндоскопический комплекс для проведения колоноскопии": раздел 2 "Видеопроцессор с осветителем - 1 шт." ("Олимпас Медикал Системс Корп." страна происхождения товара Япония); раздел 5 "Видеоколоноскоп - 2 шт." ("Олимпас Медикал Системс Корп." страна происхождения товара Япония);
Позиция N 2 "Видеоэндоскопический комплекс для проведения фотодинамической терапии" раздел 5 "Видеоэндоскопический комплекс для проведения фотодинамической терапии" (Видеогастроскоп терапевтический - 1 шт. "ХОЯ Корпорейшн" страна происхождения товара Япония, Малайзия);
Позиция N 3 "Видеоэндоскопический комплекс для выполнения эндоскопических вмешательств" раздел 5 "Видеогастроскоп (двухканальный) - 1 шт." (Видеогастроскоп (двухканальный) - 1 шт. "Олимпас Медикал Системс Корп." страна происхождения товара Япония).
3.) Участник с идентификационным номером 130
Видеокомплексы эндоскопические с цветным изображением для жесткой и гибкой эндоскопии ВЭ-"АКСИ" по ТУ 9442-056-27507632-2012, ЗАО "Аксиома-Сервис", Россия; Видеоэндоскопы производства "ХОЯ Корпорейшн", Япония, HOYA Corporation, 6-10-1 Nishi-Shinjuku, Shinjuku-ku, Tokyo, 160-0023, Japan; Видеоколоноскопы производства "ХОЯ Корпорейшн", Япония, HOYA Corporation, 6-10-1 Nishi-Shinjuku, Shinjuku-ku, Tokyo, 160-0023, Japan.
Однако, Комиссия Рязанского УФАС России, проанализировав инструкцию, размещенную в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) - www.roszdravnadzor.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (Уникальный номер реестровой записи o86099, Регистрационный номер медицинского изделия РЗН 2013/855, Видеокомплексы эндоскопические с цветным изображением для жесткой и гибкой эндоскопии ВЭ-"АКСИ" по ТУ 9442-056-27507632-2012, ЗАО "Аксиома-Сервис", Россия), установила, что характеристики данного медицинского изделия не соответствуют требованиям электронного документа "Описание объекта закупки", являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении электронного аукциона.
Документальных доказательств обратного Заказчиком, Уполномоченным учреждением относительно данного вывода не представлено.
Таким образом, Заказчиком не представлено сведений и доказательств о наличии как минимум двух производителей медицинского оборудования, удовлетворяющих требованиям лечебного учреждения.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в описании объекта закупки, но, таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей, и уникальными товарами единственного производителя.
Комиссия Управления также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в описании технического задания, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о ФКС.
В то же время включение Заказчиком в описание объекта закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о ФКС (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС при формировании описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу АО "Р-Фарм" в части установления требований к описанию объекта закупки, соответствующих медицинскому изделию единственного производителя обоснованной.
2. Признать Заказчика (Государственное казенное учреждение Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области") нарушавшим п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (Государственному казенному учреждению Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области"), Уполномоченному учреждению (Государственному казенному учреждению "Центр закупок Рязанской области"), оператору электронной площадки (АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов") об устранении нарушений Закона о ФКС.
4. Передать материалы по делу N062/06/106-322/2022 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 6 июня 2022 г. N 062/06/106-322/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2022