Резолютивная часть решения оглашена 06 июня 2022 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: ..., в присутствии представителей Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик, ГБУ РО "ОКОД") ..., в присутствии представителя Государственного казенного учреждения "Центр закупок Рязанской области" ..., в отсутствие представителей ООО "ЭНДО-МЕД" (далее - Заявитель, Общество), в отсутствие представителей АО "Сбербанк - АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "ЭНДО-МЕД" б/н от 30.05.2022 (вх. N2895 от 30.05.2022) на действия Заказчика (ГБУ РО "ОКОД") при проведении электронного аукциона на поставку наборов для инфузий (извещение N 0859200001122006094 от 23.05.2022) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
ГБУ РО "ОКОД" инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку наборов для инфузий (далее - электронный аукцион).
23.05.2022 извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 176 046,00 (три миллиона сто семьдесят шесть тысяч сорок шесть) рублей 00 копеек.
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
По мнению Заявителя, Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1. Заказчик нарушил требования ст.33 Закона о ФКС, поскольку к позиции N1-3 описания объекта закупки установлены требования, которые не являются ни техническими, ни функциональными, ни эксплуатационными, в части установления материалов изготовления корпуса порт-систем.
2. Заказчиком в позициях N1-3 описания объекта закупки установлены излишние требования к поставляемому товару, в части установления длины к расщепляемому интродьюсеру с дилататором.
3. Заказчик нарушил требования постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления к позиции N4 описания объекта закупки кода КТРУ 32.50.13.190-00007342 "Набор для внутривенных вливаний с иглой Губера".
В отзыве на жалобу N841 от 03.06.2022 Заказчик сообщил, что положение извещения о проведении электронного аукциона, а также описание объекта закупки соответствуют требованиям Закона о ФКС, они являются согласованными, не содержат внутренних противоречий и позволяют выявить участника закупки, который предлагает лучшие условия исполнения контракта.
В отзыве на жалобу N233 от 03.06.2022 Уполномоченное учреждение сообщило, что положение извещения о проведении электронного аукциона, а также описание объекта закупки полностью отвечают требованиям законодательства о контрактной системе, и доводы, изложенные в обращении, считает безосновательными и необоснованными, отмечая, что целью проведения любой закупки является прежде всего удовлетворение потребностей заказчика, а не абсолютно всех потенциальных участников закупки.
В ходе заседания Комиссии Рязанского УФАС России представители Заказчика, Уполномоченного учреждения поддержали свои возражения, изложенные в отзывах на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, Заказчик нарушил требования ст.33 Закона о ФКС, поскольку к позиции N1-3 описания объекта закупки установлены требования, которые не являются ни техническими, ни функциональными, ни эксплуатационными, в части установления материалов изготовления корпуса порт-систем.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о ФКС при описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании п.2 ч.1 ст.33 Закона о ФКС использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно электронного документа "Описание объекта закупки", являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении электронного аукциона, Заказчик предлагает к поставке следующий товар:
N п/п |
Наименование товара |
Дополнительные требования: |
Обоснование: |
1 |
Порт инфузионный/ инъекционный, имплантируемый Реестровая запись КТРУ 32.50.50.190-00000977 |
Материал порта из полисульфона или полиоксиметилена, дно и стенки камеры титановые. |
Комбинация материалов обеспечивает минимальный вес порт-системы, создает минимальные артефакты при проведении КТ, МРТ и рентгенографии, при этом дно и стенки титановой камеры защищены от повреждения остриём иглы. Указание материалов требуется для обеспечения безопасного использования и информирования пациента на предмет возможных аллергических реакций. |
2 |
Порт инфузионный/ инъекционный, имплантируемый Реестровая запись КТРУ 32.50.50.190-00000977 |
Материал порта из полисульфона или титана, дно и стенки камеры титановые. |
Комбинация материалов обеспечивает минимальный вес порт-системы, создает минимальные артефакты при проведении КТ, МРТ и рентгенографии, при этом дно и стенки титановой камеры защищены от повреждения остриём иглы. Указание материалов требуется для обеспечения безопасного использования и информирования пациента на предмет возможных аллергических реакций. |
3 |
Порт инфузионный/ инъекционный, имплантируемый Реестровая запись КТРУ 32.50.50.190-00000977 |
Материал порта: корпус из полисульфона или полиоксиметилена, дно и стенки камеры титановые. |
Комбинация материалов обеспечивает минимальный вес порт-системы, создает минимальные артефакты при проведении КТ, МРТ и рентгенографии, при этом дно и стенки титановой камеры защищены от повреждения остриём иглы. Указание материалов требуется для обеспечения безопасного использования и информирования пациента на предмет возможных аллергических реакций. |
В соответствии с п.5 "Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В силу п.6 "Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На заседании Комиссии Рязанского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что Заказчик при описании материала порта указал несколько широко применяемых материалов, которые являются безопасными, биосовместимыми и по опыту использования не вызывают отторжений или реакций гиперчувствительности при длительном нахождении в теле пациента. Комбинация материалов корпуса и камеры обеспечивает минимальный вес порт-системы, создает минимальные артефакты при проведении КТ, МРТ и рентгенографии, при этом дно и стенки титановой камеры защищены от повреждения остриём иглы. Указание материалов требуется для обеспечения безопасного использования и информирования пациента на предмет возможных аллергических реакций.
Наличие артефактов может искажать клиническую картину, ложно указать на прогрессирование опухоли, что не допустимо при работе с пациентами онкологического профиля.
Закупаемые порт-системы используются для введения онкологическим больным химиотерапевтических лекарственных препаратов, повреждающих периферические вены. Данные порт-системы имплантируются пациенту и обеспечивают длительный сосудистый доступ, что предотвращает поражение вен и повышает качество лечения.
При этом главным является достижение наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных последствий во время и после имплантации медицинского изделия. Учитывая, что онкологические больные могут носить порт-системы на протяжении всей жизни, данное медицинское изделие должно быть биологически устойчивым и совместимым, безопасным и не влиять на качество жизни пациента.
В обоснование своей позиции Заявитель ссылается на письмо Росздравнадзора РФ N 09П-53414 от 02 декабря 2021 г. (приложение N1 к настоящей жалобе), согласно которой: "материал порт-системы не влечет никаких дополнительных функциональных возможностей для пользователя, т.е. не влияет на потребительские (эксплуатационные) характеристики. Таким образом, требование заказчиком определенного материала порта не является корректным. Преимущества порта из эпоксидной смолы по сравнению с иными материалами отсутствуют, при соответствии медицинского изделия требованиям качества, эффективности и безопасности".
Вместе с тем представитель Заказчика сообщил, что в извещении о проведении электронного аукциона нет указания на какой-то один конкретный материал порта, а указаны несколько материалов. Данным требованиям соответствуют порты нескольких производителей, широко известных и используемых в РФ: титан или полиоксиметилен (БАРД- - Delrin (США)), титан или полиоксиметилен (PFM - (Швейцария)), полиоксиметилен (Vygon - (Франция)), полисульфон (B.Braun Medical - (Франция)), титан или полиоксиметилен (Mederen - (Израиль)).
Заявитель основывает свою позицию на письме ФАС России N ПИ/39795/22 от 20.04.2022, однако из содержания письма центральный исполнительный орган обращает внимание, что вопрос наличия или отсутствия нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок рассматривается в каждом конкретном случае при проведении контрольного мероприятия с учетом фактических обстоятельств проведения закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, публичных интересов и других факторов, в том числе специфике конкретной закупки и заявок участников закупки.
Исходя из вышеизложенного, Заказчик являясь медицинским учреждением, основным видом деятельности которого является оказание медицинской помощи гражданам при состояниях, угрожающих их жизни и здоровью и при формировании объекта закупки ему предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом Закон о ФКС не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимы для выполнения соответствующих государственных (муниципальных) функций, равно как и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России находит довод Заявителя несостоятельным, поскольку описание объекта закупки не противоречит требованиям Закона о ФКС.
2. Заказчиком в позициях N1-3 описания объекта закупки установлены излишние требования к поставляемому товару, в части установления длинны к расщепляемому интродьюсеру с дилататором.
Согласно электронного документа "Описание объекта закупки", являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении электронного аукциона, Заказчик предлагает к поставке следующий товар:
N п/п |
Наименование товара |
Дополнительные требования: |
Обоснование: |
1 |
Порт инфузионный/ инъекционный, имплантируемый Реестровая запись КТРУ 32.50.50.190-00000977 |
Расщепляемый интродьюсер с дилататором длиной не более 140 мм. |
Оптимальная длина для безопасного введения в вену. |
2 |
Порт инфузионный/ инъекционный, имплантируемый Реестровая запись КТРУ 32.50.50.190-00000977 |
Расщепляемый интродьюсер с дилататором длиной не более 140 мм. |
Оптимальная длина для безопасного введения в вену. |
3 |
Порт инфузионный/ инъекционный, имплантируемый Реестровая запись КТРУ 32.50.50.190-00000977 |
Расщепляемый интродьюсер с дилататором длиной не более 140 мм. |
Оптимальная длина для безопасного введения в вену. |
На заседании Комиссии Рязанского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что расщепляемый интродьюсер с сосудистым дилататором - это единое вспомогательное устройство для установки катетера в сосудистое русло (собраны вместе), т.е. дилататор вставлен в расщепляемый интродьюсер как "ножны в чехол".
Сосудистый дилататор расширяет чрескожный прокол, заводится в сосудистое русло и затем удаляется, а расщепляемый интродьюсер остается в венозном русле и по нему заводится катетер в сосуд, далее интродьюсер расщепляется на две части и утилизируется, а катетер остается в вене. На этом этапе установки длина расщепляемого интродьюсера имеет важное значение, т. к. слишком длинный интродьюсер может травмировать сосудистую стенку, а слишком короткий "выйти" из сосудистого русла, что приведет к неэффективности и повторной манипуляции, а следовательно, повышению риска инфекции сосудистого русла.
Представитель Заказчика дополнительно сообщил, что описанию объекта закупки "Порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый" по совокупности всех характеристик соответствуют как минимум два производителя порт-систем:
1) Б.Браун Медикал (Франция), РУ ФСЗ 2008/03191 от 24.01.2022 (материал порта -полисульфон /титан, длина расщепляемого интродьюсера 139 мм);
2) ПФМ Медикал (Швейцария), РУ РЗН 2014/1430 от 27.02.2014 (материал порта -полиоксиметилен/титан, длина расщепляемого интродьюсера 120 мм).
Исходя из вышеизложенного, оспариваемые дополнительные требования отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям оказания качественных медицинских услуг, с учетом специфики деятельности учреждения и использования товара такого рода, а также исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения нужд пациентов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован.
3. Заказчик нарушил требования постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления к позиции N4 описания объекта закупки кода КТРУ 32.50.13.190-00007342 "Набор для внутривенных вливаний с иглой Губера".
В соответствии с п.8 "Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
Согласно пояснениям Заказчика, включенные в лот позиции Порт-системы и иглы к портам являются технологически связанными. Использование порт-системы невозможно без специализированной иглы типа Губера (иглы к портам специальной заточки), при этом иглы типа Губера к порт-системам не могут быть использованы самостоятельно, а только для инъекции/инфузии в порт.
Так как для позиций "Порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый" выбран код ОКПД2 32.50.50.190, то и для технологически связанной продукции "Набор для внутривенных вливаний" (игла к портам специальной заточки) выбран код ОКПД2 32.50.50.190 в общий лот.
Данные медицинские изделия закупаются для нужд одного отделения (проведения противоопухолевой терапии) и должны быть поставлены в одно и тоже время, так как порты нельзя использовать без игл к портам.
Кроме того, КТРУ 32.50.13.190-00007342 "Набор для внутривенных вливаний с иглой Губера" имеет только справочную информацию - Описание по классификатору, и не имеет обязательных характеристик к применению.
В данном лоте вся продукция имеет код ОКПД 2 группы 32.50 инструменты и оборудование медицинские и является технологически связанной.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "ЭНДО-МЕД"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 9 июня 2022 г. N 062/06/106-326/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2022