Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференции обращение государственного учреждения здравоохранения "Новомосковская городская клиническая больница" (далее - Заказчик) (вх. N 3247 от 31.05.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Виал" (далее - Общество, ООО "ТД "Виал", Поставщик) (ИНН 9102177780; пр. Институтский, дом 25, эт. 3, пом. 1, часть 4, пос. Завода Мосрентген, поселение Мосрентген, г. Москва, 108820) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 12.01.2018 N Ф.2017.622604 на поставку лекарственных препаратов для ГУЗ "Новомосковская городская клиническая больница" (закупка N 0366200035617007161) (далее - Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для ГУЗ "Новомосковская городская клиническая больница" (закупка N 0366200035617007161) (далее - Закупка), в связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о Закупке размещены 07.12.2017 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 801 672,00 рублей.
12.01.2018 по итогам Закупки между Заказчиком и ООО "ТД "Виал" заключен Контракт на сумму 801 672,00 рублей.
Согласно разделу I Контракта Поставщик обязуется в установленный срок поставить Заказчику лекарственный препарат (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта, и с условиями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с пунктами 4.2 - 4.4 раздела 4 "Сроки и порядок поставки" Контракта срок (периоды) поставки товара: с момента заключения Контракта по 01.12.2018.
Поставка товара осуществляется отдельными партиями, в течение 10 (десяти) дней со дня направления заказчиком заявки в адрес поставщика. Срок направления последней заявки Заказчика в адрес Поставщика не позднее 15.11.2018. Периодичность поставок товара: не более одного раза в две недели. В последнюю партию товара поставщик обязан поставить, а заказчик обязан принять весь оставшийся объем лекарственных препаратов. По согласованию с поставщиком, в случае возникновения потребности, поставка осуществляется в течение трех дней со дня направления заказчиком соответствующей заявки. По согласованию с заказчиком возможна единовременная поставка всего объема товара одной партией.
Поставка товара осуществляется с выполнением погрузо-разгрузочных работ. Все виды погрузо-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются Поставщиком собственными силами и средствами или (с согласия Заказчика) силами и средствами третьих лиц за свой счет.
Поставщик осуществляет поставку товара (партии товара) по адресам (место поставки):
Тульская обл., г. Новомосковск, ул. Калинина, д.39;
Тульская обл., г. Новомосковск, ш.Рязанское, д.2;
Тульская обл., г. Новомосковск, ул. Садовского/Свердлова, д. 41/40;
Тульская обл., г. Новомосковск, ул. Московская, д. 25;
Тульская обл., Новомосковский р-н, с. Гремячее, ул. Молодежная, д.1-а.
Разделом 6 Контракта установлены права и обязанности сторон.
В соответствии с пунктом 12.1 Контракта срок действия Контракта: с момента заключения Контракта по 31.12.2018 (включительно) (срок действия Контракта включает срок поставки товара, период приемки результатов поставки, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств поставщиком по Контракту, оплаты за поставленные товары за все партии).
Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту.
Из материалов дела следует, что согласно товарным накладным Общество поставило товар на сумму 701 672, 00 руб.
Заказчиком направлено Обществу письмо, в котором Заказчик предлагает Поставщику расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
26.03.2019 Общество в ответ на письмо Заказчика о расторжении Контракта по соглашению сторон возражает против расторжения Контракта, просит Заказчика обеспечить выборку товара путем направления в адрес Поставщика заявки на поставку.
22.04.2019 Заказчик в письме N 01-02/2233 ответил на письмо Общества от 26.03.2019 и сообщил, что Обществом не допоставлен товар на сумму 100 000, 00 руб. и указал на начисление пени за просрочку обязательств по Контракту.
Общество 29.04.2019 в ответ на письмо Заказчика N 01-02/2233 от 22.04.2019 сообщило, что Заказчиком не были направлены в адрес Поставщика заявки на выборку полного объема товара, предусмотренного условиями Контракта и требует Заказчика направить заявку на поставку оставшегося товара.
Письмом N 01-02/2473 от 13.05.2019 Заказчик указал Обществу на то, что в последнюю партию товара Поставщик обязан поставить, а Заказчик принять весь оставшийся объем лекарственных препаратов. По согласованию с Поставщиком, в случае возникновения потребности, поставка осуществляется в течение трех дней со дня направления Заказчиком соответствующей заявки. По согласованию с Заказчиком возможна единовременная поставка всего объема одной партией. В указанный Контрактом срок, то есть до 01.12.2018 товар в полном объеме поставлен не был. В настоящее время срок действия Контракта истек, товар на сумму 100 000, 00 руб. до настоящего времени не поставлен. У Заказчика отсутствует потребность в поставке указанного товара.
Заказчиком также направлена Поставщику претензия N 01-02/2239 от 27.05.2022 в которой указано на неисполнение Обществом условий Контракта, а именно, на недопоставку товара на сумму 100 000, 00 руб. и содержится требование произвести поставку товара, а также информация о начислении пени за просрочку исполнения обязательств по Контракту.
Заказчиком также направлялись Обществу письма (от 13.05.2019, 29.06.2021,17.12.2021,18.04.2022), в которых Заказчик предлагал Поставщику расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
ООО "ТД "Виал" письменные пояснения и свою позицию относительно обращения Заказчика в Тульское УФАС России не представило.
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- отказа поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему;
- существенного нарушения поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнения поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара;
- неоднократного нарушения поставщиком сроков поставки товаров.
Вследствие того, что Поставщик не выполнил свои обязательства по поставке товара в полном объеме, 20.04.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 12.01.2018 N Ф.2017.622604 на поставку лекарственных препаратов для ГУЗ "Новомосковская городская клиническая больница" (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта".
Частью 12.2 статьи 95 Закона установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.2, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 20.04.2022 направлено заказным отправлением в адрес Общества; 20.04.2022 размещено в единой информационной системе.
Посчитав, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с соответствующим обращением.
Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Поставщика о принятии Заказчиком такого и до момента вступления указанного решения в силу, ООО "ТД "Виал" не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об "ТД "Виал" в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.
Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности надлежащим образом исполнить обязанность по выполнению условий Контракта.
Вместе с этим, Комиссией установлено следующее.
Положениями части 1 статьи 103 Закона определено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 103 Закона в реестр контрактов включаются информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
На основании части 3 статьи 103 Закона информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта.
Как было отражено выше, на основании подпункта 3 пункта 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта".
Как следует из пояснений Заказчика, поскольку он 16.05.2022 получил подтверждение о получении Обществом Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направленного Заказчиком заказным отправлением, то посчитал, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта и датой вступления в силу Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта является 27.05.2022.
Комиссией установлено, что Заказчиком уведомление о вручении Обществу Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направленного Заказчиком заказным отправлением, получено 16.05.2022, то есть за пределами срока, предусмотренного подпунктом 3 пункта 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ.
Таким образом, у Заказчика отсутствовало подтверждение о вручении Обществу Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта либо информация об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте в пределах срока, установленного подпунктом 3 пункта 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ, в связи с чем дату надлежащего уведомления Поставщика следует исчислять с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которая приходится на 06.05.2022, а датой расторжения Контракта, с учетом положений части 13 статьи 95 Закона, является 17.05.2022.
В то же время, в карточке Контракта с реестровым номером 2711600106018000009 открытой части единой информационной системы в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта", дата расторжения Контракта указана 27.05.2022, то есть Заказчиком в "Реестре контрактов" в единой информационной системе размещена недостоверная информация о Контракте (о дате его расторжения - дате вступления в силу Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта).
При таких обстоятельствах, действия Заказчика по исчислению сроков - даты расторжения Контракта и размещению информации о расторжении Контракта в ЕИС, не соответствуют порядку исчисления сроков, определенному подпунктом 3 пункта 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ, в части 13 статьи 95 Закона, и, соответственно, свидетельствуют о нарушении Заказчиком части 3 статьи 103 Закона.
Следовательно, в действиях Заказчика, допустившего указанное нарушение, содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра (в редакции Постановления Правительства от 21.03.2022 N 417) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В рассматриваемом случае нарушение порядка размещения Заказчиком информации по исполнению (расторжению) контракта в единой информационной системе является основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в силу подпункта "а" пункта 15 Правил.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную государственным учреждением здравоохранения "Новомосковская городская клиническая больница" (вх. N 3247 от 31.05.2022) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Виал" (ИНН 9102177780; пр. Институтский, дом 25, эт. 3, пом. 1, часть 4, пос. Завода Мосрентген, поселение Мосрентген, г. Москва, 108820), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 6 июня 2022 г. N 071/06/104-469/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2022