Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ФБУЗ "Центр гигиенического образования населения" Роспотребнадзора:
Е.В. Крылова (по дов.Nб/н от 29.06.2019),
ООО КА "ИМА-ПРЕСС": М.В. Новожиловой, О.И. Репина, Д.С. Проскуриной (по дов.N01/06-22 от 01.06.2022),
а также третьего лица: А.Д. Селиной,
рассмотрев жалобу ООО КА "ИМА-ПРЕСС" (далее - Заявитель) на действия
ФБУЗ "Центр гигиенического образования населения" Роспотребнадзора (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на подготовку и реализацию мероприятий по информационно-коммуникационному сопровождению федерального
проекта "Санитарный щит - безопасность для здоровья (предупреждение,выявление, реагирование)" (Закупка N0373100111922000002) (далее - конкурс),в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 01.06.2022 NНП/29045/22, Комиссия Управления установила следующее.
По мнению Заявителя, конкурсной комиссией Заказчика нарушен порядок оценки заявки Победителя по стоимостному критерию "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.3 и п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по критерию "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий конкурсной комиссии Заказчика в части применения установленного в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно ч.4 ст.24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Комиссией Управления определено, что согласно Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме от 05.05.2022 N0373100111922000002 Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки заявок по критерию "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги":
"Оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение):
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ) в соответствии с Федеральным законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (БЦi) определяется в следующем порядке:
а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
,
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса);
б) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
".
В составе жалобы Заявитель указывает на неправомерное, по его мнению, применения порядка оценки по стоимостному критерию "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" к Победителю закупки.
Кроме того, по мнению Заявителя, Победителем дано неправдоподобно заниженное значение цены контракта в размере 10 923 000,00 рублей, поскольку предложенная цена не соответствует среднерыночной цене оказания закупаемых услуг, что подтверждается полученными ответами от Комсомольской правды, Аргументы и факты, Бидфокс, так, например, стоимость услуг, предусмотренных п.4.3.2 и п.4.3.3 Технического задания составляет в совокупности 10 812 000,00 рублей.
Комиссией Управления установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2022 NИЭОК1 победителем закупки признано АО "МАРКОМ" (идентификационный номер заявки 1), при этом указанный участник получил 60,00 баллов по стоимостному критерию, ввиду предложения наименьшей среди участников закупки цене контракта.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалобы представитель Заказчика пояснил, что приложением 2 к Положениям установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке для различных случаев, именно согласно данным предельным величинам установлен вес цены 60 %, что полностью соответствует положениям действующего законодательства.
Относительно предоставления максимального количества баллов участнику, давшему наименьшее предложение по цене представитель Заказчика отметил, что расчет велся электронной торговой площадкой, по формулам, установленным в Положении.
Кроме того подавая заявку с конкретным ценовым предложением участник закупки самостоятельно оценивает все потенциальные риски, связанные с исполнением контракта, в случае если участник, дает снижение цены в 69 % и не отзывает свою заявку, значит он согласен со всеми условиями и готов оказать услуги именно за эту цену. Дальнейшие отношения, в части неисполнения, несвоевременного исполнения, регулируются контрактом, который предусматривает соответствующие меры.
Комиссией Управления установлено, что размещенный в составе извещения о проведении конкурса порядок оценки предусматривает формулы расчета баллов по стоимостному критерию в соответствии с Положением.
Вместе с тем, действия конкурсной комиссии по оценке Победителя не противоречат установленному порядку оценки и требованиям Закона о контрактной системе. При этом в обязанности конкурсной комиссии Заказчика не входит выявление достоверности предлагаемой участниками закупки цены контракта, в то время как непосредственные риски, связанные с оказанием услуг по заявленной стоимости, несет участник закупки.
Комиссия Управления отмечает, что приведенные в жалобе доводы Заявителя по своей сути сводятся к обжалованию действий участника закупки, выраженных в проявлении недобросовестной конкуренции, что в свою очередь регулируется Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, данные доводы не могут быть оценены Комиссией Управления в рамках Главы 6 Закона о контрактной системе при рассмотрении жалобы на действия государственного заказчика.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Также в составе жалобы Заявитель обжалует действия Заказчика относительно неправомерного формирования и обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта.
Согласно ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе.
П.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с п.2 ч.9 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, рассмотрение жалоб участников закупок на предмет правомерности обоснования и расчета начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Московского УФАС России, в связи с чем не подлежат рассмотрению.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией Управления установлено, что положения технического задания документации содержат условия, которые в полной мере не позволяют потенциальным участникам закупки определить потребность Заказчика и порядок оказания услуг, что вводит участников закупки в заблуждение, а именно:
- "аналитика цитируемости и компетентности российских лидеров мнений в области здравоохранения и эпидемиологии, включающая подготовку списка релевантных персоналий (не менее 30 человек). Документ должен быть подготовлен не позднее 30 июля 2022 г";
- "Федеральная радиостанция общественно политической направленности должна иметь аудиторию не менее 1,3 млн. человек в сутки, с вещанием на территории России в не менее чем 400 населенных пунктов и должна входить в ТОП3 по индексу цитируемости по данным Медиалогии на февраль 2022";
- "Федеральное СМИ должно иметь официальные группы в социальных сетях с общим количеством подписчиков не менее 1 млн. человек (подтверждается открытыми источниками)".
Так, из положений технического задания не представляется возможным определить, кто именно является лидером и/или как это определить участнику закупки, а также каким образом определяется аудитория и почему индекс цитируемости определяется именно по данным Медиалогии, тогда как имеются иные юридические лица, осуществляющие такие же функции. Кроме того, у индекса иных юридических лиц радиостанция может не войти в ТОП 3, что также может повлечь невозможность исполнения контракта.
Кроме того, количество подписчиков официальных групп Федеральных каналов СМИ на момент исполнения контракта может измениться ввиду их оттока либо введения каких либо санкций в отношении СМИ или самой социальной сети, указанная величина не может быть постоянной, в связи с чем требование об определенном количестве подписчиков является нецелесообразным.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия Заказчика по ненадлежащему формированию объекта закупки нарушают положения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО КА "ИМА-ПРЕСС" на действия конкурсной комиссии ФБУЗ "Центр гигиенического образования населения" Роспотребнадзора необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы АО "КРОС" по делу от 02.06.2022
N 077/06/106-8191/2022, при исполнении предписания по вышеуказанному делу Заказчику необходимо руководствоваться также позицией контролирующего органа, изложенной в настоящем решении от 03.06.2022 по делу N077/06/106-8392/2022.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
Э.З. Гугава
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 июня 2022 г. N 077/06/106-8392/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2022