Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБОУ Школа им. Полбина: О.В. Князьковой (по дов.N30 от 03.06.2022),
в отсутствие представителей ГКУ Дирекция ДОНМ, ИП Андросова Е.С.,о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 03.06.2022 NНП/29568/22,
рассмотрев жалобу ИП Андросова Е.С. (далее - Заявитель) на действия ГБОУ Школа им. Полбина (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проведению текущего ремонта зданий и (или) сооружений для нужд ГБОУ Школа им. Полбина в 2022 году (Закупка N0873500000822002155) (далее - аукцион) в соответствии
с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 03.06.2022 NНП/29568/22.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.05.2022 NИЭА1 заявка ИП Андросова Е.С. (идентификационный номер 4) признана не соответствующей требованиям документации на следующем основании: "Участник закупки не соответствует дополнительным требованиям согласно ч. 2 ст. 31 Закона 44-ФЗ (ПП РФ от 29.12.2021 2571). Цена оказанных услуг в предоставленном участником договоре, составляет менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта".
П.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу п.15 раздела II Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) при выполнении работ по текущему ремонту зданий, сооружений, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей Заказчиком устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Комиссией Управления установлено, что в силу пункта 12.12.1 Информационной карты Заказчиком установлены следующие дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупок: "наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)".
Согласно ч.4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В составе жалобы Заявитель указывает, что в составе заявки Заявителем были приложены сведения о выполнении 1 контракта (договора) на общую сумму 26 822 344 руб. 38 коп, со стоимостью превышающих 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, а именно контракт от 09.04.2021 г N 09А/1210/21, в связи с чем, по мнению Заявителя, решение аукционной комиссии в части несоответствия заявки Заявителя положениям Постановления N2571 является неправомерным.
Вместе с тем согласно ч.12 ст.24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с ч.2 и ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе.
В силу п.3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 или ч.2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" п.1 ч..1 ст.43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалобы представитель Заказчика пояснил, что договор, указанный в жалобе, исполнен в 2021 году, в реестре контрактов информация о его завершении размещена 19.01.2022 г., из чего следует, что Заявитель имел техническую возможность направления информации по указанному контракту до подачи заявки на участие в аукционе оператору электронной площадки.
При этом представитель Заказчика отметил, что в целях подтверждения специальной предквалифицикации Заявителя Заказчиком от оператора электронной площадки получен только договор N238/2021-РЕМ/МКД/3 от 19.08.2021, заключенный между ГБУ "Жилищник района Коптево" и Заявителем, на выполнение работ по текущему ремонту подъездов многоквартирного дома по адресу ул. Космонавта Волкова, д.29, корп. 1, на сумму 516 047,80 рублей, а также акт сдачи-приемки выполненных работ от 31.08.2021, подтверждающий выполнение Заявителем работ на указанную сумму.
С учетом того, что стоимость работ по указанному договору составляется менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта данной закупки вывод Комиссии Заказчика о несоответствии представленной Заявителем информации и документов требованиям, установленным в Извещении об осуществлении закупки, является законным и обоснованным.
Одновременно с этим, представитель Заказчика отметил, что изложенный в жалобе вывод о том, что представленный в составе заявки контракт от 09.04.2021
N 09А/1210/21 на сумму 26 822 344, 38 рублей, заключенный между ГБОУ Школа 1210 и ИП Андросовой Е.С., является обстоятельством, исключающим правомерность отклонения поданной заявки, является необоснованным по следующим основаниям.
Так, сведения о Контракте от 09.04.2021 N 09А/1210/21 представлены Заявителем Заказчику отдельно в составе заявки и исчерпываются указанием номера реестровой записи Контракта в файле формата Word, тогда как, полученный во исполнение установленного порядка взаимодействия участников системы закупок от оператора электронной площадки договор N238/2021-РЕМ/МКД/3 от 19.08.2021 требованиям Извещения по сумме исполненных обязательств не отвечает.
Согласно п. 8 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (вместе с "Правилами взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки"), ответственность за недостоверность информации и (или) документов, включенных в реестр участников закупки, аккредитованных на электронной площадке, направленных оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки в соответствии с настоящими Правилами, за несоответствие указанных информации и (или) документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании указанных информации и (или) документов, несет участник закупки.
Заказчик не располагает сведениями о фактически сложившихся между Заявителем и электронной площадкой отношениях, но полагает, что совершение/несовершенные указанными лицами всех необходимых действий по обеспечению доступа к участию в закупке с дополнительными требованиями не относится к зоне ответственности Заказчика. Заказчик в рамках данной закупки не допустил отступлений от установленного порядка рассмотрения заявок и не вышел за рамки имеющихся у него полномочий, что исключает обоснованность предъявления к нему жалобы на допущенные нарушения.
Комиссией Управления установлено, что Заявителем в качестве соответствия дополнительным требованиям был представлен договор N238/2021-РЕМ/МКД/3 от 19.08.2021 на сумму менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, что не соответствует положениям документации, а также положениям действующего законодательства.
При этом в составе заявки Заявителем также приложен файл "Опыт ИП Андросова", в котором указан реестровый номер контракта 2773424897821000026.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что согласно пп. "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать именно документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 и ч.2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Закона о контрактной системе.
Кроме того, перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, определен в приложении к постановлению N 2571, а именно участнику закупки необходимо представить исполненный договор и акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, что в настоящем случае участником закупки не было сделано.
Так, в отношении контракта от 09.04.2021 N 09А/1210/21 на сумму 26 822 344, 38 Заявителем приложена только реестровая запись контракта, что не отвечает требованиям ст.43 Закона о контрактной системе, а также положениям Постановления N2571, в связи с чем не может служит надлежащим подтверждением соответствия установленным дополнительным требованиям.
Согласно пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В силу ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Таким образом, решение аукционной комиссии Заказчика о признании заявки ИП Андросова Е.С. не соответствующей положениям извещения о проведении электронного аукциона по вышеописанным обстоятельствам основано на фактических требованиях, предъявленных к участникам и Законом о контрактной системе, в связи с чем Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушений Закона о контрактной системе при рассмотрении заявки ИП Андросова Е.С..
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Андросова Е.С. на действия аукционной комиссии ГБОУ Школа им. Полбина необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 03.06.2022 NНП/29568/22.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии Е.О. Сгибнев
Н.С. Лушникова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июня 2022 г. N 077/06/106-8508/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2022