На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" и в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 27.03.2020 N 82 проведена внеплановая проверка соблюдения ФГБУ "ВНИГНИ" законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: Предоставление лицензии на право пользования специализированным программным обеспечением для выполнения комплексной интерпретации геолого-геофизических данных (реестровый N 0373100135322000024).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления
Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) провела внеплановую проверку посредством видеоконференцсвязи в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
Д.А. Аносова - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
И.А. Арефьева - специалиста 1-го разряда отдела проверок государственных закупок,
А.С. Алексеевой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
в присутствии уполномоченного представителей: ФГБУ "ВНИГНИ", АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ"
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступило обращение АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ" (вх. N35207-ЭП/22 от 19.05.2022) (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ВНИГНИ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на предоставление лицензии на право пользования специализированным программным обеспечением для выполнения комплексной интерпретации геолого-геофизических данных (реестровый N 0373100135322000024).
Московским УФАС России проведена внеплановая проверка на предмет нарушений, допущенных государственным Заказчиком при проведении указанного электронного аукциона.
Заявитель указывает, что Заказчиком размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программ, происходящих из иностранных государств, составлено с нарушением порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Так, Заявитель указывает, что сравнительный анализ функциональных характеристик программного обеспечения заказчик проводит всего с одним аналогом - Geoplat-Pro-S, что противоречит подпункту "г" пункта 3 Порядка, в соответствии с которым сравнение характеристик должно проводиться по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в Реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки.
Частью 1, 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в документации об электронном аукционе.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1236 установлено, что запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не устанавливается в случае, если программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 3 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям
к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Порядка).
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком размещено Обоснование на основании подпункта "б" пункта 2 Порядка.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что по результатам анализа рынка существует ограниченный круг производителей программного обеспечения для выполнения комплексной интерпретации геолого-геофизических данных:
- ПО Petrel (компания "Schlumberger")
- ПО Paradigm (компании Emerson)
- ПО Kingdom (компания IHS)
- ПО Geoplat-Pro-S
При этом все указанные программные продукты имеют разные технические характеристики и не все являются российскими.
Проанализировав характеристики ряда отечественных ПО, наиболее подходящим из них, является Geoplat-Pro-S. Изучив технические параметры программного продукта Geoplat-Pro-S научными специалистами ФГБУ "ВНИГНИ" был сделан вывод об отсутствии ряда значимых функциональных характеристик, таких как: функционал по проектированию траектории ствола скважины используя данные интерпретации геолого-геофизических данных, и, возможность одновременной корреляции нескольких горизонтов и одновременной привязки нескольких скважин.
В свою очередь Комиссия Управления отмечает, что в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минцифры России имеется как минимум 3 программных обеспечения по указанному классу, при этом Заказчиком в Обосновании не проведен сравнительный анализ указанного российского программного обеспечения.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом сформировано Обоснование, предусмотренное Постановлением N 1236.
Таким образом, действия Заказчика нарушают положения ст.42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Выявить в действиях Заказчика нарушения положений ст.42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий Комиссии Управления: |
|
Д.А. Аносов |
Члены Комиссии Управления: |
|
И.А. Арефьев
|
|
|
А.С. Алексеева |
Исп. Аносов Д.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 июня 2022 г. N 077/06/17-8654/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2022