Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:
при участии посредством видеооконференц-связи представителя Администрации Калязинского района Тверской области (далее - Уполномоченный орган): *** (по доверенности),
представители МБУ "ЖКХ Калязинского района" (далее - Заказчик), ИП Меньшикова Романа Анатольевича (далее - Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством системы видеооконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведя внеплановую камеральную выборочную проверку соблюдения Заказчиком и Конкурсной комиссией законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса на концепцию благоустройства набережной р.Волга и спуска к Колокольне Николаевского Собора в городе Калязин (извещение от 18.02.2022 N 0136300012522000006),
УСТАНОВИЛА:
В Тверском УФАС России 09.03.2022 зарегистрирована жалоба Заявителя на действия/бездействия Заказчика при проведении открытого конкурса на концепцию благоустройства набережной р.Волга и спуска к Колокольне Николаевского Собора в городе Калязин (извещение от 18.02.2022 N 0136300012522000006 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в извещении о проведении Конкурса порядок оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Детализирующий показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
В результате изучения представленных документов и пояснений, рассмотрения доводов жалобы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте 18.02.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 47 579 346,36 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 18.02.2022, по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке.
По мнению Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Детализирующему показателю Критерия.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пунктом 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным, в том числе подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, следующий показатель оценки, а именно наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в порядке оценки по Детализирующему показателю Критерия неправомерно установлено предельное минимальное значение договора (договоров) с ценой не менее 26 853 005,40 руб. (50% от НМЦК).
В соответствии с пунктом 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пунктом 20 Положения.
На заседании Комиссии установлено, что согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок на участи в конкурсе по Детализирующему показателю Критерия к оценке принимаются исключительно исполненые участником закупки контракты (договоры) без нарушения сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника за период 5 (пять) лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе (контракты (договоры) должны быть исполнены). При этом стоимость каждого исполненного без неустоек (штрафов, пеней) контракта (договора) должна составлять не менее 26 853 005,40 рублей (50% начальной (максимальной) цены муниципального контракта, на право заключить который проводится конкурс).
Вместе с тем на заседании Комиссии представители Заказчика не представили доказательств необходимости установления предельного значения. Указанное требование не соответствует положению, необоснованно сужает круг участников Конкурса, тем самым ограничивая конкуренцию.
Таким образом, учитывая, что НМЦК составляет 47 579 346,36 рублей, действия Заказчика, установившего предельное минимальное значение в размере 50% от НМЦК в отсутствие надлежащего обоснования, не соответствуют Положению и нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, отнесенность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с пунктом 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
На заседании Комиссии установлено, что согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок на участи в конкурсе по Детализирующему показателю Критерия к оценке принимаются исключительно исполненные участником закупки контракты (договоры) без нарушения сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника.
Установление Заказчиком ограничения принятия договоров по конкурсному критерию, согласно которому к оценке принимаются исключительно контракты (договоры) без нарушения сроков и иных нарушений условий контракта (договора) не соответствуют требованиям части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе и Положению, что содержит признаки административного правонарушения, отнесенность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 64 закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Романа Анатольевича обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Передать материалы дела N 05-17/28-2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 14 апреля 2022 г. N 05-17/28-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2022