Резолютивная часть решения оглашена 01 июня 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06 июня 2022 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Псковской таможней (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Учебный центр "Компетенция"" (адрес: 690002, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр., д. 83, кв. 76, ИНН 2540264989), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по выполнению работ по оказанию услуг по обучению по программам повышения квалификации (профессиональной переподготовки) (номер извещения 0157100004722000006),
УСТАНОВИЛА:
25 мая 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Учебный центр "Компетенция"" (адрес: 690002, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр., д. 83, кв. 76, ИНН 2540264989), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по выполнению работ по оказанию услуг по обучению по программам повышения квалификации (профессиональной переподготовки) (номер извещения 0157100004722000006).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференцсвязи состоялось 01 июня 2022 года в 16 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 11.30 этого же дня.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0157100004722000006 о проведении электронного аукциона - 28.02.2022 18:37.
2) Начальная максимальная цена контракта - 64 090,00 рублей.
3) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.03.2022 NИЭА1, на участие подали две заявки, Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона 0157100004722000006 участника с идентификационным номером 2, предложившего цену контракта 63 769,55 руб. шестьдесят три тысячи семьсот шестьдесят девять рублей пятьдесят пять копеек. (снижение 0,5%).
4) Оператор электронной площадки - АО "ЕЭТП".
5) 22.03.2022 между Заказчиком и ООО "Учебный центр "Компетенция"" заключен государственный контракт N 0157100004722000006 на выполнение работ по оказанию услуг по обучению по программе повышения квалификации "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд" на сумму 63 769,55 рублей, со сроком действия контракта до 31 декабря 2022 г.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно п.4.1.3. контракта, исполнитель обязан оказать услуги с момента подписания настоящего контракта по 30 апреля 2022 года по адресу: г. Псков, помещение исполнителя.
24.03.2022 от Заказчика в адрес Подрядчика письмо с просьбой провести обучение до 30.04.2022 г., предоставить учебный план по курсу обучения и календарный план оказания услуг не позже 01.04.2022 г., а также сообщить дату начала обучения и место очного обучения. Заказчиком предложено обучение в срок с 11 по 29 апреля 2022 г.
Также Заказчик сообщает о возможности обучения в очно-заочной форме с применением дистанционных технологий только при условии требований п.4.1.3. контракта - г. Псков, помещение исполнителя (исх.N29-13/11278).
01.04.2022 от Подрядчика в адрес Заказчика в ответ на письмо исх.N29-13/11278 о согласовании срока обучения с 11 по 29 апреля 2022 г. Заказчик просит направить список обучающихся, а также заполнить бланк заявлений на обучение.
Также Заказчик сообщает о проведении занятий в дистанционном формате, обучение может осуществляться с любого технического устройства, имеющего вход в телекоммуникационную сеть интернет, в том числе с персональных мобильных устройств обучающихся (исх.N3-01-04-22).
06.04.2022 от Заказчика в адрес Подрядчика ответ на письмо исх.N3-01-04-22 от 01.04.2022 о направлении списка обучающихся.
Также Заказчик сообщает о потребности оказания услуг в очной форме в г. Пскове, в помещении исполнителя (исх.N29-12/13309).
07.04.2022 от Подрядчика в адрес Заказчика ответ на письмо исх.N29-12/13309 от 06.04.2022, в котором Подрядчик сообщает о возможности проведения обучения с применением дистанционных технологий, что позволяет реализовать положения контракта посредством нахождения обучающихся на территории г. Псков в помещениях исполнителя (исх.N1-07-04-22).
13.04.2022 от Заказчика в адрес Подрядчика ответ на письмо исх.N3-01-04-22 от 01.04.2022 о направлении заявки на обучения с учетом позиции Псковской Таможни о несоответствии направления персональных данных целям обработки.
Также Заказчик в ответ на письмо исх.N1-07-04-22 просит указать адрес помещений исполнителя в г. Пскове для проведения обучения (исх.N29-13/144404).
20.04.2022 от Подрядчика в адрес Заказчика письмо с учебно-тематическим планом и календарным планом обучения, в связи с затягиванием срока со стороны Заказчика начала обучения, а также в целях исполнения государственного контракта в надлежащие сроки. Ссылки на переход для осуществления процесса обучения будут направлены в течение дня, согласно поступившей заявке.
В случае несогласия Подрядчик сообщает о невозможности согласования продления срока исполнения контракта (исх.N1/20-04-22).
20.04.2022 от Заказчика в адрес Подрядчика ответ на письмо исх.N1/20-04-22 от 20.04.2022 о несогласии использовать канал Telegram с использованием личных средств связи сотрудников для обучения, а также о невозможности установить программный продукт, не предусмотренный приказом ФС России от 07.10.2010 г. N1866, с учетом усиленной защиты внутренних локальных сетей.
Также Заказчик информирует о возможности согласования вопроса о продлении срока оказания услуг только после подтверждения Подрядчиком проведения очного обучения в г. Пскове в помещениях исполнителя (исх.N29-13/15449).
25.04.2022 от Подрядчика в адрес Заказчика ответ на письмо исх.N29-13/15449 от 20.04.2022 о том, что в техническом задании Заказчик не установил запрет на применение дистанционных образовательных технологий, в свою очередь в заявке Подрядчик указал на осуществление обучения дистанционно.
Также Подрядчик сообщил о возможности организации процесса обучения с рассылкой материалов на адреса официальной почты обучающихся, при этом подобный способ может снизить эффект взаимодействия преподавателя с обучающимися.
Подрядчик сообщил о готовности рассмотрения предложений по организации процесса обучения и согласования сроков с учетом соблюдения требований действующего законодательства (исх.N1/25-04-22).
27.04.2022 от Заказчика в адрес Подрядчика ответ на письмо исх.N1/25-04-22 от 25.04.2022 о невозможности организации обучения с рассылкой материалов на адреса официальной почты обучающихся. Заказчик настаивает на проведении очного обучения в г. Псков, в помещении Исполнителя (исх.N29-13/16260).
28.04.2022 от Подрядчика в адрес Заказчика ответ на письмо исх.N29-13/16260 от 27.04.2022 о согласовании план-графика обучения, а также доп. соглашения с четом применения дистанционных образовательных технологий и возможностью проведения лекционных и консультационных занятий в телеграмм-канале, ссылка на который ранее была направлена Заказчику.
Также Заказчик сообщает, что обучение может осуществляться с любого технического устройства, имеющего вход в телекоммуникационную сеть интернет, в том числе с персональных мобильных устройств обучающихся (исх.N2/28-04-22).
13.05.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.05.2022 от Подрядчика в адрес Заказчика письмо о несогласии принятия решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения с требованием его отмены и исполнения контракта с применение дистанционной формы обучения (исх.N1/23-05-22).
25.05.2022 от Заказчика в адрес Подрядчика ответ на письмо исх.N1/23-05-22 о том, что Псковская таможня считает свои доводы обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 9.2. контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
13.05.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.05.2022 Решение размещено в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
Заказчик считает датой расторжения контракта 24.05.2022 г.
Сведения о расторжении контракта в разделе "реестр контрактов" направлены Заказчиком на размещение 26.05.2022.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
- основания применения п. 13, 14, 15 Правил ведения РНП
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно пояснений директора Общество не уклонялось от исполнения контракта, в своей заявке на участие в аукционе указало форму обучения очная (с применением дистанционных технологий), предпринимало меры для исполнения контракта.
Комиссия учитывая материалы дела, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, а также несоразмерность наказания в виде лишения права участвовать в государственных и муниципальных закупках сроком на два года при цене контракта 63 769,55 рублей.
Кроме того, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Псковской таможней в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Учебный центр "Компетенция"" (адрес: 690002, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр., д. 83, кв. 76, ИНН 2540264989), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по выполнению работ по оказанию услуг по обучению по программам повышения квалификации (профессиональной переподготовки) (номер извещения 0157100004722000006), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 6 июня 2022 г. N РНП 060/06/95-226/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2022