Резолютивная часть решения оглашена "02" июня 2022 г.
В полном объеме решение изготовлено "07" июня 2022 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Агаурова А.Э.,
в присутствии представителей:
администрации Умётского района Тамбовской области (далее - Заказчик) - Тимакина А.В.,
ООО "ЭЛЬФ-КОМП" (далее - Общество, Поставщик) - Игнатьева И.А.,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 28.02.2022 N 0164200003022000080 на поставку оборудования для оснащения предметных классов на объект: "Строительство общеобразовательной школы на 250 ученических мест с дополнительным образованием на 100 мест по адресу: Российская Федерация, Тамбовская область, Уметский район, Уметский поссовет, р.п.Умет, ул.Первомайская,д.35а", и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение администрации Умётского района Тамбовской области (вх. от 27.05.2022 N 3216) о направлении сведений об ООО "ЭЛЬФ-КОМП" (190103, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Дровяная, дом 6, литер А, помещение 1-Н, офис 23, ИНН: 7839494459) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 28.04.2022 от исполнения контракта от 28.02.2022 N 0164200003022000080 на поставку оборудования для оснащения предметных классов на объект: "Строительство общеобразовательной школы на 250 ученических мест с дополнительным образованием на 100 мест по адресу: Российская Федерация, Тамбовская область, Уметский район, Уметский поссовет, р.п.Умет, ул.Первомайская,д.35а".
Представитель Заказчика сообщил обстоятельства неисполнения ООО "ЭЛЬФ-КОМП" заключенного контракта от 28.02.2022 N 0164200003022000080, представил подтверждающие документы.
ООО "ЭЛЬФ-КОМП" возражает позиции Заказчика, представило в Тамбовское УФАС России письменные пояснения по рассматриваемой ситуации, а также документы, доказательства в опровержение позиции Заказчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения государственного контракта от 28.02.2022 N 0164200003022000080, заключенного с ООО "ЭЛЬФ-КОМП", рассмотрев материалы Заказчика и Поставщика, а также документы закупки, заслушав пояснения сторон, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0164200003022000080 между Заказчиком и Поставщиком 28.02.2022 был заключен контракт на поставку оборудования для оснащения предметных классов на объект: "Строительство общеобразовательной школы на 250 ученических мест с дополнительным образованием на 100 мест по адресу: Российская Федерация, Тамбовская область, Уметский район, Уметский поссовет, р.п.Умет, ул.Первомайская,д.35а". Цена контракта составил 7 398 400,00 рублей.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 контракта: "Предмет контракта: Поставка оборудования для оснащения предметных классов на объект: "Строительство общеобразовательной школы на 250 ученических мест с дополнительным образованием на 100 мест по адресу: Российская Федерация, Тамбовская область, Уметский район, Уметский поссовет, р.п.Умет, ул.Первомайская,д.35а" (далее - Товар).
Поставщик обязуется поставить Товар, а Заказчик обязуется принять и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта".
В соответствии с пунктом 3.1 контракта: "Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Тамбовская область, Уметский район, Уметский поссовет, р.п.Умет, ул.Первомайская, д.35а (далее - место доставки).
Срок поставки товара: в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения контракта.
Поставщик не менее чем за 3 рабочих дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки".
Заказчик сообщил, что товар не был поставлен Поставщиком.
18.03.2022 Общество в адрес Заказчика направило письмо с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон, в связи с невозможностью поставить оборудование в рамках контракта.
23.03.2022 Заказчик направил Обществу письмо исх. N 15-12/597 с требованием поставить товар, указанный в спецификации (приложение N 1 к Контракту), в срок, установленный контрактом.
26.04.2022 Обществом повторно направлено письмо Заказчику с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон.
По состоянию на 28.04.2022 товар на сумму 7 398 400 рублей не был поставлен, в связи с чем Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.04.2022 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо с просьбой увеличить сумму контракта для поставки аналогичной модели (планшет Huawei MatePad Pro).
18.05.2022 Заказчик направил Обществу письмо исх. N 15-12/1043, в котором указал, что в случае поставки товара, качество, технические и функциональные характеристики которого будут являться улучшенными по сравнению с потребительскими характеристиками, указанными в контракте, в рамках цены контракта и предоставлением гарантийного письма Поставщика о сроках поставки товара, Заказчиком будет рассмотрен вопрос об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.05.2022 Общество повторно направило письмо Заказчику с предложением поставить товар с улучшенными характеристиками, а именно - планшет Huawei MatePad Pro. Также приложил таблицу со сравнительными характеристиками планшетов.
23.05.2022 Заказчик направил в адрес ООО "ЭЛЬФ-КОМП" письмо исх. N 15-12/1071, в котором сообщил, что предложение об увеличении цены контракта является необоснованным. Также указал, что если Обществом будет поставлен товар с улучшенными характеристиками в рамках цены контракта, то Заказчиком будет рассмотрен вопрос об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.05.2022 Поставщик направил Заказчику письмо с обоснованием цены предлагаемого планшета Huawei MatePad Pro.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 контракта установлено следующее: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
В случае просрочки Поставщиком сроков поставки Товара более чем на 5 (пять) рабочих дней. В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ".
28.04.2022 Администрация Умётского района Тамбовской области в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и пунктом 12.2 контракта приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.02.2022 N 0164200003022000080, заключенного с ООО "ЭЛЬФ-КОМП".
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.04.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказным письмом по адресу Общества, указанному в контракте и размещено Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок.
Таким образом, Заказчик надлежащим образом уведомил Поставщика об одностороннем расторжении контракта, то есть в соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок Поставщику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления представлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Действий со стороны Общества по исполнению контракта в десятидневный срок не предпринято.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.02.2022 N 0164200003022000080 вступило в законную силу 27.05.2022.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупке в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Пунктом 15 Постановления Правительства N 1078 предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Проанализировав материалы дела в совокупности и системной взаимосвязи, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в пп. "в" п. 15 Постановления Правительства N 1078. Поставщиком предпринимались меры, и совершены действия, направленные на исполнение обязательств по контракту.
На рассмотрение дела ООО "ЭЛЬФ-КОМП" представило письменные пояснения (вх. от 01.06.2022 N 3309), в которых сообщило, что 21.02.2022 до заключения контракта, Обществом была внесена предоплата в адрес официального дистрибьютора Samsung Group - ООО "МИКС Дистрибьюция", и согласована спецификация на поставу планшетного компьютера для поставки в адрес Заказчика, что подтверждается приложенной спецификацией N1, счетом на оплату от 21.02.2022 N 269166 и платежным поручением от 22.02.2022 N 76.
Обществом представлено официальное письмо ООО "МИКС Дистрибьюция", в котором сообщается, что в связи со сложившейся геополитической обстановкой, нарушением транснациональных логистических цепочек, ввоз нового оборудования Samsung на территорию РФ временно приостановлен.
31.03.2022 Поставщиком направлено в адрес Заказчика информационное письмо Ленинградской областной торгово-промышленной палаты от 30.03.2022, в котором сообщается, что исследуемые обстоятельства, в рамках данного контракта, могут быть расценены как события, обладающие признаками существенности и непредотвратимости, то есть невозможности избежать их наступления путем осуществления мер, зависящих от воли сторон правоотношения.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства при исполнении Поставщиком рассматриваемого контракта, Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает в действиях ООО "ЭЛЬФ-КОМП" виновного недобросовестного характера, свидетельствующего об умышленных действиях, направленных на неисполнение контракта и свидетельствующих о недобросовестности поведения.
Комиссия Тамбовского УФАС России, учитывая отсутствие в действиях ООО "ЭЛЬФ-КОМП" недобросовестного поведения, наличие оснований, предусмотренных пп. "в" п. 15 Постановления Правительства N 1078, приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ООО "ЭЛЬФ-КОМП" и его генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные администрацией Умётского района Тамбовской области в отношении ООО "ЭЛЬФ-КОМП" (190103, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Дровяная, дом 6, литер А, помещение 1-Н, офис 23, ИНН: 7839494459), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Руководитель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии В.В. Иванов
А.Э. Агаурова
Исп. Агаурова А.Э., 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 июня 2022 г. N РНП-68-39/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2022