Резолютивная часть решения оглашена "7" июня 2022 г.
В полном объеме решение изготовлено "10" июня 2022 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель Тамбовского УФАС России Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии представителей:
администрации Кочетовского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области (далее - Заказчик) - Ратничкиной М.Н., Масловой М.Л.,
ООО "Строймонтаж-Т" (далее - Подрядчик) - Веклича С.П., Попова А.И.,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 13.05.2022 от исполнения муниципального контракта от 25.01.2022 N4653/22-ЭА на строительство жилого дома по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Кочетовка, ул. Центральная, участок 18б, в связи с существенным нарушением условий контракта, и проведя в соответствии с п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение администрации Кочетовского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области (вх. от 31.05.2022 N 3297) о направлении сведений об ООО "Строймонтаж-Т" (392024, Тамбовская область, г Тамбов, ул. Сабуровская, дом 18, пом. 1, ИНН 6829112194) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 13.05.2022 от исполнения муниципального контракта от 25.01.2022 N4653/22-ЭА на строительство жилого дома по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Кочетовка, ул. Центральная, участок 18б, в связи с существенным нарушением условий контракта.
Заказчик представил предусмотренные Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 документы и сведения и сообщил обстоятельства неисполнения ООО "Строймонтаж-Т" заключенного контракта от 25.01.2022 N4653/22-ЭА, представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 11.2 контракта, Заказчик 13.05.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое направлено Обществу и размещено в ЕИС.
ООО "Строймонтаж-Т" возражает позиции Заказчика, считает, что отсутствуют основания для одностороннего расторжения контракта и для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков. Представители Подрядчика сообщили, что в начале 2022 года цены на строительство начали расти и себестоимость строительства объекта с учетом значительного подорожания материалов превосходит указанную в контракте сумму. Кроме того, Заказчиком своевременно не были представлены акт приема-передачи земельного участка для строительства и план разбивки главных осей здания. Общество указывает, что конечный срок выполнения работ по контракту установлен по 01.12.2022, что позволяет сторонам урегулировать разногласия и исполнить контракт.
Заседание Комиссии Тамбовского УФАС России назначено на 06.06.2022. После объявленного перерыва, рассмотрение продолжилось 07.06.2022.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения муниципального контракта от 25.01.2022 N 4653/22-ЭА на строительство жилого дома по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Кочетовка, ул. Центральная, участок 18б, рассмотрев материалы Заказчика и документы закупки, заслушав пояснения сторон, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0164200003021004653 администрация Кочетовского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области 25.01.2022 заключила с ООО "Строймонтаж-Т" муниципальный контракт на строительство жилого дома по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Кочетовка, ул. Центральная, участок 18б на сумму 2 278 624,92 рублей.
В соответствии с п. 1.2 контракта: "Подрядчик обязуется выполнить и передать Заказчику Работы на условиях, предусмотренных Контрактом, в соответствии Графиком выполнения строительно-монтажных работ по объекту, который является Приложением N 3 к Контракту и его неотъемлемой частью, извещением об осуществлении закупки (приглашением принять участие в определении подрядчика), документацией о закупке, заявкой (окончательным предложением) Подрядчика (участника закупки), а Заказчик обязуется принять и оплатить их".
Согласно п. 4.2 контракта: "Сроки выполнения работ: с 15.04.2022 по 01.12.2022."
Графиком выполнения строительно-монтажных работ по объекту (приложение N3 к контракту) установлены следующие сроки выполнения работ:
1 этап - 15.04.2022 - 31.08.2022;
2 этап - 01.09.2022 - 01.12.2022.
Заказчик неоднократно по электронной почте в адрес Подрядчика направлял напоминания (от 15.04.2022 N249; от 29.05.2022 N277; от 11.05.2022 N304) о необходимости начать строительные работы.
При этом, Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что указанные письма направлялись Заказчиком Обществу на иной адрес электронный почты, не указанный в заключенном контракте.
ООО "Строймонтаж-Т" обратилось к Заказчику (11.05.2022, 17.05.2022) с просьбой увеличить цену контракта, в связи с увеличением цен на строительные материалы. В подтверждение заявленного Подрядчик предоставил письмо управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области "Об утверждении средних стоимостных показателей и индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ в 1 квартале 2022 года".
Заказчик письменно сообщил Подрядчику (исх. от 12.05.2022 N313) о невозможности увеличения цены контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.1 муниципального контракта предусмотрено, что "Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ".
Согласно пункту 11.2 муниципального контракта: "Право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств: предусмотрено".
13.05.2022 администрация Кочетовского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 11.2 контракта приняла решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 25.01.2022 N4653/22-ЭА на строительство жилого дома по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Кочетовка, ул. Центральная, участок 18б в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий контракта.
Так в своем решении об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта Заказчик указал, что по состоянию на 13.05.2022 года Подрядчик не приступил к работам. Указанное обстоятельство послужило основанием к принятию Заказчиком решения о расторжении контракта.
Пунктом 3 Федерального закон от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе было размещено Заказчиком 13.05.2022 в единой информационной системе в сфере закупок.
13.05.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказным письмом с уведомлением по адресу ООО "Строймонтаж-Т", указанному в контракте.
Таким образом, Заказчик надлежащим образом уведомил Поставщика об одностороннем расторжении контракта, то есть в соответствии с ч. 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
20.05.2022 Заказчик получил письмо от Подрядчика с подтверждением вручения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта. Кроме того, ООО "Строймонтаж-Т" в своем письме указало, что согласно ч.1 ст.747 Гражданского кодекса РФ Заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок, акт приема-передачи земельного участка для строительства и план разбивки главных осей здания предоставлены не были, а также не было предложено их подписать.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в соответствии с ч.1 ст. 747 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) Заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
23.05.2022 (исх. N334) в ответ на письмо Подрядчика от 20.05.2022 администрация Кочетовского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области предложила ООО "Строймонтаж-Т" подписать акт приема-передачи земельного участка 24.05.2022 в 15-00 часов.
Согласно акту приема-передачи земельного участка 24.05.2022, в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчиком был передан, а Подрядчиком был принят земельный участок, расположенный по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Кочетовка, ул. Центральная, 18б.
Таким образом, ООО "Строймонтаж-Т", приняв земельный участок, намеревалось приступить к исполнению контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что Заказчик обязан был отменить свое решение от 13.05.2022 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, так как по факту приемки земельного участка ООО "Строймонтаж-Т" приступило к исполнению контракта.
Антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие, которое предполагает недобросовестное поведение участника закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
По смыслу положений Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В то же время включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, на что также указано в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказов.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п.15 Постановления Правительства N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, оценивая соблюдение Заказчиком процедуры принятия решения об одностороннем отказе, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком не подтверждены факты нарушения существенных условий контракта ООО "Строймонтаж-Т" (п.п. б) п.15 Постановления Правительства N1078).
В силу п.2 ст.715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что выполнение работ с отставанием от согласованных сторонами сроков не является основанием расторжения контракта, поскольку не свидетельствует о существенности нарушения условий контракта, так как срок окончания первого этапа установлен 30.08.2022, общий срок исполнения обязательств по контракту - 01.12.2022.
Кроме того, нарушение предусмотренного контрактом срока произошло, в том числе, по причине неисполнения Заказчиком встречных обязательств, а именно не предоставления Подрядчику для строительства земельного участка.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах, сведения об ООО "Строймонтаж-Т" не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные администрацией Кочетовского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области в отношении ООО "Строймонтаж-Т" (392024, Тамбовская область, г Тамбов, ул. Сабуровская, дом 18, пом. 1, ИНН 68291121194) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Руководитель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
Н.Е. Козлова |
|
К.Д. Трушинская |
Исп. Трушинская К.Д, тел. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 10 июня 2022 г. N РНП-68-40/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2022