Резолютивная часть решения объявлена 06.06.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06.06.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения Общества с ограниченной ответственностью "Малахит" (далее - ООО "Малахит", Общество), представителей Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская областная стоматологическая поликлиника" - (далее - Заказчик) - ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителей;
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 30 мая 2022 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Малахит" допущены существенные нарушения условий по государственному контракту от 17 января 2022 года N 8652-ЭА/21 на поставку расходных материалов стоматологических, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "Малахит" не представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/576/22 от 30 мая 2022 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (часть 4 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 20 декабря 2021 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) заказчиком размещены Извещение N 0334200000821000023 и документация об электронном аукционе на поставку расходных материалов стоматологических (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 434 616 руб.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.12.2021 N0334200000821000023-1 на участие в закупке подано 8 заявок участников закупки, признанных соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
29 декабря 2021 года в ЕИС размещен Протокол проведения электронного аукциона от 29.12.2021 N0334200000821000023-2, согласно которому минимальное ценовое предложение поступило от участника закупки N 11123222 (ООО "Малахит").
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.12.2021 N0334200000821000023-3 победителем данной закупки признано ООО "Малахит"
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ 17 января 2022 года между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N 8652-ЭА/21 на поставку расходных материалов стоматологических (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта 1.1. По условиям Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику товар расходные материалы стоматологические (далее - Товар), количество, общая и единичная стоимость которого установлены в Спецификации (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно пункту 3.5 Контракта:
"Поставка Товара осуществляется Поставщиком в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента передачи ему заявки. Поставка только по согласованию с Заказчиком. Максимальное количество заявок - 4. Допускается с согласия Поставщика количество поставок более 4.
Период поставки: с момента заключения Контракта до 31.12.2022 г.
Предельные объемы поставки: В 1 квартале 2022 года не более 10 % товара, во 2 квартале не более 25 % товара, в 3 квартале не более 30 % товара, рассчитанного исходя из соотношения стоимости поставленного товара в квартале к сумме контракта. В 4 квартале 2022 года поставляется весь оставшийся объем товара по контракту.
Заказчик формирует заявку в соответствии со своей потребностью в Товаре.
Заявка может быть передана Заказчиком как в устной форме (по телефону 8 3516831206), так и в письменной (нарочным, по электронной почте mxt74@yandex.ru; malahitkom@yandex.ru по факсу 8(351)5160255)".
Вместе с тем, в установленные сроки исполнение обязательств по Контракту Обществом осуществлено не было.
Из представленных в Иркутское УФАС России документов Комиссией установлено следующее.
26 января 2022 года Заказчиком была подана заявка по электронной почте Общества, указанной в Контракте mxt74@yandex.ru и посредством почтового отправления по юридическому адресу Общества.
С учетом положений пунктов 1.1, 3.5 Контракта Обществу необходимо поставить стоматологические материалы в количестве 660 штук на сумму 38 225 рублей в течение 15 дней со дня отправки заявки Заказчика, то есть до 10 февраля 2022 года включительно.
Однако, в установленные сроки поставка осуществлена не была.
Также 01 марта 2022 года Заказчиком была направлена вторая заявка в адрес Общества о необходимости поставки товара в количестве 464 штуки на сумму 33 100, 74 руб. в течение 15 дней со дня отправки заявки Заказчика, то есть до 16 марта 2022 года включительно.
Однако, в установленные сроки поставка осуществлена не была.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта.
Пунктом 9.8 Контракта установлено, что Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок или неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
На основании вышеназванного 26 мая 2022 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с неисполнением Обществом обязательств по контракту.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" С 1 января до 1 июля 2022 года положения части 12.1 Федерального закона N 44-ФЗ не применяются.
В свою очередь, вышеназванным Федеральным законом N 360-ФЗ установлено следующее:
"3) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта".
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Общества 31 мая 2022 года и размещено в ЕИС 27 мая 2022 года.
Из представленных документов следует, что Заказчику не поступила информация о получении решения о расторжении контракта Обществом, таким образом, датой надлежащего уведомления Общества о расторжении контракта является день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения, а именно 11 июня 2022 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступит в силу 22 июня 2022 года.
Вместе с тем, обращение Заказчика о рассмотрении вопроса о включении информации в реестр направлено в Иркутское УФАС России 30 мая 2022 года, то есть до вступления в силу решения о расторжении контракта, что противоречит положениям части 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Вместе с тем, факт направления Заказчиком обращения о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) до вступления в силу решения о расторжении контракта лишает возможности Общества устранить нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а Заказчика отменить принятое решение в связи с нахождением данной информации в Иркутском УФАС России на рассмотрении.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (часть 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
Вместе с тем, при исполнении Контракта ООО "Малахит" проявило недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не исполнило в установленные сроки свои обязательства по Контракту.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Общество, подав заявку на участие в закупке, согласилось с условиями документации о закупки и проектом контракта, заключило Контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнять надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности ООО "Малахит" передать стоматологические материалы в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием противоправных действий третьих лиц, Обществом не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.
Наличие иных, не зависящих от Общества причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Постановления Правительства N 1078, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр (часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Пункт 15 Постановления Правительства N 1078 устанавливает, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В связи с тем, что Заказчиком обращение о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлено в Иркутское УФАС России до вступления в силу решения о расторжении контракта, что не соответствует требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, Комиссия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения сведений об ООО "Малахит" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Малахит" (54090, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Красноармейская, д. 111, пом. 3, ИНН: 7447297763), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителе и о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Малахит" (<_..>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_..> |
Члены Комиссии
|
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 6 июня 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2022