резолютивная часть решения объявлена 03.06.2022 г.
На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - ПП N1576), поступившего обращения прокуратуры Черекского района Кабардино-Балкарской Республики (далее - обращение), Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе: _., провела внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) заказчика при заключении договоров от 05.04.2021 г. N1, 05.04.2021 г. N2 и 05.04.2021 г. N3 по реализации национального проекта "Демография" с ООО "РЕМ-БЫТ-СТРОЙ" (далее - контракт),
Установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступило обращение о нарушении заказчиком положений законодательства о контрактной системе.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Рассмотрев материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа им. К.Б. Мечиева с.п. Безенги" Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - Заказчик; МКОУ СОШ с.п. Безенги) без проведения конкурентных процедур заключены договоры на выполнение ремонтных работ:
1. С ООО "РЕМ-БЫТ-СТРОЙ" от 05.04.2021 г. N1 на выполнение работ по ремонту спортивного зала МКОУ СОШ с.п. Безенги на сумму 537 138 руб.;
2. С ООО "РЕМ-БЫТ-СТРОЙ" от 05.04.2021 г. N2 на выполнение работ по ремонту спортивного зала МКОУ СОШ с.п. Безенги на сумму 565 140 руб.;
3. С ООО "РЕМ-БЫТ-СТРОЙ" от 05.04.2021 г. N3 на выполнение работ по ремонту спортивного зала МКОУ СОШ с.п. Безенги на сумму 546 249 руб.;
Всего 3 договоров подряда на общую сумму 1 647 527 руб.
Предметом вышеуказанных договоров является ремонт спортивного зала МКОУ СОШ с.п. Безенги. Вышеуказанные работы направлены на единый общий результат, имеют один срок их завершения (01.08.2021 г.) и разделены на отдельные договоры искусственно.
Цена каждого из вышеуказанных договоров не превышает 600 000 рублей.
Согласно представленным материалам МКОУ СОШ с.п. Безенги, все вышеуказанные договоры исполнены, оплата произведена в полном объеме.
В ходе внеплановой проверки, Инспекция приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика может осуществляться в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе позволяет Заказчику осуществлять закупки товаров, работ, услуг, в том числе, одноименных, на сумму до 600 тысяч рублей.
Вместе с тем, заключение Заказчиком с единственным поставщиком ряда взаимосвязанных договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно разделенную для целей формального соблюдения требований пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не соответствует указанному закону и может привести к сокращению числа участников закупки.
Таким образом, правовые основания для заключения вышеуказанных договоров без проведения конкурентных процедур у МКОУ СОШ с.п. Безенги отсутствовали.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 7.29 принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается, что Заказчиком произведено искусственное дробление единой закупки на несколько договоров с ценой менее 600 тысяч рублей с целью формального соблюдения ограничений, установленных пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и уклонения от проведения конкурентных процедур.
В случае, когда выбор поставщика (подрядчика) должен осуществляться путем проведения конкурентных процедур, определение круга лиц, которые потенциально могли и имели намерение выполнить работы возможно только по итогам проведения соответствующих процедур. Определение подрядчиков без проведения данных процедур не может не ограничивать конкуренцию.
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения при выполнении ремонтных работ спортивного зала МКОУ СОШ с.п. Безенги. Таким образом вышеуказанное нарушение содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, ПП 1576, Инспекция,
Решила:
1. Признать в действиях Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа им. К.Б. Мечиева с.п. Безенги" Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики нарушение п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по КБР для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления ФАС по КБР для рассмотрения вопроса возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 8 июня 2022 г. N 007/06/99-389/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2022