Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Артстрой" (далее - Заявитель) на действия МБОУ СОШ N5 им. маршала Г.К. Жукова станицы Старовеличковской при проведении Уполномоченным органом - управлением экономики МО Калининский район при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт кровли здания в МБОУ-СОШ N5 ст.Старовеличковской по адресу ст.Старовеличковская ул.Красная 202" (извещение N 0318300526222000099) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчик в извещении электронного аукциона не установил обязательное требование по постановлению Правительства N2571, сумма аванса не закреплена банковским сопровождением предоставлением банковской гарантии на возврат аванса, не установлено требование о наличии лицензии по постановлению Правительства N 1128, а, следовательно, признание победителем заявки N62 нарушает положения данного постановления.
Представителями Уполномоченного учреждения, Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением экономики МО Калининский район проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт кровли здания в МБОУ-СОШ N5 ст.Старовеличковской по адресу ст.Старовеличковская ул.Красная 202" (извещение N 0318300526222000099).
Заказчик - МБОУ СОШ N5 им. маршала Г.К. Жукова станицы Старовеличковской.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 557 496,00 рублей.
Ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе гласит, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.12) ч.1) ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу п.3) ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Заявитель в жалобе указывает, что сумма аванса не закреплена банковским сопровождением предоставлением банковской гарантии на возврат аванса.
В соответствии со ст.246.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейскому сопровождению подлежат определенные законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) средства, получаемые на основании государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), источником финансового обеспечения которого являются предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) средства, к которым не могут быть отнесены авансы и расчеты:
- по контрактам (договорам), заключаемым на сумму не менее 50 миллионов рублей бюджетными или автономными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными бюджетными или автономными учреждениями), лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за счет средств, поступающих указанным учреждениям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Довод жалобы не обоснован.
Заявитель в жалобе указывается, что признание победителем участника с заявкой N62 противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В силу ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2022 года NИЭА1 на участие в аукционе было подано 5 заявок. Все заявки были признаны соответствующими и допущены к участию в аукционе. Победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 62, который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта - 3 134 701, 28 рублей.
Заявитель в жалобе указывает, что в сметной документации предусмотрено огнебиозащитное покрытие деревянных поверхностей, заказчиком в извещении должно быть установлено требование о наличии лицензии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1128.
Согласно разделу 3 "Описания объекта закупки" является:
N п/п |
Раздел |
Информация |
1 |
Наименование объекта закупки |
Капитальный ремонт кровли зданий в МБОУ-СОШ N5 ст. Старовеличковской по адресу ст. Старовеличковская, ул. Красная, 202 |
2 |
Данные о проведении государственной экспертизы/ проверки сметной стоимости |
Заключение о проверке сметной стоимости ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" N 3-6-1-0162-22 от 21.04.2022 г. |
3 |
Сведения о наличии разрешения на строительство |
Не требуется |
4 |
Объем работ и затрат, составляющих предмет контракта |
Выполнить работы по объекту: Капитальный ремонт кровли зданий в МБОУ-СОШ N5 ст. Старовеличковской по адресу ст. Старовеличковская, ул. Красная, 202 Локально сметный расчет ; Сводный сметный расчет; Ведомость объемов работ. |
5 |
Требование подтверждения соответствия процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации технических условий |
Подрядчик обязан обеспечить и содержать за свой счет охрану материалов, оборудования, и другого имущества, необходимых для выполнения работ на Объекте, с даты начала выполнения работ до подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2). Подрядчик обязан обеспечить обязательное соблюдение требований ГОСТ, СНиП в соответствии с нормативно-техническими документами, обязательными при выполнении подрядных работ. Подрядчик обеспечить за свой счет выполнение на Объекте необходимых мероприятий по технике безопасности, соблюдению норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, пожарной безопасности и других норм безопасности |
6 |
Гарантийный срок и (или) объем предоставления гарантий |
Гарантийный срок на выполнение работ составляет 60 месяцев с даты подписания Сторонами документа о приемке выполненных работ. |
7 |
Иная информация, относящаяся к описанию объекта закупки |
Использовать при выполнении работ эквивалентный товар в случае, если проектной и (или) сметной документацией указаны товары, обозначенные товарным знаком с обеспечением достижения необходимых характеристик.
|
8 |
Информация о включении объекта закупки в перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 статьи 112 44-ФЗ |
Не предусмотрено |
9 |
Код по ОКПД 2/КТРУ* |
43.91.19.110 |
При исполнении контракта подрядчик может привлечь к выполнению работ субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию. В письме Министерства финансов Российской Федерации от 21.02.2018 года N 24-02-03/11100 "О рассмотрение обращения" указано следующее: "В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе".
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017): "Если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
Заказчиком проведен аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В аукционной документации установлено требование к участникам закупки в виде наличия лицензии на выполнение закупаемых работ.
Оспаривая результаты аукциона, предприниматель обратился в арбитражный суд. По мнению предпринимателя, включение указанного требования в аукционную документацию является ограничением конкуренции и необоснованно сужает круг участников закупки, поскольку при исполнении контракта подрядчик, не имеющий лицензии, может привлечь к выполнению работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений субподрядчика, обладающего необходимой лицензией.
Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию предпринимателя.
Арбитражный суд округа решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил, в удовлетворении заявленного требования отказал по следующим основаниям.
Лица, осуществляющие поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному (муниципальному) контракту, должны соответствовать обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе). В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В связи с этим включение заказчиком в аукционную документацию требования о наличии лицензии на выполнение закупаемых работ, являющихся самостоятельным объектом закупки, правомерно. Возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки.
В другом деле арбитражный суд признал отсутствие нарушений со стороны заказчика, который в числе требований к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту здания не указал на необходимость наличия лицензий по каждому виду работ, в том числе по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
Судом установлено, что объектом закупки являлись подрядные работы по капитальному ремонту здания. Конкурсная документация содержала требование о наличии лицензии на выполнение строительно-монтажных работ; у победителя торгов такая лицензия имелась. Работы по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности не являлись самостоятельным объектом закупки, а должны были выполняться исполнителем наряду с иными работами по капитальному ремонту".
Таким образом, установление требования о лицензии являлось бы избыточным и ограничивало участников закупки, т.к. "огнебиозащитное покрытие деревянных поверхностей" не является самостоятельным предметом закупки.
Заявитель указывает, что Заказчиком не установлены требования в соответствии с ПП РФ N 2571.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе определен перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В пп.а) п.3 Постановления N2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция 10 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
НМЦК - 3 557 496,00 рублей.
Так как НМЦК ниже 5 млн. рублей, то установление требований по ПП N2571 не предусмотрено.
Таким образом, доводы Заявителя о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе не подтверждены.
Заявителем не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в закупке при наличии вышеуказанных требований к предмету закупки, а так же доказательств того, что содержащиеся в электронной закупке требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Запросов на разъяснение извещения о проведении закупки не поступало.
На участие в закупке подано 5 ценовых предложения.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Артстрой" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300526222000099).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 июня 2022 г. N 378/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2022