На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
в присутствии по видеоконференцсвязи представителя Заказчика - Филиал ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" г. Сочи Кутинова А.А. (доверенность в материалах дела), в присутствии представителя заявителя ИП Колоскова А.Е., проведена внеплановая проверка в отношении Филиала ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" г.Сочи при проведении запроса котировок в электронной форме: "Оказание услуг по содержанию в чистоте помещений и территории в МПП Темрюк (СПРК Янтарь), МПП Новороссийск (СИДК) и МПП Кавказ для нужд Сочинского филиала ФГКУ Росгранстрой" (извещение N 0318100058922000033) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
,
УСТАНОВИЛА:
Из ФАС России в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя ИП Колоскова А.Е. о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно применено ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", а также в нарушение требований Закона о контрактной системе выбран способ определения поставщика (запрос котировок в электронной форме).
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С доводами жалобы он не согласился и считает, что оспариваемая закупка соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - Филиалом ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" проводился запрос котировок в электронной форме: "Оказание услуг по содержанию в чистоте помещений и территории в МПП Темрюк (СПРК Янтарь), МПП Новороссийск (СИДК) и МПП Кавказ для нужд Сочинского филиала ФГКУ Росгранстрой" (извещение N 0318100058922000033).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 357 783,88 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п.3) ч.3 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки размещается при проведении: электронного запроса котировок не менее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Извещение запроса котировок в электронной форме размещено в ЕИС 18.05.2022 г.
Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в нарушение п.1) ч.10 ст.24 Закона о контрактной системе выбран неверный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с п.3) ч.2 ст.24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются: запрос котировок в электронной форме.
Согласно ч.10 ст.24 Закона о контрактной системе 10. Заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок:
1) в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей. Правительство Российской Федерации вправе принять решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий;
2) независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, в случае осуществления:
а) закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
б) закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 настоящего Федерального закона. При этом такая закупка осуществляется с учетом положений части 18 статьи 95 настоящего Федерального закона;
в) закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
г) закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений. Количество закупаемых лекарственных препаратов не должно превышать количество лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения;
д) закупок спортивного инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации к спортивным соревнованиям и для участия в них;
е) закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
ж) закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
з) закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом закупки является: "Оказание услуг по содержанию в чистоте помещений, прилегающих территорий и элементов благоустройства МАПП Адлер для нужд Сочинского филиала ФГКУ Росгранстрой".
На основании ч.1 ст.111 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный статьей 24 настоящего Федерального закона, а также в целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.
Согласно ч.2 ст.111 Закона о контрактной системе Порядок осуществления закупок, установленный настоящим Федеральным законом, применяется к закупке, в отношении которой Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи установлены особенности ее осуществления и (или) дополнительные условия исполнения контракта, с учетом таких особенностей и (или) таких условий.
Согласно Распоряжению Правительства РФ N1070-р от 29.04.2022 г. установлено, что в 2022 году ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" праве осуществлять закупки товаров, работ, услуг для оснащения, ремонта и содержания (эксплуатации) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации по перечню согласно приложению в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем проведения запроса котировок в электронной форме независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок.
Таким образом, Заказчиком верно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме.
Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно применено п.36 ПП N2571.
Объектом закупки ФГКУ Росгранстрой является оказание услуг по содержанию в чистоте помещений и территории в МПП Темрюк (СПРК Янтарь), МПП Новороссийск (СИДК) и МПП Кавказ для нужд Сочинского филиала ФГКУ Росгранстрой.
В силу ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ПП N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В силу п. 36) ПП N 2571 при выполнении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) к участнику закупки применяются следующие дополнительные требования, указанные в таблице:
В силу с аб.4 пп. "а" п.3) ПП N2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей
В соответствии с разъяснениями Минфина РФ от 14 февраля 2022 г. N 24-01-09/10138: "Заказчики обязаны применять дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ПП N 2571 вне зависимости от вида или сферы деятельности Заказчика".
В пункте 6.1. разъяснений указано, что наименования разделов ПП N 2571 сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг)., а вид или сфера деятельности Заказчика не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки.
В ПП N 2571 абзацем вторым подпункта "а" пункта 3 указано, что позиции Приложения к Постановлению N 2571 применяется в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в соответствующей позиции в графе "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки". Пунктом 36 ПП N 2571 предусмотрена обязанность установления Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки, в случае проведения закупочных мероприятий на оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Объектом закупки ФГКУ Росгранстрой в данном случае является оказание услуг по содержанию в чистоте помещений и территории пунктов пропуска через граничу Российской Федерации.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с п. 36) ПП N 2571 и применение запроса котировок в электронной форме в качестве способа определения поставщика соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях Заказчика - Филиала ФГКУ "Дирекции по строительству и эксплуатации объектов Роскграницы" г.Сочи нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 июня 2022 г. N ВП-176/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2022