Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<___..>
<___..>
<___..>
рассмотрев направленное Заказчиком - муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Школа N 6" (ИНН: 8906004810) обращение о включении информации о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку круп, цена контракта - 67 100,00 рублей, (извещение N 0190300004621000422), с Индивидуальным предпринимателем Хабибов Сайгидмагомед Ахмедович (ИНН: 890600004905) (далее - Поставщик),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России Заказчиком направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчике, исполнителе) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и объяснения, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации фактах одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения о Поставщике не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу пункта 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
12.01.2022 между Заказчиком и Поставщиком заключен гражданско-правовой договор N 93/21-6 на поставку круп (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Договором срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Договору) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Договору), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором.
Согласно п. 1.2 Контракта наименование и количество поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Договору). Функциональные, технические и качественные характеристики Товара установлены в Техническом задании (Приложение N 2 к настоящему Договору).
Согласно п.1.3 Контракта Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Договора. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
Порядок определения количества поставляемого Товара на основании Заявок Заказчика включает в себя учет объемов поставляемых по Заявкам Товаров (позиций Товаров) исходя из определения такого объема как частное от деления максимальной цены Договора (максимальной цены позиции Товара, указанной в Приложении N 1 к настоящему Договору), к цене единицы такого Товара (позиции Товара). Объем поставляемых по Заявкам Товаров (позиций Товаров) учитывается с нарастающим итогом и не должен превышать максимальную цену Договора с учетом распределения по позициям Товара (при их наличии), указанного в Приложении N 1 к настоящему Договору.
Заявка на поставку Товара на следующую неделю осуществляется в зависимости от количества детей, посещающих образовательную организацию, путем ее направления не позднее пятницы текущей недели по факсу, электронной почте или другим способом, согласованным с Поставщиком, в пределах срока, установленного настоящим пунктом.
Поставка Товара по Заявкам осуществляется Поставщиком с даты заключения Договора по 31.12.2022 года 1 раз в неделю - вторник, с 8-00 до 16-00 местного времени (за исключением праздничных дней).
Получение Товара осуществляется по адресу, указанному в п. 3.2. Договора
Согласно п.4.1.5 Контракта Поставщик обязан предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего Договора, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего Договора.
Согласно п.7.1 Контракта Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Договора в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Договора.
Согласно п.9.1 Контракта Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по Договору, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно п.10.1 Контракта все споры, возникающие из настоящего Договора, Стороны могут разрешать путем переговоров.
Согласно п.10.2 Контракта все споры, возникающие из настоящего Договора, подлежат передаче на разрешение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.
Согласно п.10.3 Контракта до передачи спора на разрешение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа Стороны принимают предусмотренные настоящим разделом меры по досудебному урегулированию спора, за исключением дел, для которых согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие сторонами мер по досудебному урегулированию не является обязательным.
Согласно п.11.1 Контракта настоящий Договор вступает в силу с даты его заключения обеими Сторонами и действует по 31.03.2023 (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. Окончание срока действия настоящего Договора не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему Договору.
Согласно п.11.3 Контракта расторжение настоящего Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Договора не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
Согласно п.13 Контракта неотъемлемой частью настоящего Договора являются следующие приложения: Приложение N 1 - Спецификация на 1 листе; Приложение N 2 - Техническое задание на 7 листах; Приложение N 3 - Форма заявки на поставку Товара на 1 листе.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения гражданско-правового договора (исх. N 283 от 17.05.2022) (далее - Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта) следует, что между МБОУ "Школа N 6" и ИП Хабибов Сайгидмагомед Ахмедович заключен гражданско-правовой договор на поставку круп.
06.04.2022 Заказчик направил в адрес Поставщика заявку на поставку круп, на общую сумму 13 384 рубля 80 копеек, по адресу: ЯНАО, г. Муравленко, ул. Губкина, д. 14.
В нарушение п. 3.1 Договора Товар в сроки, указанные в Договоре и Заявке не поставлен, тем самым произошли срывы питания обучающихся в образовательной организации.
27.04.2022 Заказчик направил в адрес Поставщика акт о не поставке крупы, на общую сумму 13 384 рубля 80 копеек, по адресу: ЯНАО, г. Муравленко, ул. Губкина, д. 14, в котором установлен срок в течение 3-х рабочих дней поставить Товар согласно заявке Заказчика.
В адрес Поставщика направлялось претензионное письмо N 252 от 28.04.2022 с требованием поставки Товара, в срок, указанный в Акте о не поставке круп.
Таким образом, факт неисполнения Поставщиком обязательства по Договору зафиксирован актом о не поставке круп от 27.04.2022 и подтверждается претензионным письмом от 28.04.2022 N 252.
До настоящего времени Товар не поставляется Поставщиком, что ведет к срыву организации питания обучающихся в образовательной организации. Следовательно, Поставщик пренебрегает своими обязательствами по Договору и не поставляет Товар, что подтверждается вышеперечисленными документами.
Согласно подп. 4.1.1 Договора Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Договором.
Тем самым, Поставщик нарушает требования ст. 309 ГК РФ, где сказано, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с подп. 4.4.6 Договора Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 11.3 Договора расторжение Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и в связи с неисполнением Поставщиком обязательств по Договору, Заказчик реализует свое право на односторонний отказ от исполнения Договора, руководствуясь ст.450.1 ГК РФ, п. 1 ст. 463 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона 44-ФЗ, подп. 4.4.6, п. 11.3 Договора и принимает решение о расторжении Договора от 12.01.2022 N N 93/21-6 в одностороннем порядке. Действие Договора нецелесообразно ввиду невозможности его исполнения в установленный срок.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 02.06.2022 NАД/2220, представил пояснения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из пояснений Поставщика следует:
02 марта 2022 г. ИП Хабибовым С.А. направлено Информационное письмо во все Муниципальные бюджетные образовательные учреждения г. Муравленко. В данном информационном письме сообщалось, что оптовые поставщики приостановили продажу круп и муки в связи со сложившейся ситуацией в мире из-за санкций.
Одни оптовые поставщики объясняют приостановление тем, что полетела программа и они не могут фасовать (ИП Закриев), другие отсутствием товара (везут, но еще не доехал товар - ООО "На Здоровье" г. Сургут), ИП Васильева - фирма "Огма". В данные компании и фирмы оплата была сделана еще в январе 2022 года, подана заявка, но как там сообщили, что цена уже поднялась (имеется платёжные поручения).
В информационном письме разъяснено, что достаточный запас товара невозможно сделать из-за остаточного срока, который согласно договору, должен быть не ранее 3 (трех) месяцев от даты изготовления, хотя срок годности товара от 9 до 18 месяцев. Также в письме принесены извинения, и что поступление круп в учреждения планируется по дополнительной информации.
03 марта 2022 г. ИП Хабибовым С.А. направлено еще Информационное письмо во все Муниципальные бюджетные образовательные учреждения г. Муравленко. В данном информационном письме сообщалось, что в связи с увеличением курса доллара и с применением к Российской Федерации новых санкций, произошёл резкий рост цен на продукцию, поставляемую по заключенным договорам. Поставка продуктов питания при таком росте закупочных цен является невозможной. В связи с этим, в соответствии с частью 65 статьи 112 ФЗ 44-ФЗ просили увеличить цены за единицу измерения и изменить срок годности товара на момент поставки для круп и муки - не ранее чем за 6 месяцев (для обеспечения необходимого и достаточного запаса товара на складе).
Данное информационное письмо, Муниципальными бюджетными образовательными учреждениями г. Муравленко оставлено без внимания и через 35 дней от Муниципальных бюджетных образовательных учреждений г. Муравленко поступила заявка на поставку товара по старым ценам.
11.05.2022 г. ИП Хабибовым С.А. получено претензионное письмо от Муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений г. Муравленко. Была выставлена Претензия в размере 18 000 (восемнадцать тысяч) рублей, по 1 000 (одна тысяча) рублей за неисполнение обязательств по Договору от всех Муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений г. Муравленко, (все штрафы оплачены, согласно платежных поручений).
Поставщик сообщает, что непоставка товара (круп) произошла не по вине ИП Хабибов С.А.
20.01.2022 г, согласно платежному поручению N5 за крупы, в ИП Васильева перечислено 109 000-00 (сто девять тысяч) рублей.
02.03.2022 г, согласно счету, на оплату N2985, ИП Васильева Н.А. выставила счет на 108 915-75 (сто восемь тысяча девятьсот пятнадцать тысяч) рублей, по старым ценам. А, 08.04.2022 г., ИП Васильева Н.А. выставила уже счет N4966 с повышенными ценами на товар(крупы) на сумму 294 772-00 (двести девяносто четыре тысяча семьсот семьдесят два) рубля. Данные цены ИП Васильева Н.А. указала без транспортных расходов. Тогда как транспортные расходы, для доставки товара(крупы) с другого региона (солярка и зарплата водителю) обходятся в 11 рублей за килограмм.
Поставщик также отметил, что еще необходимо учитывать расходы по поставке товара(крупы) во все Муниципальные бюджетные образовательные учреждения г. Муравленко, куда входит заработная плата, транспортные расходы по доставке, налоги, коммунальные платежи и аренда складских помещений, что составляет примерно 20-25 процентов от валового дохода.
В п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), принятого постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 N 173-14, дан расширенный перечень обстоятельств, которые могут свидетельствовать о форс-мажоре, в том числе:
- военные действия, террористические акты, диверсии;
- ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, независящие от воли сторон договора обстоятельства.
Как обстоятельства непреодолимой силы (либо существенное изменение обстоятельств) при определенных условиях, могут рассматриваться последствия санкций, введенных в отношении Российской Федерации рядом иностранных государств, а также последствия ответных мер на эти санкции.
В марте 2022 г. Правительство РФ приняло 46-ФЗ, который вносит поправки в "Закон о контрактной системе", и в несколько постановлений.
Заказчики и поставщики смогут менять существенные условия по контрактам, заключенным до 1 января 2023 - статья 112 44-ФЗ дополнена частью 65.1 (п. 4 ст. 8 46-ФЗ от 8 марта 2022). При этом должны соблюдаться следующие условия:
- возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить контракт.
- выполняются условия частей 1.3-1.6 ст. 95 44-ФЗ и есть решение властей - Правительства РФ, губернатора или главы муниципалитета.
Право менять существенные условия контрактов позволяет и заказчикам, и поставщикам реагировать на риски и изменения рынков без штрафов, угрозы попадания в РНП или судебных разбирательств. Эта мера призвана предотвратить отток компаний из сферы госзаказа и снизить нагрузку на бюджет, которая может возникнуть из-за срыва сделок или снижения конкуренции в торгах.
10.03.2022 г. Правительство РФ внесло изменения в ППРФ N 783 от 04 июля 2018 и сделало бессрочным порядок списания штрафов и пеней с поставщиков, которые нарушили обязательства по контракту из-за внешних санкций. Постановление распространяется на все контракты, независимо от года, когда произошли нарушения (ПП РФ N 340).
Помимо случаев, указанных в ч.1 ст. 93 44-ФЗ. заказчики могут закупать товары, работы и услуги для федеральных и муниципальных нужд, а также нужд субъекта РФ у единственного поставщика, определенного актом соответствующих властей - п. 1 постановления Правительства РФ N 339 от 10 марта 2022. Срок действия постановления - до 31 декабря 2022 включительно.
Поставщик сообщил, что от исполнения своих обязательств согласно Договору на поставку товара(крупы) не отказывается, что подтверждается счетами:
1) Платежное поручение N 5 об оплате ИП Васильевой Н.А.
2) Счет на оплату N 2985 ИП Васильевой Н.А.;
3) Счета на оплату ИП Закриеву В.Т. N8 от 02.02.2022 г, N 9 от 07.02.2022, N27 от 29.03.2022т, N 30 от 31.03.2022 г, N 33 от 04.04.2022 г., N 34 от 06.04.2022 г.;
4) Счет на оплату ООО Нева-Трейд N 17 от 20.02.2022 г.
Поставщик также сообщил, что закупленная продукция(товар) по старым ценам, в соответствии с заключенными договорами в указанные сроки поставлена заказчикам.
Поставщик просил Комиссию не включать его в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.3 Контракта расторжение настоящего договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Договора не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.05.2022 Заказчик принял Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
17.05.2022 Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС (единая информационная система).
18.05.2022 дата надлежащего уведомления поставщика о принятом решении. Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта вручено поставщику лично, под роспись.
Решение заказчика об одностороннем расторжении контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Из обращения Заказчика следует, что с 31.05.2022 контракт считается расторгнутым.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 31.05.2022.
Изучив представленные документы, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Поставщиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения Заказчика следует, что причина расторжения контракта: - неисполнение Поставщиком обязательств по договору. Основание расторжения контракта: односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Проанализировав представленные сторонами объяснения и информацию, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Контрактом предусмотрена поставка продуктов питания (крупа). Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Договором срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Договору) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Договору), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором.
Контракт содержит положение о возможности его расторжения в одностороннем порядке (п. 11.3 Контракта).
Поставщиком обязательства по контракту исполнены частично. Закупленная продукция(товар) по старым ценам, в соответствии с заключенными договорами в указанные сроки поставлена заказчикам.
Поставщик предоставил копии переписки с заказчиком, из которой следует, что между сторонами контракта велось информационное взаимодействие. Поставщик информировал заказчика о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего Договора.
Поставщик письмом от 02.03.2022 проинформировал Заказчика о том, что оптовые поставщики приостановили продажу круп и муки в связи со сложившейся ситуацией с повышением цен на товар, о невозможности сделать достаточного запаса товара из-за условия договора об остаточном сроке, которая должна быть не ранее 3-х месяцев от даты изготовления.
Поставщик письмом 03.03.2022 направил заказчику информационное письмо о том, что в связи с увеличением курса доллара и с применением к Российской Федерации новых санкций, произошел резкий рост цен на поставляемую продукцию. Поставка продуктов питания при таком росте закупочных цен является невозможной. Просил, в соответствии с ч. 65 ст.112 Закона о контрактной системе увеличить цены за единицу измерения по договору.
Поставщик предлагал изменить пункт договора о сроке годности товара на момент поставки. Это даст возможность обеспечить необходимый запас товара на складе поставщика. Срок годности товара это позволяет.
Поставщик предоставил копии платежных поручений и счетов на оплату (указаны в пояснениях). Оплатил штраф по претензионному письму заказчика, согласно условиям договора.
Поставщик от исполнения своих обязательств по договору на поставку товара (крупы) не отказывался.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России отмечает, что обстоятельства, послужившие основанием одностороннего отказа от исполнения контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон и указаны заказчиком в решении об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России допускает, что дальнейшее надлежащее исполнение обязательств по контракту оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации.
После 24.02.2022 года рядом иностранных государств, были введены экономические санкции, а также совершены недружественные действия в отношении Российской Федерации.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если Поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, на взаимодействие с заказчиком.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Поставщика Комиссия приходит к выводу об отсутствии в поведении Поставщика таких признаков недобросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем основания для включения Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
В рассмотренном случае Ямало-Ненецкое УФАС России считает нецелесообразным принятие решения о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так как включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, неизбежно нанесёт значительный ущерб деятельности индивидуального предпринимателя, который является субъектом малого предпринимательства.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Хабибов Сайгидмагомед Ахмедович (ИНН: 890600004905), представленную муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Школа N 6" (ИНН: 8906004810) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку круп, цена контракта - 67 100,00 рублей, (извещение N 0190300004621000422), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 7 июня 2022 г. N 089/06/104-485/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2022