Резолютивная часть решения оглашена "09" июня 2022 г.
Решение изготовлено в полном объеме "10" июня 2022 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<_>. |
руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
<_>. <_>. |
начальника отдела контроля в сфере закупок; главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
|
При участии посредством ВКС:
- <_>.- представителя ООО "ВЭСКК", по доверенности;
- <_>.- представителя ООО "ЕЭС - ГАРАНТ", по доверенности;
- <_>.. - представителя ООО "ЕЭС - ГАРАНТ", по доверенности,
рассмотрев дело N 042/06/33-717/2022, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - МКУ "Комитет по благоустройству администрации Яшкинского муниципального округа" требований ФЗ N 44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0339300010422000022 "Выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации систем уличного освещения Яшкинского муниципального округа", в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
06.06.2022 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "ЕЭС - ГАРАНТ" (вх. N 3361Э от 06.06.2022) на действия заказчика - МКУ "Комитет по благоустройству администрации Яшкинского муниципального округа" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0339300010422000022 "Выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации систем уличного освещения Яшкинского муниципального округа".
По мнению заявителей, извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме противоречит требованиям закона о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
20.05.2022 г. в единой информационной системе в сфере закупок уполномоченным органом - Управлением жизнеобеспечения и градостроительства администрации Яшкинского муниципального округа по заявке заказчика - МКУ "Комитет по благоустройству администрации Яшкинского муниципального округа" было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0339300010422000022 "Выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации систем уличного освещения Яшкинского муниципального округа".
Начальная максимальная цена контракта - 82 368 397,86 рублей.
Довод заявителя о том, что к корпусу светильника из материала "оцинкованная сталь" установлены излишние требования признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:
Корпуса светильников, изготовленные из оцинкованной, стали, анодированного алюминия применяются в 99% случаев производителей светильников, которые присутствуют в реестрах Постановлений Правительства РФ N 616 и N 878. В данных реестрах присутствует светодиодные светильники, соответствующее требованиям, как в качестве освещенности, так и в долговечности оборудования в том числе такого показателя как теплоотвод. Оцинкованная сталь, которая присутствует во множествах светильников различных производителей из реестров Постановлений Правительства РФ N 616 и N 878, является корпусом, который отводит тепло, прямым отводящим элементом, является алюминиевая пластина, на которой расположены сами источники тепла - светодиоды. Для светодиодов и блоков питания, корпус и алюминиевая пластина позволяют гарантированно соблюсти требования к таким факторам, как устойчивость к окружающей среде, перепады температур, теплоотвод, обледенение и не мало важный показатель гарантия до 7 лет.
Согласно требованиям части 8 статьи 32 ФЗ N 44-ФЗ Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ N 2604 от 31.12.2021 утвержден порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 28 раздела V Постановления Правительства РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В разделе III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком установлено следующее:
Для оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" применяется следующий показатель:
- общая цена заключенных исполнителем следующих договоров (контрактов).
Поскольку заказчиком указан показатель в противоречии требованиям Постановления Правительства РФ N 2604, заказчиком нарушены требования части 8 статьи 32 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно пункту 24 раздела V Постановления Правительства РФ N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В разделе III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком установлено следующее:
- Обязательства по выполнению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренные ЭСК должны быть исполнены в полном объеме; для подтверждения этого Участник закупки должен предоставить копии актов или иных документов, подтверждающих выполнение энергосберегающих мероприятий.
С учетом требований подпункта "в" пункта 24 и подпункта "в" пункта 28 Постановления Правительства РФ N 2604 поскольку заказчиком для оценки заявок по критерию "квалификация участников закупки" заказчиком применяется показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" к оценки принимаются исключительно исполненные договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Поскольку заказчиком не учтены положения подпунктов "в, г, д" пункта 28 Постановления Правительства РФ N 2604, заказчиком нарушены требования части 8 статьи 32 ФЗ N 44-ФЗ.
Довод заявителя о том, что заказчиком установлено требование о предоставлении для подтверждения опыта "Иные договора" признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:
В разделе III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком установлено следующее:
Для оценки заявок по показателю оценки применяется детализирующий показатель оценки:
- общая цена заключенных исполнителем следующих договоров (контрактов).
1. Предмет оцениваемого договора (договоров), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
энергосервисных контрактов (договоров), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации систем освещения (далее - "ЭСК");
и заключенных исполнителем договоров (контрактов) на поставку товаров / выполнение работ, аналогичных поставляемым / выполняемым в рамках энергосберегающих мероприятий, исполненных в рамках энергосервисных контрактов (договоров), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации систем освещения (далее - "Иные договоры").
Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что формулировка "Иные договоры" касается договоров, связанных с энергосберегающими мероприятиями.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком в Приложении N 1 к описанию объекта закупки установлены общие требования к светодиодным светильникам широкого направленного света Тип -1, 2, 3:
Наименование и сведения о поставляемых товарах, требования к качеству, техническим характеристикам товара, поставляемого при выполнении работ, оказании услуг, требования к безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, поставляемого при выполнении работ, оказании услуг |
Обоснование применения требований |
|
Наименование показателя |
Значение показателя |
|
Тип кривой силы света в меридиональной плоскости |
Уличное освещение, широко направленного света Ш-широкая |
Дополнительные требования к товару установлены в связи с изношенностью электросетевого хозяйства заказчика и энергоснабжающей организации, с целью продлить срок службы светильников, обеспечивая необходимое освещение. Закупка проводится в рамках N261-ФЗ ""Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". Данные показатели отражают энергоэффективность светового прибора. Установка приборов с высокими показателями энергоэффективности способствует улучшению энергосбережения всей системы освещения. В соответствии с ГОСТ Р 54350-2015. |
В извещении заказчиком указан код ОКПД2 - 27.40.33.130 "Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света".
В пункте 2.6 ГОСТ Р 55392-2012 указано: Прожектор: ОП, концентрирующий излучение ИС с помощью элементов оптической системы (зеркал и/или линз) в направлении, как правило, оптической оси в ограниченном угле излучения и, как правило, имеющий приспособления для изменения направления светового пучка (лиру), а в ряде случаев и его угловых размеров (фокусирующее устройство).
Примечание. Ограничение угла излучения характеризуется минимальным углом рассеяния, не превышающим значения 30° - для круглосимметричных и 80° - для симметричных и асимметричных прожекторов.
В пункте 4.15 ГОСТ Р 55392-2012 указано: Широкая КСС: типовая КСС ОП, у которой коэффициент формы равен или более 1,5, но менее 3,5, а направление максимальной силы света лежит в диапазоне углов от 55° до 85° от надира (или зенита).
Согласно пункту 4.15 ГОСТ Р 55392-2012 углы рассеивания светильника типом КСС Ш -широкая составляет от 55° до 85° от надира (или зенита), а согласно пункту 2.6 ГОСТ Р 55392-2012 общий угол рассеивания для прожектора не превышает значения 80°.
Поскольку тип КСС Ш - широкая для прожектора не применяется, установленное заказчиком требование к кривой силы света для прожектора нарушает требование пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Заказчиком в Приложении N 1 к описанию объекта закупки для светодиодных светильников Тип -1, 2, 3 установлены требования к креплению светильников:
Крепление |
Консольное |
Конструкция консольного крепления должна позволять реализовывать прямую замену один на один с проведением минимального комплекса монтажных работ |
Диаметр консольного крепления: Не менее 57 мм |
Поскольку в реестре радиоэлектронной продукции отсутствует светильник с консольным типом крепления и типом кривой силы света Ш-широкая, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЕЭС - ГАРАНТ" на действия заказчика - МКУ "Комитет по благоустройству администрации Яшкинского муниципального округа" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0339300010422000022 "Выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации систем уличного освещения Яшкинского муниципального округа" частично обоснованной (в части нарушения требований части 8 статьи 32, пункта 1 части 1статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ).
2. Признать заказчика - МКУ "Комитет по благоустройству администрации Яшкинского муниципального округа" нарушившим требование части 8 статьи 32, пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 042/06/33-717/2022 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: <_>.
Члены комиссии: <_>.
<_>.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 10 июня 2022 г. N 042/06/33-717/2022 (ключевые темы: участники закупок - энергосбережение - документ - энергетическая эффективность - правительство рф)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2022