Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): ... (представитель по доверенности);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Диалог народов" (далее также - ООО "Диалог народов", заявитель, общество): _. (представитель по доверенности);
в отсутствие:
заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Управление физической культуры и массового спорта" (далее - ГБУ РС(Я) "УФКиМС", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом, направили письменные пояснения по доводам жалобы;
рассмотрев посредством web-конференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диалог народов" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Управление физической культуры и массового спорта" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по бронированию, оформлению и продаже билетов на воздушный и железнодорожный транспорт (извещение N 0816500000622008713), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Диалог народов" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "Диалог народов" следует, что:
1. Описание объекта закупки противоречит определенному заказчиком КТРУ 79.11.11.000-00000001.
2. Описание объекта закупки содержит противоречивые и взаимоисключающие требования.
3. Описание объекта закупки содержит неправомерные условия сроков оплаты заказчиком оказанной услуги, которая противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из представленных письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу частично обоснованной.
Представитель уполномоченного учреждения не согласился с доводами жалобы.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав участвующих лиц, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Диалог народов" обоснованной на основании следующего.
1. Извещение N 0816500000622008713 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 20.05.2022 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Предмет закупки - оказание услуг по бронированию, оформлению и продаже билетов на воздушный и железнодорожный транспорт;
4. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 000 000,00 рублей;
5. По окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке. Заявка соответствует требованиям.
1. Довод жалобы в части того, что описание объекта закупки противоречит определенному заказчиком КТРУ 79.11.11.000-00000001 признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контратакой системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила) установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Постановление N 145).
В соответствии с пунктом 4 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Из содержания извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона следует, что объект закупки включает в себя оказание услуг по бронированию, оформлению и продаже билетов на воздушный и железнодорожный транспорт.
Комиссия УФАС констатирует, что для данной закупки выбран КТРУ - 79.11.11.000-00000001, где наименованием услуги является: "Услуги по бронированию авиабилетов".
Под бронированием понимается резервирование чего-либо, официальное закрепление ресурса за кем-либо.
Между тем, в объект закупки заказчиком включены услуги, которые не включены в КТРУ, а именно, оформление и продаже билетов на воздушный и железнодорожный транспорт.
В силу вышеизложенного, заказчик нарушил положения части 3 статьи 7, части 6 статьи 23, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Данный довод жалобы признан обоснованным.
2. Довод жалобы в части того, что описание объекта закупки содержит противоречивые и взаимоисключающие требования признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику в рамках закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Однако, из буквального толкования закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Между тем, в описании объекта вышеупомянутой закупки прописаны следующие требования:
"3.3. Исполнитель обязан:
- осуществлять оперативное бронирование, оформление и продажу авиа и ж/д билетов (преимущественно оформлять авиабилеты до максимальной точки маршрута) Заказчику по его именным требованиям и письменной заявке с предоставлением необходимого количества пассажирских мест и мест для груза (багажа), исходя из ресурса мест, находящихся в свободной продаже в соответствии с правилами и тарифами перевозчика, на бланке которого выписывается билет, по предварительному согласованию с Заказчиком;
- подтверждать возможность (в том числе информировать о невозможности) исполнения заявок Заказчика в кратчайшие сроки: в течение 10 минут с момента поступления заявки от Заказчика. В случае отсутствия мест и требуемого класса обслуживания на нужную дату предлагать Заказчику альтернативные варианты перелета с предоставлением списка максимально возможных вариантов перелета (различных авиалиний), а также билетов по минимальной цене на момент подачи Заказчиком заявки;
- применять максимально льготные тарифы в отношении Заказчика. Оформлять авиабилеты по тарифам с использованием скидок, предоставляемых перевозчиком;
- предоставлять возможность оформления авиа и ж/д билетов по гарантийным письмам Заказчика, в том числе при задержке финансирования в размере 50 (пятьдесят) % от цены контракта".
Согласно пункту 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
В извещении о проведении закупки содержится начальная (максимальная) цена контракта, в котором указана начальная цена за единицу услуги.
А также в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, требование о применении "максимально льготных", "наименьших", "со скидкой" противоречит требованиям Закона о контрактной системе, так как в извещении о проведении закупки предусмотрена начальная(максимальная) цена контракта, а при заключении контракта, цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
В силу вышеизложенного, заказчик нарушил положения пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Второй довод жалобы признан обоснованным.
3. Довод жалобы в части того, что описание объекта закупки содержит неправомерные условия сроков оплаты заказчиком оказанной услуги, которая противоречит нормам Закона о контрактной системе признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Извещение об осуществлении настоящей закупки размещено в единой информационной системе 20.05.2022. Следовательно, срок оплаты заказчиком оказанной услуги, предусмотренный контрактом должен быть не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Между тем, в пункте 3.3 описания объекта закупки, содержится следующее требование: "Предоставлять возможность оформления авиа и ж/д билетов по гарантийным письмам Заказчика, в том числе при задержке финансирования в размере 50 (пятьдесят) % от цены контракта".
Данное требование противоречит требованиям к сроку оплаты заказчиком оказанной услуги, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы признан обоснованным.
Жалоба ООО "Диалог народов" признана обоснованной.
По результатам внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе 20.05.2022.
Согласно п. 3.1.2. оплата производится по факту оказания Услуг (полностью или частично) на основании выставленного Исполнителем счета в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания Сторонами акта сдачи-приемки Услуг.
Комиссия, изучив извещение о проведении электронного аукциона, установила, что данный случай не является исключением, предусмотренным п. 1 - 4 ч. 13.1 ст. 34, соответственно, в проекте контракта заказчиком срок оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов) установлен в нарушение Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в содержании извещения о закупке, утвержденной заказчиком, выявлено нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диалог народов" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Управление физической культуры и массового спорта" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по бронированию, оформлению и продаже билетов на воздушный и железнодорожный транспорт (извещение N 0816500000622008713) обоснованной.
2. Признать заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Управление физической культуры и массового спорта" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по бронированию, оформлению и продаже билетов на воздушный и железнодорожный транспорт (извещение N 0816500000622008713) нарушившим часть 3 статьи 7, часть 6 статьи 23, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 13.1 статьи 34, пункт 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", по внеплановой проверке признать нарушившим часть 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по частей 1.4, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 июня 2022 г. N 014/06/49-715/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2022