Инспекция Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
с участием сторон по доверенности:
от Заказчика - Комитет по здравоохранению Ленинградской области:
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Высокое качество медицинской техники":
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 463 от 26.11.2021 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по транспортировке и уничтожению медицинских отходов.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
05.04.2022 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении закупки N 0145200000422000328 на поставку маммографа цифрового со стереотаксической пункционной приставкой.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу положений пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Инспекция установила, что в таблице N1 Описания объекта закупки заказчиком установлены требования к техническим и функциональным характеристикам товара, значения которых могут изменяться с основанием использования характеристик по ГОСТ Р 56311-2014 "Аппараты рентгеновские маммографические с цифровой регистрацией изображения. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ).
N п/п |
|
Основание использования характеристик ГОСТ Р 56311-2014 / Клиническое обоснование |
||
Наименование показателя |
Значение показателя |
|||
Маммограф цифровой со стереотаксической пункционной приставкой (ОКПД2 26.60.11.113) | ||||
1. |
Аппарат рентгеновский маммографический с цифровой регистрацией изображения |
|||
1.1. |
ЦПРИ |
|
п.6.2.1 |
|
1.1.1. |
метод преобразования рентгеновского изображения в электрический сигнал и цифровое изображение |
непрямое преобразование или прямое преобразование |
п.6.2.1 |
|
1.1.2. |
материал детектора |
(аморфный кремний (a-Si) + сцинтиллятор Csl) или аморфный селен (a-Se) |
п.6.2.1 |
|
1.1.3. |
размер рабочего поля ДxШ, мм |
Не менее 235х290 |
п.6.2.1 |
|
1.1.4. |
размер пикселя, мкм |
Не более 100 |
п.6.2.1 |
|
1.1.5. |
пространственное разрешение, пар лин./мм |
Не менее 5 |
п.6.2.1 |
|
1.1.6. |
число пикселей по вертикали и горизонтали, шт. |
Не менее 2390 х 2850 |
п.6.2.1 |
|
1.1.7. |
квантовая эффективность регистрации (DQE) на около нулевой пространственной частоте 0,5 мм -1 при дозе в плоскости ЦПРИ 0,1 мГр, % |
Не менее 60 |
п.6.2.1 |
|
1.1.8. |
разрядность аналого-цифрового преобразования, бит |
Не менее 13 |
п.6.2.1 |
|
1.1.9. |
параметры отсеивающего растра, лин./см |
Не менее 31 |
п.6.2.1 |
|
1.1.10. |
отношение растра высота к ширине |
Не менее 5:1 |
п.6.2.1 |
|
1.2. |
Рентгеновский излучатель с устройством формирования пучка и дополнительными фильтрами рентгеновского излучения |
|
п.6.2.2 |
|
1.2.1. |
основной материал анода рентгеновской трубки |
(Молибден и родий) или вольфрам |
п.6.2.2 |
|
1.2.2. |
скорость вращения анода, об./мин |
Не менее 7900 |
п.6.2.2 |
|
1.2.3. |
размер большого фокуса рентгеновской трубки, мм |
Не более 0,3 x 0,3 |
п.6.2.2 |
|
1.2.4. |
размер малого фокуса рентгеновской трубки, мм |
Не более 0,15 x 0,15 |
п.6.2.2 |
|
1.2.4.1. |
Параметры рентгеновской трубки для большого фокуса |
|
п.6.2.2 |
|
1.2.4.1.1. |
максимальное значение анодного напряжения, кВ |
Не менее 49 |
п.6.2.2 |
|
1.2.4.1.2. |
максимальное значение анодного тока, мА |
Не менее 100 |
п.6.2.2 |
|
1.2.4.2. |
Параметры рентгеновской трубки для малого фокуса: |
|
п.6.2.2 |
|
1.2.4.2.1. |
максимальное значение анодного напряжения, кВ |
Не менее 23 |
п.6.2.2 |
|
1.2.4.2.2. |
максимальное значение анодного тока, мА |
Не менее 34 |
п.6.2.2 |
|
1.2.5. |
теплоемкость анода, Т.Е. |
Не менее 162 000 |
п.6.2.2 |
|
1.2.6. |
фильтры рентгеновского излучения |
Не менее 2 |
п.6.2.2 |
|
1.3. |
РПУ |
|
п.6.2.3 |
|
1.3.1. |
номинальная электрическая мощность, кВт |
Не менее 5 |
п.6.2.3 |
|
1.3.2. |
шаг изменения анодного напряжения, кВ |
Не более 1,0 |
п.6.2.3 |
|
1.3.3. |
Диапазон изменения количества электричества (произведение ток·время), мА·с: |
|
п.6.2.3 |
|
1.3.3.1. |
Минимальное значение, мАс |
Не более 2 |
п.6.2.3 |
|
1.3.3.2. |
Максимальное значение, мАс |
Не менее 600 |
п.6.2.3 |
|
1.4. |
Снимочный штатив |
|
|
|
1.4.1. |
фокусное расстояние, мм |
Не менее 650 |
п.6.2.4 |
|
1.4.2. |
минимальное значение высоты от плоскости укладки молочной железы до уровня пола, мм |
Не более 690 |
Возможность позиционирования штатива под пациента в зависимости от его роста и положения при исследовании |
|
1.4.3. |
максимальное значение высоты от плоскости укладки молочной железы до уровня пола, мм |
Не менее 1500 |
Возможность позиционирования штатива под пациента в зависимости от его роста и положения при исследовании |
|
1.4.4. |
угол поворота штатива в вертикальной плоскости влево, градусов |
Не более -180 |
п.6.2.4 |
|
1.4.5. |
угол поворота штатива в вертикальной плоскости вправо, градусов |
Не менее +180 |
п.6.2.4 |
|
1.4.6. |
коэффициент геометрического увеличения устройства для съемки тип 1, крат |
Не менее 1,5 |
ГОСТ Р 56311-2014 п.6.2.4 |
|
1.4.7. |
коэффициент геометрического увеличения устройства для съемки тип 2, крат |
Не менее 1,8 |
ГОСТ Р 56311-2014 п.6.2.4 |
|
1.4.8. |
углы поворота штатива при томосинтезе, градусы |
Не менее 25 |
углы поворота штатива при томосинтезе, градусы |
|
1.4.9. |
количество проекций при сканировании |
Не более 25 |
количество проекций при сканировании |
|
1.4.10. |
толщина среза при томосинтезе, мм |
Не более 1 |
толщина среза при томосинтезе, мм |
|
1.4.11. |
размер пикселя при исследовании в режиме томоситнеза, мкм |
Не более 100 |
размер пикселя при исследовании в режиме томоситнеза, мкм |
|
1.5. |
Функция томосинтеза |
|
|
|
1.5.1. |
углы поворота штатива при томосинтезе, градусы |
Не менее 25 |
Угол поворота штатива при исследовании в режиме томосинтеза определяет чёткость объектов и толщину среза |
|
1.5.2. |
количество проекций при сканировании |
Не более 25 |
От количества проекций при исследовании в режиме томосинтеза зависит время исследования и дозовая нагрузка на пациента |
|
1.5.3. |
толщина среза при томосинтезе, мм |
Не более 1 |
Точность локализации образования зависит от толщины среза |
|
1.5.4. |
размер пикселя при исследовании в режиме томоситнеза, мкм |
Не более 100 |
Разрешение изображения не меняется при переходе из исследования в режиме цифровой маммографии в режим томосинтеза |
|
1.6. |
Приставка для стереотаксической биопсии |
|
|
|
1.6.1. |
масса съёмной приставки для стереотаксической биопсии, кг |
Не более 11 |
Чем меньше вес приставки, тем меньше сил будет тратить лаборант при установке устройства на систему |
|
1.6.2 |
объем вертикальной стереотаксической биопсии (координаты x, y, z), мм |
Не менее 50х40х100 |
п.6.2.6 |
|
1.6.3 |
углы поворота штатива при стереотаксическом исследовании (влево и вправо), градусов |
Не менее 15 |
п.6.2.6 |
|
1.7. |
АРМ лаборанта |
|
п.6.2.7 |
|
1.7.1. |
Тактовая частота процессора, ГГц |
Не менее 2,1 |
п.6.2.7 |
|
1.7.2. |
Емкость ОЗУ, Гбайт |
Не менее 16 |
п.6.2.7 |
|
1.7.3. |
Емкость жесткого диска, Тбайт |
Не менее 1 |
п.6.2.7 |
|
1.7.4. |
LCD монитор |
|
п.6.2.7 |
|
1.7.4.1. |
размер экрана, дюйм |
Не менее 21 |
п.6.2.7 |
|
1.7.4.2. |
размер матрицы (разрешение), пиксель |
Не менее 2048 x 1536 |
п.6.2.7 |
|
1.7.5. |
время задержки вывода изображения для предварительного просмотра после экспозиции, с |
Не более 12 |
п.6.2.7 |
|
1.7.6. |
минимальное время между двумя экспозициями, с |
Не более 25 |
п.6.2.7 |
|
1.8. |
Автоматизированное рабочее место врача-маммолога |
|
ГОСТ Р 56311-2014 п.6.2.7.1 |
|
1.8.1. |
Тактовая частота процессора, ГГц |
Не менее 2,3 |
п.6.2.7.1 |
|
1.8.2. |
Емкость ОЗУ, Гбайт |
Не менее 24 |
п.6.2.7.1 |
|
1.8.3. |
Емкость жесткого диска, Тбайт |
Не менее 1 |
п.6.2.7.1 |
|
1.8.4. |
Медицинские монохромные мониторы, количество, шт. |
Не менее 2 |
п.6.2.7.1 |
|
1.8.4.1. |
Размер экрана, дюйм |
Не менее 21 |
п.6.2.7.1 |
|
1.8.4.2. |
Размер матрицы (разрешение), пиксель |
Не менее 2048х2560 |
п.6.2.7.1 |
|
1.8.4.3. |
Контраст |
Не менее 800:1 |
п.6.2.7.1 |
|
1.9. |
Дополнительные принадлежности |
|
|
|
1.9.1. |
Набор средств рентген защиты (Фартук защитный односторонний тяжелый, Экран для защиты молочных желез, Передник для защиты гонад, Воротник защитный тяжелый |
|
|
|
1.9.1.1 |
Количество, шт. |
Не менее 1 |
Для защиты медицинского персонала в зоне рентгеновского излучения |
|
1.9.2. |
Стол для выполнения биопсии или специализированное кресло пациента для транспортировки и размещения пациента во время маммографического обследования и стереотаксических процедур с возможностью обследования пациента в положении лежа |
|
|
|
1.9.2.1 |
Количество, шт. |
Не менее 1 |
Позволяет проводить биопсию не только в положении сидя, но и в положении лежа, как на спине, так и на боку. |
|
1.9.3. |
Пистолет биопсийный с набором игл |
|
|
|
1.9.3.1 |
Количество, шт. |
Не менее 1 |
Для забора биопсийного материала. |
|
1.9.4. |
Рентгенозащитная ширма |
|
|
|
1.9.4.1 |
Количество, шт. |
Не менее 1 |
п.6.2.5 |
|
1.9.4.2 |
Размер рентгенозащитной области ширмы, В*Ш, см |
Не менее 185x70 |
п.6.2.5 |
|
1.9.4.3 |
Свинцовый эквивалент по ослаблению рентгеновского излучения рентгензащитного экрана АРМ-лаборанта, Pb, мм |
Не менее 0,5 |
п.6.2.5 |
|
1.9.5. |
Набор металлических направляющих для игл |
|
|
|
1.9.5.1 |
Количество, шт. |
Не менее 1 |
Набор необходим для работы со стереотаксической приставкой и биопсийным пистолетом |
|
1.9.6. |
Набор пластиковых направляющих для игл |
|
|
|
1.9.6.1 |
Количество, шт. |
Не менее 1 |
Набор необходим для работы со стереотаксической приставкой и биопсийным пистолетом |
|
1.9.7. |
Электрораспределительный щит с аварийной кнопкой отключения питания |
|
|
|
1.9.7.1 |
Количество, шт. |
Не менее 1 |
Используется для подключения маммографической системы к питанию больничной сети и позволяет отключать напряжение сети питания одним нажатием на аварийную кнопку. |
|
1.10. |
Характеристики электропитания |
|
|
|
1.10.1 |
Рабочий режим (кратковременный), кВт |
Не более 4,6 |
п.6.2.12 |
|
1.10.2 |
Режим ожидания, кВт |
Не более 1,2 |
п.6.2.12 |
Инспекцией установлено, что пунктом 6.2.1 ГОСТ предусмотрено, что на отдельные составные части в ТЗ должны быть включены следующие характеристики (параметры):
6.2.1 ЦПРИ:
- метод преобразования рентгеновского изображения в электрический сигнал и цифровое изображение в соответствии с 0;
- материал детектора*;
- размер рабочего поля, мммм, не менее;
- размер пикселя, мкм, не более;
- пространственное разрешение, пар лин./мм, не менее;
- число пикселей по вертикали и горизонтали, шт., не менее;
- контрастная чувствительность при заданной дозе в плоскости ЦПРИ*, %, не более.
Примечание - Контрастная чувствительность определяется с помощью специальных тест-объектов.
- геометрические искажения*, %, не более;
- неравномерность яркости сигнала*, %, не более;
- квантовая эффективность регистрации (DQE) на около нулевой пространственной частоте 0,5 мм при указанной дозе в плоскости ЦПРИ, %, не менее (по методике, приведенной в ГОСТ Р МЭК 62220-1-2);
- разрядность аналого-цифрового преобразования (АЦП), бит, не менее;
- параметры отсеивающего растра* (кроме сканирующих приемников), лин./см, отношение, не менее;
- время сканирования (для сканирующих ЦПРИ), с, не более.
Инспекция приходит к выводу, что описание объекта закупки установлено Заказчиком в нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 и статьи 33 Закона о контрактной системе, так как пункт 1.1.1 Таблицы N1 поименован как "метод преобразования рентгеновского изображения в электрический сигнал и цифровое изображение", что разнится с характеристикой из ГОСТ "метод преобразования рентгеновского изображения в электрический сигнал и цифровое изображение в соответствии с 0".
Также, пунктом 6.2.1 ГОСТ предусмотрена характеристика "контрастная чувствительность при заданной дозе в плоскости ЦПРИ*, %, не более", которая отсутствует в Описании объекта закупки, хотя Заказчиком установлено, что характеристики требуемого к поставке товара определены в соответствии с ГОСТ.
Аналогичные нарушения Инспекция усматривает также при не установлении заказчиком требований к характеристике из пункта 6.2.2 ГОСТ "номинальная входная электрическая мощность, кВт, не менее".
Инспекция также установила, что Заказчиком в нарушение требований пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки установлено требование, которое может привести к ограничению круга потенциальных участников настоящей закупки.
Так, в Описании объекта закупки содержится инструкция по предоставлению участником закупки предложения в отношении объекта закупки, в которой установлено: "Указываемые участником в заявке сведения о конкретных показателях товаров должны коррелироваться с техническими и функциональными характеристикам товара, установленными в Приложении N 2 Проекта контракта".
Также Инспекция выявила, что сам по себе термин "коррелироваться" не содержит определения в извещении об осуществлении электронного аукциона и контролирующему органу не удается однозначно определить, что Заказчик подразумевает под требованием "коррелироваться с техническими и функциональными характеристикам товара, установленными в Приложении N 2 Проекта контракта", что может быть неоднозначно воспринято потенциальными участниками закупки при составлении заявки на участие в электронном аукционе и служить основанием для отклонения заявок.
Таким образом, Инструкция не содержит надлежащий и однозначный порядок заполнения заявки, а отсутствие определений (смысловых значений) терминов свидетельствует не о стремлении установить необходимые требования в предельно ясной и доступной форме, а, напротив, "запутать" участника закупки, что указывает на нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчиков нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 1 июня 2022 г. N 047/06/99-1412/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2022