Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрация муниципального образования "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "МИРНЫЙ-55", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6583 от 26.05.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории, расположенной возле дома 71 по Выборгскому шоссе пос. Поляны Выборгского района Ленинградской области.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 293 964 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения о проведении электронного аукциона.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 1 части 5 той же статьи предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрены основания отклонения заявки на участие в закупке, а именно:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В доводах жалобы Заявитель считает, что требования к характеристикам товаров, указанных в описании объекта закупки, являются ненадлежащими.
Комиссия установил, что требования к показателям товаров установлены в соответствии с техническими разделами соответствующих государственных стандартов Российской Федерации и обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей Заказчика в поставке товаров при выполнении работ в соответствии с описанием объекта закупки.
Комиссия также установила, что извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона не устанавливает требований о проведении участниками закупки каких-либо испытаний.
Испытания, согласно государственным стандартам, проводятся только на конкретные партии товаров. Указанные испытания подтверждают соответствие или несоответствие установленным производителем техническим условиям на производство типов (видов) продукции.
В свою очередь, из положений извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона следует, что участникам закупки требуется указать именно сведения о технических характеристиках товара, а не результаты проведенных испытаний. При этом Комиссия установила, что все требования к товарам, установленные Заказчиком в извещении об электронном аукционе, являются стандартными, установлены в соответствии с требованиями документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации в соответствие положениям пункта 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия пришла к выводу, что показатели, требования к которым установлены в извещении об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, отражаются не для конкретной изготовленной единицы товара, а являются техническими условиями для производства типа (вида) товара и определяются любым производителем до его непосредственного изготовления.
Требования к показателям товаров, поставляемых при выполнении работ, указанные Заявителем в жалобе, установлены Заказчиком без учета показателей, которые могут быть получены участниками закупки опытным путем в ходе проведения испытаний уже изготовленного товара, а также не являются требованиями к компонентам отдельно взятых товаров.
Кроме того, Комиссия установила, что приложение 3 к описанию объекта закупки содержит требования к товарам и показатели эквивалентности товаров, поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ. Данные требования, к примеру: "Длина опор каркаса: должно не быть < 785 (семисот восьмидесяти пяти целых) мм и не должно быть равно 1010 (одной тысячи десяти целых) мм и должно не быть > 1010 (одной тысячи десяти целых) мм", усложняют заполнение заявки, что влечет за собой увеличение шанса на ошибку технического характера, также могут привести к ограничению конкуренции потенциальных участников закупки.
Согласно Приложению N4 "Требования к заявке":
-"Требование к максимальному значению нижней границы диапазонного показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть не более ...", "не должно быть более ...", "должно не быть более ...", "должно быть не > ...", "не должно быть > ...", "должно не быть > ...", "не должно быть свыше ...", "должно не быть свыше ...", "должно не превышать ...", "не должно превышать ...", "должно быть ..." в случае если требование к максимальному значению нижней границы диапазонного показателя установлено включительно, и с использованием формулировок "должно быть менее ...", "не должно быть более ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть более ...", "не должно быть
...", "должно не быть
...", "не должно быть от ...", "должно не быть от ...", "должно быть < ...", "должно быть до ...", "не должно быть > ... и не должно быть равно ...", "не должно превышать ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть > ...", "не должно быть равно ... и должно не превышать ..." в случае если требование к максимальному значению нижней границы диапазонного показателя установлено не включительно и требование к минимальному значению верхней границы диапазонного показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть не менее ...", "не должно быть менее ...", "должно не быть менее ...", "должно быть не < ...", "не должно быть < ...", "должно не быть < ...", "не должно быть до ...", "должно не быть до ...", "должно быть
...", "должно быть от ..." в случае если требование к минимальному значению верхней границы диапазонного показателя установлено включительно, и с использованием формулировок "должно быть более ...", "не должно быть менее ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть менее ...", "не должно быть
...", "должно не быть
...", "должно быть > ...", "должно быть свыше ...", "должно превышать ...", "не должно быть < ... и не должно быть равно ...", "не должно быть до ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть < ...", "не должно быть равно ... и не должно быть до ..." в случае если требование к минимальному значению верхней границы диапазонного показателя установлено не включительно (числовое значение с последующей расшифровкой прописью и единицей измерения при наличии заменены на многоточие), наименование показателя отделяется от характеристической части символом двоеточия ":". При этом требование к значению нижней границы диапазонного показателя указывается перед требованием к верхней границе диапазонного показателя. В данном случае Участник в своей заявке представляет конкретное значение показателя, указывая: наименования показателя в неизменном виде, два числовых значения: первое, не превышающее максимально, установленное Заказчиком, значение и второе, превышающее минимальное, установленное Заказчиком, значение и соответствующие единицы измерения для обоих числовых значений, в случае если для такого показателя Заказчиком в документации были установлены единицы измерения. В случае если требование к минимальному значению верхней границы диапазонного показателя установлено включительно, то, указываемое Участником, второе числовое значение может быть так же и равно минимальному, установленному Заказчиком, значению. В случае если требование к максимальному значению нижней границы диапазонного показателя установлено не включительно, то, указываемое Участником, первое числовое значение не может быть равно максимальному, установленному Заказчиком, значению".
- "Требование к минимальному значению нижней границы диапазонного показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно не быть менее ...", "должно не быть < ...", "не должно быть менее ...", "должно быть не < ...", "не должно быть < ..." в случае если требование к минимальному значению нижней границы диапазонного показателя установлено включительно, и с использованием формулировок "должно не быть ...", "должно превышать ...", "не должно быть равно ... и должно не быть менее ...", "должно быть свыше ...", "должно быть > ...", "не должно быть равно ... и должно не быть < ..." в случае если требование к минимальному значению нижней границы диапазонного показателя установлено не включительно и требование к максимальному значению верхней границы диапазонного показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть не > ...", "должно не быть свыше ...", "не должно превышать ...", "должно не быть > ...", "не должно быть свыше ...", "должно быть не более ..." в случае если требование к максимальному значению верхней границы диапазонного показателя установлено включительно, и с использованием формулировок "не должно быть от ...", "не должно быть > ... и не должно быть равно ...", "должно быть < ...", "должно быть менее ...", "не должно быть равно ... и должно не быть > ...", "должно не быть
..." в случае если требование к максимальному значению верхней границы диапазонного показателя установлено не включительно (числовое значение с последующей расшифровкой прописью и единицей измерения при наличии заменены на многоточие), наименование показателя отделяется от характеристической части символом двоеточия ":". При этом требование к значению нижней границы диапазонного показателя указывается перед требованием к верхней границе диапазонного показателя. В данном случае Участник в своей заявке представляет конкретное значение показателя, указывая: наименования показателя в неизменном виде, два числовых значения: первое, превышающее минимальное, установленное Заказчиком, значение и второе не превышающее максимальное, установленное Заказчиком, значение и соответствующие единицы измерения для обоих числовых значений, в случае если для такого показателя Заказчиком в документации были установлены единицы измерения. В случае если требование к минимальному значению нижней границы диапазонного показателя установлено включительно, то, указываемое Участником, первое числовое значение может быть так же и равно минимальному, установленному Заказчиком, значению. В случае если требование к максимальному значению верхней границы диапазонного показателя установлено не включительно, то, указываемое Участником, второе числовое значение не может быть равно максимальному, установленному Заказчиком, значению".
По доводам относительно того, что положения инструкции по заполнению заявки на участие в закупке могут ввести участников в заблуждение при заполнении заявки, а также, то инструкция не содержит однозначный порядок заполнения заявки, Комиссия не усматривает в положениях инструкции признаков нарушения Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки Комиссия установила, что извещением об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона для объекта закупки установлено наименование работ - "Услуги по планировке ландшафта" с кодом позиции N 81.30.10.000 (согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
Комиссией также установлено, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона не предусмотрены коды позиции для поставляемого товара. То есть товары, необходимые к поставке, не указаны в извещении об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона отдельными наименованиями.
Таким образом, Заказчику необходимо для каждого товара установить соответствующий код ОКПД 2.
В указанных действиях Заказчика, выразившихся в указании в извещении о проведении электронного аукциона наименования исключительно выполняемых работ (оказываемых услуг), без указания наименований поставляемых товаров, усматривается нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МИРНЫЙ-55" обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение о проведении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 2 июня 2022 г. N 047/06/42-1399/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2022