Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством использования системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 23.05.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку рамок для фотографий для нужд ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" (далее - запрос котировок в электронной форме).
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2022 NИЗК1 победителем признан Участник.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Комиссия, оценив представленные Заказчиком и Участником документы пришла к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 01.06.2022 в 11:12 (МСК) в адрес Общества посредством электронной площадки в соответствии с ст. 50 Закона о контрактной системе Заказчиком направлен проект контракта.
В срок, установленный п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе, а именно до 02.06.2022 (включительно) Участник не подписал проект контракта.
03.06.2022 в 00:01 (МСК) от электронной площадки http://www.etp-ets.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта".
В результате чего, Участник признан Заказчиком уклонившимся от заключения контракта (Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 03.06.2022 NППУ20_1).
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так из письменных пояснений Участника следует, что он был заинтересован в исполнении контракта, после публикации итогового протокола Участник начал полноценную работу по подготовке к исполнению обязательств.
Участник отмечает, что в силу человеческого фактора не подписал проект контракта в установленные сроки, однако, Участник стремился заключить контракт, более того 03.06.2022 в 09:17 (МСК) площадка зафиксировала подписание контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС проверила вышеуказанные доводы и установила, что доступ для подписания контракта в личном кабинете действительно не заблокировался у Участника, в результате чего, Участник 03.06.2022 в 09:17 (МСК) подписал проект контракта, что подтверждается страницей в ЕИС https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/rpec/event-journal.html?regNumber =08452000014220000490001 (вкладка: Журнал событий).
При этом, Комиссия исходит из того, что совершение любых действий (операций) на электронной площадке технически строго регламентировано. По истечении сроков, указанных в извещениях электронной площадки, Заказчик и лицо, заключаемое контракт, не смогут совершить требуемые от них Законом N 44-ФЗ действия в силу отсутствия технической возможности, поскольку соответствующий раздел на электронной площадке будет заблокирован. То есть, Заказчик и Участник могут заключить контракт, в строго регламентированные законом сроки.
Участник попросил посодействовать Заказчика в решении данного вопроса с просьбой продлить срок подписания Контракта, выразив со своей стороны готовность заключить контракт и исполнить в полном объёме, однако подписание контракта не предусмотрено за сроками ст. 51 Закона о контрактной системе.
Из пояснений Участника также следует, что он не имел намерений уклониться от заключения контракта, для выполнения предстоящего контракта с Заказчиком имеются все мощности, более того, товар уже был отправлен Заказчику, однако в силу вышеописанных обстоятельств, подписать проект контракта не представилось возможным, на основании чего представитель Участника просит не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Из письменных и устных пояснений Заказчика следует, что хотя Заказчик признал Участника уклонившимся, Заказчик допускает наличие обстоятельств, которые свидетельствуют о том, что уклонение от подписания контракта произошло не по вине Участника, в результате чего на включении Участника в РНП не настаивает.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Комиссией установлено, что Участником предпринимались действия, направленные на заключение контракта, а в материалы дела не представлено других доказательств недобросовестного поведения Участника,
Рассмотрев дело в своей совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик правомерно признал Участника уклонившимся, однако включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом деле, не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
Хотя предложения и попытки Участника подписать контракт за пределами сроков, установленных в Законе о контрактной системе, правомерно не приняты Заказчиком, так как контракт подписывается исключительно посредством электронной площадки, однако совершение подобных действий Участника учитываются Комиссией при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков и свидетельствует о принятии всевозможных действий Участника проинформировать и каким-либо образом исправить сложившуюся ситуацию, что не может однозначно свидетельствовать о недобросовестности.
Вместе с тем, со своей стороны, Комиссия предупреждает Участника, что участвуя в государственных закупках по расходованию бюджетных средств, необходимо в должной степени внимательности и осмотрительности относиться к процедуре и срокам подписания контрактов, которые установлены Законом о контрактной системе в противном случае, он несет риск наступления неблагоприятных последствий, в виде включения сведений о нем в РНП.
Ленинградское УФАС, осуществив внеплановую камеральную проверку при проведении вышеуказанной электронной процедуры, не выявила нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика (как по определению победителя, так и по признанию его уклонившимся).
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае, фактические обстоятельства дела указывают на отсутствие неопровержимых оснований для включения сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
сведения об ИП Цепилов Сергей Юрьевич в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 10 июня 2022 г. N 047/06/104-1560/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2022