Резолютивная часть решения объявлена 03.06.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08.06.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии:
"___" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"___"- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
"___"- специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от государственного заказчика - Службы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва:
- "___"- законный представитель, действующий на основании Указа Главы Республики Тыва от 14.01.2022 года N 26 (до объявленного перерыва);
-"___", действующая на основании доверенности от 25.05.2022 года б/н;
при участии в рассмотрении жалобы путем использования видеоконференцсвязи "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "___", действующий на основании доверенности от 11.01.2022 года N 2,
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХКОНСУР" (далее ООО "ТЕХКОНСУР"),
02.06.2022 года в 16 часов 00 минут по местному времени в ходе рассмотрения жалобы был объявлен перерыв до 03.06.2022 года 12 часов 00 минут и 15 часов 00 минут,
рассмотрев жалобу (вх. N 2221 от 27.05.2022 года) ООО "ТЕХКОНСУР" (127015, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Бутырский, ул. Большая Новодмитровская, д. 14, стр. 1, пом. 1, ком. 99, ОГРН: 1086672000546, Дата присвоения ОГРН: 10.01.2008, ИНН: 6672258403, КПП: 771501001) на действия государственного заказчика при проведении электронного аукциона N 0112200000822001485 "Разработка ПСД для АПК Безопасный город", начальная (максимальная) цена контракта: 2 500 000,00 рублей, и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), в разделе "Реестр жалоб" с реестровым номером 202200187300000302.
Согласно доводам жалобы ООО "ТЕХКОНСУР" государственный заказчик в срок, предусмотренный частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, не подписал государственный контракт
В ходе рассмотрения жалобы представитель подателя жалобы поддержала письменные доводы жалобы в полном объеме.
Представители государственного заказчика на заседании Комиссии Тывинского УФАС России пояснили, что государственный контракт не был подписан в связи с тем, что главный распорядитель бюджетных средств - Министерство финансов Республики Тыва отозвало денежные средства, являющиеся источником финансирования электронного аукциона N 0112200000822001485.
02.06.2022 года в 16 часов 00 минут по местному времени в ходе рассмотрения жалобы был объявлен перерыв до 03.06.2022 года 12 часов 00 минут и 15 часов 00 минут.
За вх. N 2218 от 03.06.2022 года от Министерства финансов Республики Тыва поступило письмо (исх. N ДО-1347 от 16.05.2022 года), согласно которому денежные средства, предусмотренные в 2022 году на реализацию мероприятий подпрограммы N 6 "Создание и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2014-02 годы" в сумме 2 500 тыс. рублей (на разработку проектно-сметной документации для построения АПК "Безопасный город" на территории Республики Тыва) будут перераспределены в резервный фонд Правительства Республики Тыва для приобретения пожарной техники, в связи с отсутствием свободных финансовых источников.
Надлежащим образом заверенная копия письма Министерства финансов Республики Тыва (исх. N ДО-1347 от 16.05.2022 года) была представлена Службой по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва.
Рассмотрев жалобу, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822001485 "Разработка ПСД для АПК Безопасный город", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
15.04.2022 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000822001485 "Разработка ПСД для АПК Безопасный город", начальная (максимальная) цена контракта: 2 500 000,00 рублей.
22.04.2022 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822001485 "Разработка ПСД для АПК Безопасный город", начальная (максимальная) цена контракта: 2 500 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений N 0112200000822001485 от 28.04.2022 года были поданы следующие предложения от участников закупки:
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Идентификационный номер заявки |
1 |
2487500.00 |
понижение |
0.50 % |
28.04.2022 06:01:07 |
194 |
2 |
2500000.00 |
понижение |
0.00 % |
- |
124 |
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0112200000822001485 от 28.04.2022 года членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены все заявки, поданные на участие в закупке и приняты следующие решения:
Идентификационный номер заявки |
Предложение о цене контракта |
Вид аукциона |
Дата и время подачи ценового предложения |
Решение комиссии о соответствии или несоответствии |
Порядковый номер заявки по результатам оценки |
194 |
2487500.00 |
понижение |
28.04.2022 06:01:07 |
Соответствует |
1 |
124 |
2500000.00 |
понижение |
- |
Соответствует |
2 |
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 г. N 122 утвержден порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок), который вступил в законную силу 31.03.2017 года.
Подпунктом 1 пункта 5.1 раздела 5 Порядка уполномоченный орган формирует извещение об осуществлении закупки об определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу подпункта 1 пункта 5.2 раздела 5 Порядка заказчик формирует и направляет в уполномоченный орган заявку на закупку, в том числе утвержденное руководителем заказчика или иным уполномоченным лицом описание объекта закупки и проект контракта (договора), подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или иного уполномоченного лица, через РКС.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 5.2 раздела 5.2 Порядка установлено, что заказчик устанавливает требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Подпунктом 17 пункта 5.2 раздела 5.2 Порядка определено, что заказчик направляет в уполномоченный орган решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, от государственный заказчик - Служба по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва несет ответственность за разработку проекта контракта, установление требований, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, принимает решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) получатель бюджетных средств принимает и оплачивает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Согласно положениям статьи 6 БК РФ лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие получателем бюджетных средств бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде. Лимиты бюджетных обязательств на очередной финансовый год доводятся до его начала и прекращают свое действие 31 декабря текущего финансового года.
Частью 1 статьи 16 Закона о контрактной системе установлено, что планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 16 Закона о контрактной системе план-график утверждается государственным или муниципальным заказчиком в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика. Принятие заказчиком бюджетных обязательств до доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования может содержать признаки нарушения бюджетного законодательства.
Частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Из истории заключения контракта, представленной оператором электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" (вх. N 2269 от 31.05.2022 года), следует:
Событие |
Регламентированный срок |
Фактический срок |
Формирование карточки контракта |
29.04.2022 23:59 |
29.04.2022 08:19 |
Направление проекта контракта участнику |
05.05.2022 23:59 |
04.05.2022 12:28 |
Направление протокола разногласий участником |
13.05.2022 23:59 |
13.05.2022 12:32 |
Направление проекта контракта участнику |
17.05.2022 23:59 |
16.05.2022 06:07 |
Подписание проекта контракта участником |
17.05.2022 23:59 |
17.05.2022 11:46 |
Направление подписанного проекта контракта заказчику |
17.05.2022 23:59 |
17.05.2022 11:57 |
Согласно части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
На основании части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе, при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. При проведении закрытых электронных процедур такое извещение не размещается на официальном сайте;
2) оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пунктом 1 настоящей части в единой информационной системе извещения об отмене закупки возвращают участникам закупки поданные ими заявки на участие в закупке и направляют таким участникам уведомление о размещении в единой информационной системе извещения об отмене закупки.
3) При проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона заказчик не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок возвращает участникам закупки поданные ими заявки и направляет всем участникам закупки, которым направлено приглашение, уведомление об отмене закупки. С момента такого направления закупка считается отмененной.
На основании изложенного, в соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе государственный заказчик - Служба по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва должен в срок до 17.05.2022 года подписать государственный контракт по итогам электронного аукциона N 0112200000822001485.
В ходе мониторинга ЕИС по электронному аукциону N 0112200000822001485, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что решение об отмене электронного аукциона N 0112200000822001485 не размещено, однако, в виду отсутствия лимитов бюджетных обязательств, которое подтверждается письмом главного распорядителя бюджетных средств - Министерством финансов Республики Тыва (исх. N ДО-1347 от 16.05.2022 года), государственный заказчик - Служба по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва не мог подписать государственный контракт по итогам электронного аукциона N 0112200000822001485, так как принятие заказчиком бюджетных обязательств при отсутствии лимитов бюджетных обязательств может привести к невозможности своевременной оплаты за выполненную услугу, что повлечет ответственность заказчика за неисполнение обязательств по контракту, и, как следствие, дополнительное расходование бюджетных средств на уплату неустойки за несвоевременную оплату услуг.
По аналогии можно применить Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1" (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 г.), в котором Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что отсутствие денежных средств, признается обстоятельством непреодолимой силы, если оно вызвано ограничительными мерами.
Кроме того, письмо главного распорядителя бюджетных средств - Министерства финансов Республики Тыва (исх. N ДО-1347 от 16.05.2022 года) об отзыве лимитов бюджетных обязательств поступило в адрес Службы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва 16.05.2022 года за вх. N 271/1, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000822001485.
На основании изложенного, доводы подателя жалобы о неправомерном неподписании со стороны Службы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва государственного контракта, не нашел своего подтверждения.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
На основании части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе, при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. При проведении закрытых электронных процедур такое извещение не размещается на официальном сайте;
2) оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пунктом 1 настоящей части в единой информационной системе извещения об отмене закупки возвращают участникам закупки поданные ими заявки на участие в закупке и направляют таким участникам уведомление о размещении в единой информационной системе извещения об отмене закупки.
3) При проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона заказчик не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок возвращает участникам закупки поданные ими заявки и направляет всем участникам закупки, которым направлено приглашение, уведомление об отмене закупки. С момента такого направления закупка считается отмененной.
Как было указано выше, в ходе мониторинга ЕИС по электронному аукциону N 0112200000822001485, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что решение об отмене электронного аукциона N 0112200000822001485 не размещено, по пояснениям государственного заказчика, не принято, что нарушает требования части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Службы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва установлено нарушение части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе, в части непринятия решения об отмене электронного аукциона N 0112200000822001485.
2. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в частности требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000822001485 к участникам закупки установлено следующее требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
При этом, в соответствии с пунктом 4 приложения к извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000822001485 требования к предоставлению участниками закупки документов, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлено.
На основании изложенного, требования к участникам закупки, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установленные в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000822001485 и документам, являющихся приложением к нему, противоречат друг другу.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Службы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва установлено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в части установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000822001485 и приложенных к нему документов, противоречивых требований к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХКОНСУР" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Службы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва нарушения:
2.1. части 1 статьи 36 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части непринятия решения об отмене электронного аукциона N 0112200000822001485;
2.2. пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000822001485 и приложенных к нему документов, противоречивых требований к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, государственному заказчику - Службе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва, оператору электронной торговой площадки - АО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностном лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении винновых должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
"___" |
|
Члены Комиссии |
"___" "___" |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 8 июня 2022 г. N 017/06/105-66/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2022