Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П.Рудакова,
члены Комиссии:заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева, заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Крымский республиканский онкологический клинический диспансер им. В.М. Ефетова" (далее - Заказчик) - Волынец Р.А. (по доверенности),
- ИП Иванова Наталья Сергеевна (далее - Заявитель) - Резюкова Е.В., Свиридов Д.В. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Расходные материалы для оперблока (Лот3)" (извещение N 0375200049022000208) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В извещении о проведении закупки о проведении закупки Заказчиком установлен код КТРУ - 32.50.13.190-00007501 Аппарат сшивающий эндоскопический, одноразового использования.
В соответствии с Техническим заданием по позиции 4 установлены следующие технические характеристики:
Аппарат сшивающий эндоскопический, одноразового использования
ОКПД2: 32.50.13.190
15шт |
Кассета изогнутой формы, расположенных в два двойных ряда в шахматном порядке, содержит скобок |
|
не менее 46 |
Длина внутреннего скобочного шва |
мм |
не менее 42 |
|
Длина внешнего скобочного шва |
мм |
не менее 48 |
|
Длина разреза |
мм |
не более 40 |
|
Длина ножки открытой скобки |
мм |
не менее 4,7 не более 4,8 |
|
Высота закрытой скобки |
мм |
не менее 2,0 не более 2,2 |
|
Материал скобок |
|
МРТ-совместимый титановый сплав с содержанием ванадия и алюминия для снижения пластичности и предотвращения обратного разгибания скобок. |
|
Аппарат может быть перезаряжен 5 раз взаимозаменяемыми кассетами для плотных тканей с высотой закрытой скобки |
мм |
не более 2 |
|
Аппарат может быть перезаряжен 6 раз взаимозаменяемыми кассетами для нормальной толщины тканей с высотой закрытой скобки |
мм |
не более 1,5 |
По мнению Заявителя, Заказчиком неверно определен код КТРУ, так как исходя из описания позиции 4 следует, что товар предназначен для открытых операций, при этом согласно установленному КТРУ аппарат применяется для закрытых операций.
Согласно позиции КТРУ - 32.50.13.190-00007501 установлено следующее описание - "стерильное управляемое вручную изделие, предназначенное для использования вместе с совместимым гибким эндоскопом (например, гастроскопом, лапароскопом) для механического сближения краев внутренней раны или разреза при помощи шовного материала, как правило, во время проведения процедуры на желудочно-кишечном тракте. Как правило, аппарат с загруженной в него иглой/шовным материалом прикрепляют к рабочему концу эндоскопа или вводят через его рабочий канал. Изделие также используется для завязывания узелков и обрезания нитей после наложения швов; некоторые модели могут также использоваться для проведения и/или завязывания лигатуры. Это изделие для одноразового использования.".
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что при внесении изменений в извещение Заказчиком была допущена техническая ошибка, повлекшая за собой разночтение в извещении и техническом задании.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссией установлено нарушение в действиях Заказчика требований пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в части неправильного определения кода КТРУ. Довод Заявителя признается обоснованным.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно доводу жалобы, описанию объекта закупки по позиции 4 соответствует товар единственного производителя - аппарат изогнутый сшивающе-режущий аппарат (Contour), производства компании Johnson & Johnson.
Заказчиком представлены письменные возражения следующего содержания: "Касаемо довода относительно Позиции N4 "Аппарат сшивающий эндоскопический, одноразового использования", поясняем, что при формировании технического задания Заказчику в рамках Закона 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом указать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить конкуренцию.
Считаем необходимым обратить внимание, что в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 года N 11017/10 определены цели и задачи законодательства, регламентирующего осуществление государственных и муниципальных закупок, и устанавливается, что задачей Заказчика является удовлетворение своих потребностей, а не обеспечение доступа к торгам максимально широкому кругу лиц.
Действующее законодательство не ограничивает право Заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности, исходя из собственных потребностей. Заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" использован метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При подготовке технического задания, Заказчик тщательно изучил рынок указанных товаров, таким образом, было выявлено, что требуемый к поставке Товар реализуется в открытом доступе, без каких либо ограничений. Указанные данные также подтверждаются результатами аналогичных закупок другими заказчиками. Более того, в данном аукционе приняли участие 6 поставщиков, что говорит об открытости закупки и возможности поставить товар.
Позиция, подтверждающая данный довод Заказчика, содержится и во многих решениях ФАС (решение Вологодского УФАС России по делу N 04-11/191-17 от 01.08.2017 г., где указано: "Установление характеристик расходных материалов обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.", решение Астраханского УФАС России от 08 его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают э. 11.2021 г. по делу N 030/06/64-1440/2021, где указано: "Заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.", решение Ульяновского ФАС России от 24.08.2021 г. по делу N 073/06/64-486/2021, решение Воронежского УФАС России от 21,12.2021 г. N 036/06/64-1263/2020 и многие другие).
Предметом закупки является поставка товаров, а не их производство. В соответствии с действующим законодательством РФ такой деятельностью может заниматься любое:
-юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
-физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Если у участника отсутствует возможность поставки необходимых Заказчику товаров, то это не может служить основанием для признания нарушений в действиях заказчика по удовлетворению своей законной и объективной потребности.
Более того, хотим обратить внимание, что заявитель принял участие в аукционе, предложив к поставке требуемые товары, таким образом, данный довод свидетельствует об абсолютной открытости закупки".
Комиссия Крымского УФАС отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров (работ, услуг), которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Также Комиссия отмечает, что рынок медицинских изделий характеризуется как конкурентный, указанный товар имеется в свободном доступе, а доказательств, что данная позиция является "закрывающей" и включение в извещение данной позиции ограничивает возможность участия в данной закупке не представлено.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Обзором отмечено, что в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение принципов единства контрактной системы в сфере закупок или/и создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок не установлено. Намерение заказчика при формировании описания товара было направлено на максимальное удовлетворение потребностей при оказании гражданам медицинской помощи, умысла на нарушение принципов конкуренции, создания каких-либо преимуществ отдельным участникам закупки заказчик не имел. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 N 21АП-1128/2018 по делу N А83- 21466/2017. Довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.06.2022 NИЭА1 на участие в закупке было подано 5 заявок, которые была признаны соответствующими требованиям извещения и Закона о контрактной системе. Снижение НМЦК составило 40%. Заявитель принимал участие в закупке.
На основании изложенного, Комиссией принято решение предписание об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе не выдавать.
Руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П.Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
А.М.Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 9 июня 2022 г. N 082/06/106-732/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2022