Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.К. Карпенко,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интереса:
- ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" (далее - Заказчик) - Борисенко А.В., Петыш О.С. (по доверенности);
- ООО "Реновация" (далее - Заявитель) - Ярославцев Я.В. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Текущий ремонт библиотеки детского лагеря "Речной" ФГБОУ "МДЦ "Артек" (о)" (извещение N 0375100001222000156) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно доводу жалобы Заявителя:
"При изучении извещения об осуществлении закупки N0375100001222000156 "Текущий ремонт библиотеки детского лагеря "Речной" ФГБОУ "МДЦ "Артек" (о)" с начальной (максимальной) ценой контракта 12 525 086 (двенадцать миллионов пятьсот двадцать пять тысяч восемьдесят шесть) рублей 93 копейки, размещенного в единой информационной системе в сфере закупок 19.05.2022 в 09:15, считаю, что Заказчиком нарушены требования определения в части наименование объекта закупки что в свою очередь нарушает требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно:
Согласно перечисленному составу работ указанному в локально сметном расчете, приложенном в составе извещения об осуществлении закупки присутствуют элементы капитального ремонта, работы предусматривающие противопожарные мероприятия, что предусматривают собой о необходимости наличия у участника лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений согласно п. 15 ст. 12 Федерального закона от 04.05.201 1 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (позиции 55 - 93), мероприятия по установке охранной сигнализации (позиции 96 - 130).
Заказчиком при размещении извещения об осуществлении закупки не установлено требование о предоставлении лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений согласно п. 15 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" по видам (работ) услуг: - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Что нарушает требование ст.31 ч.1 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в извещении об осуществлении закупки.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, Заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то Заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Закон о лицензировании).
Согласно извещению о проведении Закупки объектом закупки является текущий ремонт библиотеки детского лагеря "Речной" ФГБОУ "МДЦ "Артек" (о).
Содержание видов работ по текущему ремонту объекта предусмотрено техническим заданием и локальным сметным расчетом (приложения к извещению о Закупке). Код ОКПД2 - 43.39.19.190 "Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки".
В локальном сметном расчете содержится 135 позиций, в том числе включен раздел "Пожарная сигнализация", включающий позиции с 55 по 93.
Таким образом, в перечень работ по текущему ремонту включены работы, для выполнения которых требуется наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании.
Вместе с тем, как видно из локального сметного расчета, работы по демонтажу и монтажу элементов пожарной сигнализации, не являются основным, самостоятельным объектом Закупки, а лишь входят в состав работ по текущему ремонту объекта.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
При этом Заказчик вправе установить в контракте требование о возможности привлечения субподрядчика, имеющего лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 3.3.4. Контракта Заказчиком установлена возможность Подрядчика привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей.
Указанный вывод также находит подтверждение в материалах судебной практики (Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2016 N 304-КГ16-10578 по делу N А75-11617/2015, Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2016 N 304-КГ16-15740 по делу N А75-12448/2015).
Таким образом, в случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление Заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанная позиция выражена в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 21.02.2018 N 24-02-03/11100, от 20.07.2020 N 24-02-08/63342. Согласно пункту 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 участник закупки не обязан иметь лицензию на некоторые виды деятельности, осуществляемые в рамках исполнения контракта в случае, когда такие виды деятельности не являются самостоятельным объектом закупки, а входят в состав тех или иных не относящихся к лицензируемым видам деятельности работ или услуг, выполнение, оказание которых является основным обязательством подрядчика, исполнителя по контракту.
На основании изложенного и, учитывая, что в рамках контракта для выполнения работ Подрядчик вправе привлечь субподрядчиков, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя.
Таким образом довод Заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
В отношении довода жалобы Заявителя о необходимости установления в извещении о проведении Закупки требования о членстве участников закупки в саморегулируемой организации в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРО), Комиссия Крымского УФАС России отмечает следующее.
В пункте 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в электронном аукционе заявка на участие, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется указанным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Федеральным законом от 01.05.2022 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 2.1 статьи 52 ГрК РФ, слово "трех" заменено словом "десяти".
Согласно части 2.1. статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом Закупки является текущий ремонт библиотеки детского лагеря "Речной" ФГБОУ "МДЦ "Артек" (о).
Таким образом, в данном случае, исходя из предмета Закупки и описания работ, необходимо выполнить работы по текущему ремонту, при выполнении которых членство в СРО не требуется.
На основании изложенного, как следует из положений ГрК РФ, у Заказчика отсутствует обязанность устанавливать требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации при выполнении соответствующих работ.
Вследствие чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе в данной части, в связи с чем, данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Э.К. Карпенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 15 июня 2022 г. N 082/06/106-738/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2022