Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное Федеральной налоговой службой (далее - Заказчик), о включении информации об ООО "Проектир" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) информацию об ООО "Проектир" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 16.04.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание комплексных услуг по чистке и уборке (номер извещения в ЕИС - 0173100007821000003) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 63 457 730,64 руб.
На основании протокола подведения итогов Аукциона от 30.04.2022 N 0173100007821000003-3 победителем Аукциона признано ООО "Проектир".
Между Заказчиком и ООО "Проектир" заключен государственный контракт от 20.05.2021 N 5-6-02/100 (далее - Контракт), цена которого составила 32 770 144,80 руб.
Согласно пункту 1.1 Контракта исполнитель принимает на себя обязательство оказать комплексные услуги по чистке и уборке (далее - Услуги) в соответствии с требованиями технического задания (приложение N 1 к Контракту) (далее - Техническое задание), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги в соответствии с протоколом согласования контрактной цены (приложение N 2 к настоящему Контракту) в порядке и в сроки, предусмотренные условиями настоящего Контракта.
Пунктом 1.2 Контракта установлены сроки оказания Услуг: с 01.12.2021 по 30.11.2023.
Техническим заданием предусмотрен порядок, объемы и периодичность оказания комплексных Услуг по чистке и уборке административных зданий (нежилого фонда) центрального аппарата ФНС России (далее - Объект), в том числе деятельности по поддержанию, сохранению и восстановлению эстетических и эксплуатационных свойств различных поверхностей Объекта (его помещений) и прилегающей к нему территории, удалению загрязнений и поддержанию санитарного состояния Объекта (его помещений) в соответствии с потребностями Заказчика.
В силу пунктов 3.1, 3.2 Контракта исполнитель оказывает Услуги по Контракту в соответствии с требованиями, в порядке, в объеме, в сроки и по месту, указанными в Техническом задании. Исполнитель гарантирует оказание Услуг с соблюдением нормативных правовых актов, регламентирующих оказание соответствующих видов Услуг, условий Контракта. Качество оказанных исполнителем Услуг должно соответствовать требованиям Технического задания, условиям Контракта.
На основании пункта 4.1.2 Контракта исполнитель обязан своевременно оказывать Услуги в полном объеме и надлежащего качества в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с пунктами 4.4.4, 4.4.6 Контракта Заказчик вправе требовать от исполнителя устранения выявленных недостатков оказанных услуг и в случае отступления исполнителем от условий Контракта назначить срок для устранения недостатков в соответствии с указанными условиями.
Комиссией установлено, что в ходе исполнения Контракта Заказчиком в адрес ООО "Проектир" направлено претензионное письмо от 07.12.2021 N 10-9-04/0065@ о несвоевременном проведении ООО "Проектир" работ по очистке территории от снега.
В ответ на вышеуказанное претензионное письмо ООО "Проектир" направило Заказчику письмо от 13.12.2021, в котором сообщило о том, что по состоянию на 08.12.2021 предприняты все меры по очистке прилегающей территории от снега и вывозу снега с мест временного складирования осуществлены ООО "Проектир" в сжатые сроки, однако ввиду большого количества выпавших осадок и резко увеличившегося объема нагрузки, по независящим от ООО "Проектир" обстоятельствам, произошла задержка в выполнении обязательств.
27.12.2021 в адрес ООО "Проектир" Заказчиком направлена новое претензионное письмо N 10-9-04/0068 о несвоевременном проведении ООО "Проектир" работ по очистке территории от снега.
В ответном письме от 10.01.2022 ООО "Проектир" сообщило о задержке в выполнении обязательства по Контракту вследствие большого количества осадков, которые продолжались в момент уборки снега, и резко увеличившегося объема нагрузки. При этом ООО "Проектир" отметило, что исполнителем предприняты все необходимые меры для устранения возникших недостатков в максимально сжатые сроки.
В адрес ООО "Проектир" Заказчиком направлено претензионное письмо от 26.01.2022 N 10-9-04/0002@ о несвоевременном проведении ООО "Проектир" работ по очистке территории от снега.
Согласно письму ООО "Проектир" от 26.01.2022, направленному в адрес Заказчика, по состоянию на 26.01.2022 к 11 часам 00 минутам все необходимые работы по очистке прилегающей территории от снега и вывозу снега с мест временного складирования осуществлены в полном объеме, при том, что снегопад продолжался до 10 часов 00 минут. Несвоевременная очистка территории от снега также обусловлена большим количеством выпавших осадков.
После чего в адрес ООО "Проектир" Заказчиком направлено претензионное письмо от 25.02.2022 N 10-9-04/0004@ о повреждении имущества Заказчика, произошедшего в результате схода снега и наледи с кровли административного здания Заказчика.
В ответ на вышеуказанное претензионное письмо ООО "Проектир" направило Заказчику письмо от 17.03.2022, согласно которому, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к Контракту, далее - Техническое задание) свисающие сосульки и наметы снега убираются исполнителем незамедлительно, без дополнительных требований Заказчика. Кроме того, Техническим заданием установлено, что уборка снега с крыш происходит на 1,5 метра от края, полная очистка кровель, балконов и выступающих частей фасада от снега и льда предусмотрена только при толщине снега более 150 мм. Данные требования технического задания соблюдаются ООО "Проектир". Соответствующая очистка крыш была произведена 08.02.2022, однако ввиду небольшого слоя снега, допустима была очистка на 1.5 метра от края кровли, что и было сделано.
Исходя из информации, полученной на официальном сайте Гидрометцентра России, 08.02.2022 на территории города стояла температура +2 градуса без осадков, 09.02.2022 до -2 градусов без осадков. Осадки возникли в ночь с 09.02.2022 на 10.02.2022, что и могло спровоцировать сход наледи с крыши, которая образовалась выше зоны очистки, предусмотренной по Контракту.
В указанном письме ООО "Проектир" обратило внимание на то, что Заказчик в претензии подтверждает факт отсутствия сосулек, определяя причину повреждений как "сход снега и наледи с кровли", в связи с чем повреждение имущества Заказчика носит форс-мажорный характер и не зависит от действия или бездействия ООО "Проектир".
После чего, в адрес ООО "Проектир" Заказчиком направлены претензионные письма от 29.03.2022 N 10-9-04/0007, от 29.03.2022 N 10-9-04/0008, от 12.04.2022 N 10-9-04/0009, от 22.04.2022 N 10-9-01/0043, в которых Заказчик указывает на систематические нарушения требований Технического задания, выраженное, в том числе, в неоказании услуг по помывке окон и нарушении обеспечения расходными материалами.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 10.4 Контракта указано, что досрочное расторжение Контракта может иметь место по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны от исполнения Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации
В силу пункта 10.6 Контракта односторонний отказ от исполнения Контракта осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании пункта 10.7 Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке, если отступления в услугах от условий Контракта или иные недостатки результата услуг в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Вследствие систематического нарушения ООО "Проектир" своих обязательств перед Заказчиком по оказанию Услуг, а также не устранением их в разумные сроки Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 17.05.2022 N б/н (далее - Решение).
Подпунктами "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 360-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона
N 360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с требованиями пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360 17.05.2022 Решение размещено в ЕИС, 18.05.2022 направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу нахождения
ООО "Проектир", указанному в Контракте, а также вручено генеральному директору ООО "Проектир" Новиковой А.С. нарочно, что подтверждается соответствующей отметкой о получении.
Таким образом, 18.05.2022 является датой надлежащего уведомления Заказчика о получении ООО "Проектир" Решения.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со статьей 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно Обращению ООО "Проектир" в сроки, отведенные частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, нарушения обязательств по Контракту не устранены, в связи с чем Решение вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым 31.05.2022.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии представитель ООО "Проектир" пояснил, что в Техническом задании отсутствуют требования к сроку оказания услуг по помывке окон. Согласно пункту 6 таблицы N 1 к Техническому заданию мойка окон зданий осуществляется 3 раза в год.
Кроме того, в письме от 24.05.2022 ООО "Проектир" сообщает Заказчику о том, что вся необходимая химия закуплена и доставлена на склад, и исполнитель готов приступить к работе с 26.05.2022, в связи с чем просит согласовать начало проведения работ. Однако согласование от Заказчика в адрес ООО "Проектир" не поступило.
Также представитель ООО "Проектир" отметил, что вина за поломку блока кондиционера отсутствует, поскольку причиной повреждения послужил сход снега и наледи с кровли. Вместе с тем работоспособность блока кондиционера восстановлена за счет ООО "Проектир".
Представитель Заказчика отметил, что на момент рассмотрения Обращения ООО "Проектир" продолжено оказание услуг, в том числе по помывке окон.
При этом претензий по качеству оказываемых услуг у Заказчика отсутствуют.
Дополнительно Комиссией установлено, что Заказчик не настаивает на включении информации об ООО "Проектир" в Реестр.
Согласно абзацу 2 подпункта "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив материалы Обращения, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Проектир" предприняты действия, направленные на надлежащее исполнение Контракта, в связи с чем информация об ООО "Проектир" не подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1078,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Проектир" (ИНН: 7720751331) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, в Реестр не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 июня 2022 г. N 22/44/104/187
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2022