Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14 июня 2022 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области
в присутствии представителей:
- Департамента образования администрации г.Липецка,
- МКУ "Управление муниципального заказа города Липецка",
рассмотрев жалобу ООО "МД-Консалтинг" на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту спортивной площадки с установкой оборудования на территории МБОУ СШ N63 г.Липецка (реестровый номер 0846600002122000410) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО "МД-Консалтинг" (далее- заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона (уполномоченный орган - МКУ "Управление муниципального заказа города Липецка", заказчик - Департамент образования администрации г.Липецка).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также- Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы".
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил.
На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.
Как следует из доводов жалобы заявителя, в извещении о проведении рассматриваемой закупки, в нарушение требований Закона о контрактной системе, не установлены дополнительные требования к участникам закупки, а также условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в рамках Приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н (далее- Приказ N126н).
Уполномоченный орган, заказчик представили письменные возражения по доводам жалобы.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, выслушав мнение представителей сторон, проведя внеплановую проверку на основании Приказа Липецкого УФАС России от 07.06.2022 N261, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту спортивной площадки с установкой оборудования на территории МБОУ СШ N63 г.Липецка (реестровый номер 0846600002122000410) с приложениями размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Дата и время начала срока подачи заявок - 26.05.2022 15:28,
Дата и время окончания срока подачи заявок - 07.06.2022 09:00,
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 07.06.2022,
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 09.06.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 831 136,80 руб.
Согласно п.3 ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
А в соответствии с ч.4 данной нормы Закона, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Согласно п.9 приложения к Постановлению Правительства N2571, при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом, по данной позиции приложения к Постановлению Правительства N2571, соответствие участника дополнительному требованию подтверждается следующими документами:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Более того, согласно п.п.а) пункта 3 Постановления Правительства N2571, положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
-позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Кроме того, в силу п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Как следует из извещения о проведении электронного аукциона, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту спортивной площадки с установкой оборудования на территории МБОУ СШ N63 г.Липецка.
Заказчиком при описании объекта закупки, в числе прочего, выбран код ОКПД2 42.99.22.110- Работы строительные по строительству конструкций и плоскостных сооружений стадионов и прочих площадок для спортивных игр на открытом воздухе, таких как футбол, бейсбол, регби, легкая атлетика, автомобильные гонки, велосипедные гонки и скачки.
При этом, положениями технического задания установлен следующий перечень подлежащих выполнению работ и их объем:
N пп |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Подготовительные работы | |||
1 |
Валка деревьев без корчевки пня мягколиственных, твердолиственных (кроме породы тополь) при диаметре ствола: до 52 см |
м3 |
39,2 |
2 |
Валка деревьев без корчевки пня мягколиственных, твердолиственных (кроме породы тополь) при диаметре ствола: до 36 см |
м3 |
24 |
3 |
Корчевка пней твердых пород с засыпкой ям от корчевки в городских условиях, диаметр пня: до 55 см |
шт |
25 |
4 |
Погрузка мусора строительного |
1 т груза |
35,35 |
5 |
Перевозка грузов |
1 т груза |
35,35 |
Раздел 2. Демонтажные работы | |||
6 |
Демонтаж стоек баскетбольных |
шт |
2 |
7 |
Демонтаж металлоконструкций |
т |
0,15 |
8 |
Разборка: бетонных фундаментов |
м3 |
0,05 |
9 |
Разборка покрытий и оснований: асфальтобетонных |
м3 |
90,72 |
10 |
Погрузка мусора строительного |
1 т груза |
163,416 |
11 |
Перевозка грузов |
1 т груза |
163,416 |
Раздел 3. Спортивная площадка | |||
12 |
Планировка площадей |
м2 |
3420 |
13 |
Разработка грунта |
м3 |
1197 |
14 |
Вывоз грунта |
1 т груза |
1556,1 |
15 |
Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из песка |
м3 |
513 |
16 |
Устройство прослойки из нетканого синтетического материала (НСМ) в земляном полотне: сплошной |
м2 |
3420 |
17 |
Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из щебня |
м3 |
684 |
18 |
Устройство покрытия дорожек и тротуаров из горячих асфальтобетонных смесей, толщина слоя 4 см |
м2 |
3420 |
19 |
Устройство покрытия дорожек и тротуаров из горячих асфальтобетонных смесей, толщина слоя 4 см |
м2 |
3420 |
20 |
Устройство покрытий синтетических: толщиной 15 мм |
м2 |
2718 |
21 |
Разметка краской сплошной линией шириной: 0,1 м |
км |
1,1 |
22 |
Установка бортовых камней бетонных: при других видах покрытий |
м |
376,5 |
Прыжковая яма | |||
23 |
Разработка грунта |
м3 |
6,3 |
24 |
Устройство прослойки из нетканого синтетического материала (НСМ) в земляном полотне: сплошной |
м2 |
2,1 |
25 |
Устройство основания под фундаменты: песчаного |
м3 |
1,05 |
26 |
Устройство бетонной подготовки |
м3 |
0,7 |
27 |
Устройство железобетонных фундаментов общего назначения объемом: до 5 м3 |
м3 |
0,9 |
28 |
Гидроизоляция боковая обмазочная битумная в 2 слоя по выровненной поверхности бутовой кладки, кирпичу, бетону |
м2 |
6,2 |
29 |
Засыпка вручную траншей, пазух котлованов и ям |
м3 |
5,8 |
30 |
Установка бортовых камней бетонных: при других видах покрытий |
м |
16,8 |
31 |
Установка бруска для отталкивания |
шт |
1 |
Раздел 4. Футбольные ворота | |||
32 |
Установка ворот футбольных |
шт |
2 |
33 |
Установка закладных деталей с погружением в бетонное основание для футбольных ворот |
шт |
4 |
Раздел 5. Волейбольные стойки | |||
34 |
Установка металлических столбов высотой до 4 м: с погружением в бетонное основание |
шт |
2 |
Раздел 6. Баскетбольные стойки и щиты баскетбольные | |||
35 |
Установка металлических столбов высотой до 4 м: с погружением в бетонное основание |
шт |
2 |
36 |
Установка щитов баскетбольных |
шт |
2 |
Раздел 7. Тройной каскад турников | |||
37 |
Установка металлических столбов высотой до 4 м: с погружением в бетонное основание |
шт |
4 |
Раздел 8. Брусья параллельные двойные | |||
38 |
Установка металлических столбов высотой до 4 м: с погружением в бетонное основание |
шт |
6 |
Раздел 9. Рукоход | |||
39 |
Установка металлических столбов высотой до 4 м: с погружением в бетонное основание |
шт |
6 |
Раздел 10. Тройной турник для подтягивания | |||
40 |
Установка металлических столбов высотой до 4 м: с погружением в бетонное основание |
шт |
4 |
Раздел 11. Скамья | |||
41 |
Установка металлических столбов высотой до 4 м: с погружением в бетонное основание |
шт |
4 |
Раздел 12. Спортивный снаряд | |||
42 |
Установка металлических столбов высотой до 4 м: с погружением в бетонное основание |
шт |
6 |
Раздел 13. Автогородок | |||
43 |
Планировка площадей |
м2 |
1215 |
44 |
Разработка грунта с погрузкой |
м3 |
364,5 |
45 |
Вывоз грунта |
1 т груза |
473,85 |
46 |
Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из песка |
м3 |
182,25 |
47 |
Устройство прослойки из нетканого синтетического материала (НСМ) в земляном полотне: сплошной |
м2 |
1215 |
48 |
Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из щебня |
м3 |
182,25 |
49 |
Устройство покрытия дорожек и тротуаров из горячих асфальтобетонных смесей, толщина слоя 6 см |
м2 |
1215 |
50 |
Разметка краской сплошной линией шириной: 0,1 м |
км |
0,46 |
51 |
Установка бортовых камней бетонных: при других видах покрытий |
м |
189 |
Раздел 14. Ограждение | |||
52 |
Установка металлических столбов высотой до 4 м: с погружением в бетонное основание |
шт |
60 |
53 |
Устройство заграждений из готовых металлических решетчатых панелей: высотой более 2 м |
шт |
57 |
54 |
Устройство калиток из готовых металлических решетчатых панелей |
шт |
2 |
Таким образом, в рамках рассматриваемой закупки подлежат выполнению работы, в состав которых, в числе, прочего входят:
-Устройство покрытия дорожек и тротуаров из горячих асфальтобетонных смесей,
- Устройство покрытий синтетических,
- Установка спортивного оборудования,
-Устройство заграждений, калиток из готовых металлических решетчатых панелей.
Также, техническим заданием при выполнении работ предусмотрена поставка и сборка следующих товаров: спортивное оборудование, скамья.
Между тем, согласно пунктам 36 и 38 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Определение "благоустройства территории" содержится также в п.3.2 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", в соответствии с положениями которого, благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
При этом, согласно п.3.11 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", малые архитектурные формы - это искусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и другие.
Таким образом, к элементам благоустройства территории данный правовой акт относит, в том числе, устройство покрытий, размещение малых архитектурных форм, направленных на улучшение функционального состояния участка.
Более того, в силу п.1.5 приказа Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований", к элементам благоустройства отнесены:
- покрытия объектов благоустройства (в том числе резиновое, синтетическое, песчаное, грунтовое, гравийное, деревянное, тротуарная плитка, асфальтобетонное, асфальтовое, щебеночное, газон, искусственный газон, экоплитки, газонные решетки),
- ограждения,
- спортивное оборудование, в том числе инклюзивное спортивно-развивающее и инклюзивное спортивное оборудование.
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 26.11.2019 N 1019 утверждены Правила благоустройства территорий города Липецка (далее- Правила). Данные Правила регулируют, в том числе, вопросы размещения и содержания спортивных площадок, малых архитектурных форм.
Статьей 2 Правил установлено следующее понятие: объекты благоустройства - территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе детские, спортивные и другие площадки для отдыха и досуга; площадки для выгула и дрессировки собак; площадки автостоянок; улицы (в том числе пешеходные) и дороги; парки, скверы, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории; технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны; контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
При этом, п.2 ст.9 Правил установлено, что обязательный перечень элементов благоустройства территории на спортивной площадке включает: мягкие или газонные виды покрытия, спортивное оборудование, озеленение.
С учетом вышеизложенного, покрытия (в том числе, синтетическое, асфальтобетонное), малые архитектурные формы, спортивное оборудование, являются элементом благоустройства территории МБОУ СШ N63 г.Липецка.
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что работы, подлежащие выполнению в рамках рассматриваемой закупки, относятся к работам по благоустройству территории.
Доказательств обратного представителями заказчика, уполномоченного органа, не представлено.
Следовательно, на рассматриваемую закупку распространяются требования п.9 приложения к Постановлению Правительства N2571.
Между тем, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, извещение о проведении рассматриваемой закупки не содержит дополнительные требования к опыту участников закупки, предусмотренные ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе и об обоснованности довода жалобы заявителя.
Установленные нарушения требований п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев довод заявителя о том, что в извещении о проведении рассматриваемой закупки, в нарушение требований Закона о контрактной системе, не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в рамках Приказа N126н, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
Приказом N126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N1, приложении N2 к Приказу N126н (далее - Приложения).
Таким образом, в случае если поставляемый товар включен в Приложения, то на такой товар распространяются условия допуска, установленные Приказом N126н.
Данная позиция содержится в письме Минфина России от 26.11.2021 N24-06-08/95806.
Как было вышеуказано, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту спортивной площадки с установкой оборудования на территории МБОУ СШ N63 г.Липецка с использованием товаров, поставляемых при выполнении данных работ. Самостоятельным объектом закупки оборудование для спортивной площадки не является.
В связи с чем, в рассматриваемом случае, положения Приказа N126н не подлежат применению.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту спортивной площадки с установкой оборудования на территории МБОУ СШ N63 г.Липецка (реестровый номер 0846600002122000410) обоснованной в части довода 1.
2. В действиях заказчика установлено нарушение п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 9 июня 2022 г. N 048/06/106-536/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2022