Резолютивная часть решения оглашена 10.06.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 16.06.2022.
На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: "_"
рассматривается обращение государственного учреждения здравоохранения "Становлянская районная больница" (далее также- заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.11.2021 N165 на изготовление проектной документации на установку системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: на здание Кирилловского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Кириллово, ул.Центральная, д.9, на здание Тростновского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Тростное, ул.Центральная, д.12, на здание Телегинского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Телегино, ул.Механизаторов, д.58, на здание Грунино-Воргольского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.ГрунинВоргол, ул.Советская, д.11, на здание Мещерского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, д.Барсуково, ул.Ленина, д.2, на здание Березовского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Березовка, ул.Центральная, д.30 и прохождение экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости проекта (реестровый номер контракта 2481400081821000167), заключенного с ООО "КУЗБАСССТРОЙБЕЗОПАСНОСТЬ" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346300002021000053, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями ООО "КУЗБАСССТРОЙБЕЗОПАСНОСТЬ" условий контракта.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена без участия представителей сторон.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 01.06.2022 от заказчика по электронной почте и в бумажном виде поступило заявление о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "КУЗБАСССТРОЙБЕЗОПАСНОСТЬ" (далее по тексту также - подрядчик, общество) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N165 и N172.
В связи с тем, что контракты N165 и N172 заключены по итогам электронных аукционов, то представление обращения по электронной почте и в бумажном виде, то есть без использования ЕИС, Правилами не предусмотрено
Липецким УФАС России заказчику направлено разъяснение о порядке подачи обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "КУЗБАСССТРОЙБЕЗОПАСНОСТЬ".
06.06.2022 через ЕИС заказчиком направлено обращение, содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.11.2021 N165 на изготовление проектной документации на установку системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: на здание Кирилловского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Кириллово, ул.Центральная, д.9, на здание Тростновского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Тростное, ул.Центральная, д.12, на здание Телегинского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Телегино, ул.Механизаторов, д.58, на здание Грунино-Воргольского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.ГрунинВоргол, ул.Советская, д.11, на здание Мещерского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, д.Барсуково, ул.Ленина, д.2, на здание Березовского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Березовка, ул.Центральная, д.30 и прохождение экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости проекта (реестровый номер контракта 2481400081821000167), заключенного с ООО "КУЗБАСССТРОЙБЕЗОПАСНОСТЬ" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346300002021000053.
22.11.2021 заказчиком и подрядчиком заключен контракт N165 на изготовление проектной документации на установку системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: на здание Кирилловского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Кириллово, ул.Центральная, д.9, на здание Тростновского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Тростное, ул.Центральная, д.12, на здание Телегинского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Телегино, ул.Механизаторов, д.58, на здание Грунино-Воргольского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.ГрунинВоргол, ул.Советская, д.11, на здание Мещерского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, д.Барсуково, ул.Ленина, д.2, на здание Березовского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Березовка, ул.Центральная, д.30 и прохождение экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости проекта (реестровый номер контракта 2481400081821000167) (далее -контракт; договор).
В силу п. 1.1 контракта, Подрядчик в установленные сроки согласно Контракту обязуется выполнить изготовление проектной документации на установку системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: на здание Кирилловского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Кириллово, ул.Центральная, д.9, на здание Тростновского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Тростное, ул.Центральная, д.12, на здание Телегинского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Телегино, ул.Механизаторов, д.58, на здание Грунино-Воргольского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.ГрунинВоргол, ул.Советская, д.11, на здание Мещерского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, д.Барсуково, ул.Ленина, д.2, на здание Березовского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Березовка, ул.Центральная, д.30 и прохождение экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости проекта (далее изготовление ПСД и прохождение экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости проекта или Документация) и передать результат работ Заказчику.
Техническим заданием к контракту установлена обязанность подрядчика произвести обследование зданий на объектах, по адресам, указанным в п. 8 настоящего Технического задания, и изготовить проектную документацию на установку системы автоматической пожарной сигнализации (далее АПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее СОУЭ), согласовать проект с заказчиком. Исполнитель оказывает следующие виды услуг:
- обследование объектов с целью получения исходных данных;
- составление в электронном виде поэтажных планов зданий;
- выбор производителя оборудования;
- проектирование системы АПС и СОУЭ;
- составление сметной документации на каждый объект;
- согласование проектной и рабочей документации с заказчиком;
- передача по доверенности от заказчика для прохождения экспертизы достоверности определения сметной стоимости проекта в экспертную организацию;
- передача проектно-сметной документации заказчику прошедшую согласование в установленном порядке в экспертной организации и получивших положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта.
Подрядчик приступает к исполнению настоящего Контракта со дня его подписания. Срок выполнения работ: в полном объеме - в течение 45 (сорок пять) рабочих дней (раздел 3 контракта).
Следовательно, результат работы должен быть сдан заказчику не позднее 01.02.2022.
Согласно ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Существенным условием рассматриваемого контракта является срок выполнения работ.
Согласно представленным заказчиком документам и сведениям, подрядчик не приступил к выполнению работ в установленные контрактом сроки. Работы, предусмотренные контрактом, не выполнены подрядчиком.
В силу ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Разделом 9 контракта предусмотрена возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
12.05.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Дата расторжения контракта 30.05.2022.
По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия Липецкого УФАС России, проведя анализ представленных в материалы проверки документов, установила, что доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по рассматриваемому контракту, в материалы проверки не представлено.
Также в материалы проверки не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что выполнение работ по контракту оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Кроме того, необходимо отметить, что контракт заключен по итогам проведения заказчиком электронного аукциона.
Подрядчик подавал заявку, им выражено согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, которая также содержала условие о сроках выполнения работ.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
У подрядчика не возникло разногласий по контракту, он счел для себя разумным и возможным участие в электронном аукционе.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
Участник, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.
Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.
При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.
Однако, действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по неисполнению (несвоевременному исполнению) обязательств по контрактам не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков выполнения работ, необходимых для реализации государственных полномочий и функций.
При этом, подрядчик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.
Кроме того, в настоящем случае подрядчик не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. В установленные сроки не выполнил необходимые заказчику работы по контракту. Тем самым, он создал все условия для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в действиях подрядчика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства.
Подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта,
- что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта.
При проведении внеплановой проверки на основании п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе в действиях заказчика установлено нарушение ч. ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.
Частью 4 ст. 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Исходя из даты расторжения контракта - 30.05.2022, сведения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) подлежали направлению в антимонопольный орган не позднее 02.06.2022.
Сведения в отношении общества в установленном Правилами порядке заказчик направил в антимонопольный орган 06.06.2022, то есть с нарушением установленного ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе срока.
Частью 9 ст. 104 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи.
Также, в силу п. 21 Правил, информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Федерального закона, автоматически исключается из реестра по истечении двух лет со дня, следующего за датой, в которую такая информация подлежала размещению в реестре в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил.
Следовательно, срок для исключения сведений из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) подлежит исчислению с учетом положений ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе, п. 21 Правил.
Соответственно, допущенное заказчиком нарушение не повлияло на результат закупки.
На основании п.13 Правил имеются законные основания для включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сроком на два года следующие сведения об обществе с ограниченной ответственностью "КУЗБАСССТРОЙБЕЗОПАСНОСТЬ" в связи с односторонним отказом государственного учреждения здравоохранения "Становлянская районная больница" от исполнения контракта от 22.11.2021 N165 на изготовление проектной документации на установку системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: на здание Кирилловского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Кириллово, ул.Центральная, д.9, на здание Тростновского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Тростное, ул.Центральная, д.12, на здание Телегинского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Телегино, ул.Механизаторов, д.58, на здание Грунино-Воргольского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.ГрунинВоргол, ул.Советская, д.11, на здание Мещерского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, д.Барсуково, ул.Ленина, д.2, на здание Березовского ФАП, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с.Березовка, ул.Центральная, д.30 и прохождение экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости проекта (реестровый номер контракта 2481400081821000167):
- общество с ограниченной ответственностью "КУЗБАСССТРОЙБЕЗОПАСНОСТЬ" (адрес: 650023, Кемеровская область -Кузбасс, г. Кемерово, пр-кт Октябрьский, д. 36, к. А, кв. 22; ИНН: 4205353808; КПП: 420501001),
- директор: "_",
- ИКЗ: 212481400081848140100101490014110244.
2. В действиях заказчика установлено нарушение ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, поскольку оно не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 10 июня 2022 г. N РНП-48-75с/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2022