Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее -Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции:
с участием представителя общества с ограниченной ответственностью "С_" -_ , действующего на основании доверенности б/н от 08.06.2022 года со сроком действия 1 (один) месяц;
в отсутствие государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница имени С.В. Каткова", государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела N013/06/99-373/2022;
в результате проведения внеплановой проверки в период с 01 июня 2022 года по 09 июня 2022 года электронного аукциона N0809500000321001230 на закупку рыбы тресковой мороженой (минтай) (далее - Аукцион) в соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 (далее - Правила), на основании приказа Мордовского УФАС России "О проведении внеплановой проверки в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница имени С.В. Каткова"" от 31.05.2022 года N 156 - од,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 16.05.2022 года (вх.N3721) по подведомственности от прокуратуры Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия поступило обращение директора общества с ограниченной ответственностью "С_" (далее - Заявитель, ООО "С_")_. о нарушении государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница имени С.В. Каткова" (далее - Заказчик) требований Закона о контрактной системе.
Присутствующий на заседании Инспекции представитель Заявителя указал, что сроки поставки товара, указанные в контракте, заключенном по результатам проведения Аукциона, отличаются от сроков поставки, установленных иными заказчиками совместной закупки, и являются неисполнимыми для ООО "С_".
06.06.2022 года (вх.N4188) Заказчиком, 03.06.2022 года (вх.N4136) государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" представлены: соглашение о проведении совместного аукциона на закупку рыбы тресковой мороженной (минтай); аукционная документация; заявки участников Аукциона; копия заключенного контракта; документы, подтверждающие исполнение сторонами заключенного контракта (товарные накладные, платежные поручения и т.д.).
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе Инспекция Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение и аукционная документация размещены государственным казенным учреждением "Региональный центр организации закупок" по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru 22.06.2021 года.
Общая начальная (максимальная) цена контракта: 2 150 720,00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта Заказчика: 616 720,00 рублей
Дата и время окончания подачи заявок: 02.07.2021 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 05.07.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 06.07.2021.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.07.2021 года N0809500000321001230-1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 02.07.2021 года (время московское) поступило 5 (пять) заявок на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами:61806353(54), 61807146(245), 61828675(244), 61831970(50), 61832117(102). Все заявки допущены до участия в Аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 07.07.2021 года N0809500000321001230-3 победителем электронного аукциона признан участник ООО "С_", предложивший наиболее низкую цену контракта 1 503 022,40 рублей, и заявка на участие в аукционе которого соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
19.07.2021 года Заказчиком с ООО "С_." заключен государственный контракт N0809500000321001230 на поставку рыбы тресковой мороженой (минтай) на сумму 430 992 рубля 40 копеек (реестровый номер контракта: 21326045383 21 000134) (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования (здесь и далее в редакции закона, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 02 июля 2021 года N 360-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, а также условия контракта указаны Заказчиком в разделе 2 "Техническое задание" и разделе 4 "Проект контракта" документации об Аукционе.
Инспекцией Мордовского УФАС России установлено, что извещение о проведении Аукциона, аукционная документация, а также пункт 3.2 заключенного Контракта, содержит следующий срок поставки товара "с 01.10.2021 года по 30.09.2022 года".
Согласно письменных объяснений Заказчика, представленных в адрес Мордовского УФАС России (вх.N4188 от 06.06.2022 года), следует, что осуществление заказчиками закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о контрактной системе, направлено на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования, в том числе и к срокам поставки товаров, при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом своих потребностей и установленных законодательством требований. Сроки поставки товара, указанные Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, а также согласованные сторонами в заключенном Контракте, установлены в соответствии с потребностью Заказчика в поставке продуктов питания. Поставщик, на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе и при последующем заключении контракта, был проинформирован о требуемых Заказчику сроках поставки товара и имел возможность оценить коммерческие риски, связанные со стоимостью товара, объемами и сроками поставки.
Инспекция Мордовского УФАС России, проанализировав положения аукционной документации, заключенного контракта, приняв во внимание возражения Заказчика, отмечает, что Законом о контрактной системе не установлены требования к минимальному или максимальному сроку поставки товара в рамках исполнения государственного контракта. Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен принцип свободы договора, который заключается в том, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора и никто не может быть принужден заключать какую-либо сделку, если она не устраивает его по условиям или ограничивает кого-либо в своих правах. Таким образом, любой участник закупки может заранее оценить свои возможности и не участвовать в закупке, если посчитает, что не сможет выполнить ее условия.
С учетом изложенного, Инспекция пришла к выводу, что действия Заказчика в части установления сроков поставки товаров не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр Контрактов).
В силу пунктов 10, 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе, информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций), а также документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе установлено, что информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Из вышеприведенных норм следует, что в случае, если по результатам исполнения этапа контракта предусматривается приемка поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, соответствующий документ подлежит размещению заказчиком в реестре контрактов в установленный Законом о контрактной системе срок.
Между сторонами Контракта подписаны следующие товарные накладные: N5915 от 14.10.2021 года на сумму 29 980, 50 рублей; N6214 от 26.10.2021 года на сумму 17 988,30 рублей; N6458 от 08.11.2021 года на сумму 16 353,00 рублей; N6489 от 10.11.2021 года на сумму 16 353,00 рублей; N6701 от 17.11.2021 года на сумму 32 706,00 рублей; N7298 от 10.12.2021 года на сумму 32 706,00 рублей; N7561 от 21.12.2021 года на сумму 32 706,00 рублей; N877 от 14.02.2022 года на сумму 37 975,00 рублей; N2287 от 18.04.2022 года на сумму 19 987,00 рублей; N2521 от 28.04.2022 года на сумму 19 987,00 рублей; N2892 от 17.05.2022 года на сумму 29 980,00 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе вышеуказанные товарные накладные должны быть направлены Заказчиком в орган, уполномоченный на размещение информации в реестр контрактов, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты приемки товара (т.е. до 21.10.2021 года (включительно), 02.11.2021 года (включительно), 15.11.2021 года (включительно) и т.д.)
Несмотря на это Заказчиком документы о приемке поставленного товара и информация об исполнении контракта в Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия для размещения в реестр контрактов до настоящего времени не направлена.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница имени С.В. Каткова" при проведении электронного аукциона N0809500000321001230 на закупку рыбы тресковой мороженой (минтай) нарушением части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 9 июня 2022 г. N 013/06/99-373/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2022