Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии:
Индивидуального предпринимателя _.,
_ - представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N5", действующей на основании доверенности N879 от 08.06.2022 года (со сроком действия 1 (один) месяц);
_ - представителя государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок", действующего на основании доверенности б/н от 31.05.2022 года (со сроком действия 1 (один) год);
рассмотрев 10 июня 2022 года в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя _ (далее - ИП _., Заявитель) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N5" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N0809500000322001213 оказание услуг по техническому обслуживанию магнитно-резонансного томографа 1.5Т SIGNA EXPLORER (RF0484MR02) с рабочей станцией AW 4.7 (RF0484AW02) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 05.06.2022 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 07.06.2022 года N394 рассмотрение жалобы назначено на 09.06.2022 года в 16 часов 20 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 07.06.2022 года N394 о назначении дела N 013/06/42-381/2022 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения жалобы по существу, на основании письменного ходатайства об участии в заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи, заявленного ИП ..., сторонам по делу было направлено приглашение на участие в ВКС, а также идентификатор (ID) сеанса ВКС, инструкция участника web-видеоконференции.
09.06.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 15 часов 00 минут 10.06.2022 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0809500000322001213 о проведении Аукциона размещены Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 27.05.2022 14:02 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 3 335 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 06.06.2022 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 06.06.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 08.06.2022.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводам жалобы (вх.N4237 от 08.06.2022 года).
08.06.2022 года (вх.N4243) Уполномоченным учреждением в адрес Мордовского УФАС России представлены возражения по жалобе, которые приобщены к материалам настоящего дела.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
1. Из жалобы следует, что по мнению Заявителя, Заказчиком в пункте 7 "Описание услуг по техническому обслуживанию и ремонту МИ (кроме периферии)", в пунктах 6, 7 "Гарантии качества услуг", пункте 47 "Профилактическое обслуживание рабочей станции AW 4.7 (RF0484AW02)" раздела извещения "Описание объекта закупки" неправомерно установлены требования о применении технологий - "Insite", "MagnetMonitor", функции - "AW RemoteUpdate", специализированного программного обеспечения системы - "iLinq" при оказании услуг по техническому обслуживанию медицинского изделия.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пунктам 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных указанным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию магнитно-резонансного томографа 1.5Т SIGNA EXPLORER (RF0484MR02) с рабочей станцией AW 4.7 (RF0484AW02) (далее - Услуга).
Заказчиком в Описании объекта закупки качестве технических характеристик Услуги указано следующее:
- "Дистанционный анализ (диагностика) технического состояния МИ по запросу при возникновении неисправности (необходимости), корректировка конфигурационных параметров ПО МИ с помощью удаленного подключения к МИ через сети передачи данных и Интернет c обязательным использованием специализированного программного обеспечения и сетевого оборудования, рекомендованного изготовителем (производителем) МИ, позволяющего предотвратить несанкционированный доступ к базе данных пациентов (технология InSite установленная у Заказчика)" (пункт 7 "Описание услуг по техническому обслуживанию и ремонту МИ (кроме периферии)");
- "Выполнение автоматической проверки наличия обновлений программного обеспечения рабочей станции AW, посредством дистанционного подключения и использованием функции AW RemoteUpdate, установленной на МИ Заказчика" (пункт 47 "Профилактическое обслуживание рабочей станции AW 4.7 (RF0484AW02)");
- "Круглосуточный прием и регистрация обращения пользователя в электронной форме с предоставлением уникального номера зарегистрированного обращения по вопросам сервисного обслуживания, сформированного (отправляемого) с помощью встроенного специализированного программного обеспечения системы "iLinq", установленного у Заказчика, через сети передачи данных и Интернет, c обязательным использованием сетевого подключения, рекомендованного изготовителем (производителем) МИ" (пункт 6 "Гарантии качества услуг");
- "Гарантированное выполнение круглосуточного наблюдения критических параметров криогенной подсистемы МИ, в автоматическом режиме, в том числе: уровня гелия, давления в магните, температуры охлаждающей головы и реконденсера c обязательным использованием специализированного программного обеспечения и сетевого оборудования, рекомендованного предприятием - производителем МИ, позволяющего предотвратить несанкционированный доступ к базе данных пациентов (технологии Insite, MagnetMonitor - установленные на МИ Заказчика). Предоставление отчетов о результатах круглосуточного наблюдения вышеперечисленных критических параметров за последние 30 дней по запросу Заказчика в течение 5 рабочих дней с даты заявки Заказчика" (пункт 7 "Гарантии качества услуг").
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представить Заказчика пояснил, что указание в описании объекта закупки на необходимость применения в составе оказываемых услуг программного обеспечения (платформа "Insite", система "iLinq", "MagnetMonitor"), предустановленного производителем на имеющемся у Заказчика оборудовании (аппарат магнитно-резонансной томографии), не является избыточным, поскольку определено производителем в технической документации на оборудование. Предметом закупки является не закупка программного обеспечения систем "Insite", "iLinq", "MagnetMonitor" и т.д., а услуга технического обслуживания медицинского изделия, при которой необходимо использование имеющего у Заказчика программного обеспечения. Программное обеспечение (платформа "Insite", система "iLinq", "MagnetMonitor") предусмотрено производителем при закупке оборудования, а также рекомендовано производителем как инструмент удаленной поддержки исправности оборудования.
Кроме того, Заказчиком сделан запрос фирме-производителю магнитно - резонансного томографа1.5Т SIGNA EXPLORER (RF0484MR02) с рабочей станцией AW 4.7 (RF0484AW02) ООО "ДжиИ Хэлскеа", входящему в группу компаний "GE Healthcare" корпорации "General Electric" (от 31.05.2022 года). Из ответ на данный запрос следует, что производитель "General Electric" не может подтвердить совместимость программного обеспечения, указанного в доводах жалобы Заявителя, с оборудованием, а также подтвердить сохранение работоспособности и функциональности оборудования при установке на него иного программного обеспечения (письмо исх. N 2/2285-22 от 01.06.2022 года).
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Содержащиеся в описании объекта закупки требования и характеристики к закупаемой услуге необходимы для удовлетворения в полной мере его потребностей.
Изучив документы и сведения, представленные на заседание Комиссии представителями сторон, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных положений Описания объекта закупки, содержащегося в извещении о проведении Аукциона, не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
2. Заявитель в жалобе указывает, что требование пункта 9 "Гарантии качества услуги" раздела "Описание объекта закупки" извещения о проведении электронного Аукциона нарушает положения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 9 "Гарантии качества услуги" раздела "Описание объекта закупки" извещения о проведении электронного Аукциона установлено, что "Исполнитель гарантирует, что он является обладателем прав на программное обеспечение в объеме, необходимом для правомерного использования Заказчиком соответствующих программных продуктов, что подтверждается лицензионным соглашением или иным письменным разрешением правообладателя. Предоставление соответствующего документа в течение 5 (пяти) дней по требованию Заказчика (согласно требованиям ч.8 ст.31 Закона N 44-ФЗ). Исполнитель должен соблюдать законодательство РФ в отношении охраны прав на объекты интеллектуальной собственности и исключения недобросовестной конкуренции в соответствии со ст. 1225, 1229, 1261 ГК РФ; cт. 14.5 ФЗ N135 "О защите конкуренции"_.".
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В соответствии с частью 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к объектам авторских прав относятся программы для электронно-вычислительных машин, которые охраняются как литературные произведения.
В силу положений статьи 1261 ГК РФ авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объективный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и поражаемые ею аудиовизуальные отображения.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ними средствами индивидуализации юридических лиц, товаров работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, среди прочего, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ).
В соответствии со статьей 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Статьей 1233 ГК РФ предусмотрено, что правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если ГК РФ не предусмотрено иное.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.
Представитель Заказчика указал, что программное обеспечение является объектом интеллектуальной собственности, а именно объектом авторского права. Исключительные права на программное обеспечения принадлежат производителю медицинского изделия Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае Заказчик был вправе установить требование к исполнителю о наличии у него копии документов, подтверждающих наличие у исполнителя права использования программного обеспечения, необходимого для выполнения работ в объеме, предусмотренном Описанием объекта закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, довод жалобы признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП _. на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N5", государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N0809500000322001213 оказание услуг по техническому обслуживанию магнитно-резонансного томографа 1.5Т SIGNA EXPLORER (RF0484MR02) с рабочей станцией AW 4.7 (RF0484AW02) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 10 июня 2022 г. N 013/06/42-381/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2022