Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в составе:
председателя Комиссии:
членов комиссии:
,
рассмотрев информацию (вх.N2987 от 22.04.2022), направленную в Томское УФАС России Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) для рассмотрения вопроса о включении сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Эко-Вектор-Ай-пи" (ИНН 7841025013) (далее - Общество, ООО "Эко-Вектор-Ай-пи", Исполнитель) на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением Обществом условий контракта, с целью включения сведений о нём в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), при участие посредством ВКС представителя Заказчика Кручевской Ю.С. (доверенность N139 от 08.09.2021), при участии представителя Общества - Канберова Б.М. (доверенность N14/2022 от 25.04.2022),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Обществе для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее:
11.02.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещены извещение об электронном аукционе "Услуги по предоставлению доступа к информационным ресурсам (Б, ВБ): Оказание услуг по предоставлению доступа к информационному ресурсу ClinicalKey" (извещение N 0365100014822000017) с начальной (максимальной) ценой 2 372 972,22 руб.
15.03.2022 Заказчик и Общество заключили муниципальный Контракт N 499 (далее - Контракт).
Цена контракта: 2 313 647,87 руб.
Согласно части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьи 781 ГК РФ Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1.1 настоящего контракта 1.1. Предметом настоящего Контракта является оказание услуг по: предоставлению доступа к информационному ресурсу ClinicalKey.
В соответствии пунктами 1.2 Контракта Исполнитель обеспечивает доступ к электронным изданиям в течение 5 дней после подписания контракта. Исполнитель гарантирует предоставление доступа с момента заключения контракта по 20.12.2022 г.
В соответствие с пунктом 3 Технического задания:
Место оказания услуг: на территории Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России) по адресам: Московский тракт 2, сети СибГМУ; Московский тракт 2, сети клиник; Учебная 39/1, биокорпус; Учебная 39, КЛДЦ; Ленина 4, госпитальные клиники; Крылова 27, стоматология; Белинского 20, симуляционный центр; Кирова 36, фармколледж; Ленина 107, Библиотека; Московский тракт, 6/1, общежитие; Московский тракт, 6/2, общежитие; Котовского, 15, общежитие; Вершинина, 50, общежитие; Академический, 9, общежитие; Нахимова 3 стр 1; Нахимова 3 стр 2.
Согласно пункту 7.1. Контракт, настоящий Контракт вступает в силу с даты подписания и действует до 31.12.2022 г.
Обязательства, предусмотренные настоящим контрактом, прекращаются их исполнением.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьей 717 ГК РФ заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
На основании пункта 1 статьи 782 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно условиям Контракта Исполнитель обязан выполнить своими или привлеченными силами и средствами все услуги в объеме и сроки, предусмотренные в приложении 1 к Контракту.
В силу пункта 10.3 Контракта - Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном частями 8-25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для государственных и муниципальных нужд".
29.03.2022 - Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих не размещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
29.03.2022 - Заказчик направил решение об одностороннем исполнение контракта Обществу по электронной почте и заказным письмом с уведомлением о вручении, разместил решение в ЕИС.
Согласно пункту "в" частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Дата надлежащего уведомления по истечению пятнадцатидневного срока со дня размещения Решения об одностороннем отказе в ЕИС, т.е 13.04.2022.
05.04.2022 Общество получило решение об одностороннем отказе о исполнения Контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Дата вступления Решения в законную силу и, следовательно, дата расторжения Контракта 22.04.2022.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 104 Закона 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Как было установлен выше, 15.03.2022 между Обществом и Заказчиком был заключен контракт на оказание услуги по предоставлению доступа к информационным ресурсам (Б, ВБ): Оказание услуг по предоставлению доступа к информационному ресурсу ClinicalKey.
В ходе заседания Комиссия изучила документы, предоставленные Заказчиком и Обществом, исходя из предоставленных документов следует, что:
24.03.2022 - Заказчик направил Исполнителю претензию, в которой сообщил, что по состоянию на 24.03.2022 доступ к ресурсу ClinicalKey не представлен, срок для предоставление доступа по Контракту был до 22.03.2022.
Общество пояснило, что:
10.03.2022 - Общество запросила у компании Elsevier B.V. подписанное соглашение, которое по обычной процедуре требуется для предоставления доступа к "продукции Elsevier".
14.03.2022 - Общество повторно запросило у компании Elsevier B.V. подписанное соглашение для Сибирского ГМУ.
Ни подписанного соглашения, ни отказа с объяснениями по существу исполнитель от Elsevier B.V. Общество не получило.
24.03.2022 - Общество направило предварительное предупреждение Elsevier B.V. о рисках возможного нарушения законодательства РФ о госзакупках вследствие не предоставления компании Elsevier B.V. доступа к базе данных ClinicalKey. Письмо было адресовано в юридическую службу, отдел обслуживания клиентов, директору по медицинским решениям по Восточной Европе и Центральной Азии, директору медицинского направления компании Elsevier B.V.
Ответ в адрес Общества не поступил.
29.03.2022 - Общество направило письмо в отдел обслуживания клиентов компании Elsevier B.V. с просьбой разъяснить ситуацию с задержкой выпуска подписанного соглашения.
29.03.2022 - поступил ответ от менеджера компании Elsevier B.V, в котором сказано, что он не имеет информации относительно данной ситуации и пояснил, что данная ситуация произошла из-за приостановки деятельности компании Elsevier B.V. на территории РФ.
30.03.2022 - директор Общества направил компании Elsevier B.V. второе предупреждение о рисках возможного нарушения законодательства РФ о госзакупках, приложив решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком.
Ответа получено не было.
31.03.2022 - компания Elsevier B.V. разместило на официальном сайте заявление о приостановке своей деятельности в связи с специальной военной операцией на Украине.
05.04.2022 - Общество направило в адрес Заказчика письмо о невозможности выполнения обязательства по Контракту, в связи с приостановкой деятельности компании Elsevier B.V.
В подтверждение указанных доводов Общество предоставило письма (имеются в материалах дела).
Комиссия полагает, что Обществом предпринимались меры по исполнению контракта, направленные на надлежащее исполнение обязательств по Контракту, в частности: Общество предпринимало попытки связаться с производителем информационного ресурса ClinicalKey, невозможность исполнить обязательства по Контракту произошло из-за непредставления подписанного соглашения для открытия доступа к информационному ресурсу со стороны компании Elsevier B.V.
Таким образом, вышеуказанные действия ООО "Эко-Вектор-Ай-пи" свидетельствуют об отсутствии недобросовестного поведения при исполнении Контракта.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч. 1 ст. 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила).
Комиссия, изучив материалы настоящего дела, пришла к выводу о возможности не включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков об Обществе с ограниченной ответственность "Эко-Вектор-Ай-пи" (ИНН 7841025013)
Комиссия, руководствуясь статьями 702,708,715,766 Гражданского Кодекса РФ, статьями 95, 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Эко-Вектор-Ай-пи" (адрес191186, г. Санкт- Петербург, Аптекарский переулок, д.3, литера А, помещение 1Н, ИНН 7841025013) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 28 апреля 2022 г. N РНП-70-51-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2022