Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБПОУ "Петровский колледж" (далее - Заказчик):; в отсутствие представителей ИП Кремешковой Александры Алексеевны (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 14957-ЭП/22 от 06.06.2022) на действия СПБ ГБПОУ "Петровский колледж" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту жилых блоков 5 этажа и лестниц "Левого и правого крыла" в здании Общежития по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Балтийская, д. 26, лит. А (извещение N 0372100023822000116) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса в электронной форме размещено 17.05.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100023822000116. Начальная (максимальная) цена контракта -17 734 706, 59 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использованы следующие критерии оценки:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно Приложению N 3 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к извещению о проведении закупки показателем названного критерия является "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", который в свою очередь содержит детализирующий показатель оценки "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
Также в Приложении N3 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к извещению о проведении закупки Заказчиком установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
"1. В рамках оценки в случае наличия в представленных документах неполной информации, такой документ считается не представленным.
2. Для подтверждения наличия у участника закупки совокупной стоимости надлежаще исполненных контрактов (договоров) участнику закупки необходимо предоставить в составе заявки заполненную настоящую форму и копии документов, предусмотренных настоящей формой.
3. В рамках детализирующего показателя "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" под контрактом (договором) аналогичному объекту закупки настоящего конкурса понимается предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа):
- исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
4. Инструкция по заполнению формы "Квалификация участника закупки": в графе 1 указываются номер, дата заключения и предмет контракта (договора); в графе 2 указываются наименование заказчика, его идентификационный номер налогоплательщика, почтовый адрес и номер контактного телефона; в графе 3 указывается реестровый номер закупки (при наличии); в графе 4 указываются номера и даты документов, подтверждающих исполнение контрактов (договоров); в графе 5 указываются наименование исполнителя (с учетом правопреемственности) и его идентификационный номер налогоплательщика; в графе 6 указываются даты начала и окончания исполнения сторонами обязательств по контракту (договору); в графе 7 указываются сведения об URL адресе страницы вебсайта, содержащем сведения о заключенном контракте (договоре) в реестре контрактов (ссылка на карточку контракта (договора) в реестре контрактов) (при наличии); в графе 8 указывается цена контракта (договора) в российских рублях, а также общая сумма исполненных обязательств в денежном выражении; в графе 9 указывается количество календарных дней исполнения сторонами обязательств по контракту (договору) за каждый год отдельно; в графе 10 указывается номер записи исполненного контракта (договора) из реестра контрактов (при наличии); в строке 1 указывается совокупная стоимость исполненных контрактов (договоров) в российских рублях.
5. Для подтверждения наличия у участника закупки надлежаще исполненных контрактов (договоров) участник закупки предоставляет в составе заявки копии следующих документов: контрактов (договоров) со всеми приложениями, дополнениями, изменениями, актов выполненных работ (оказанных услуг) к ним , а также скриншоты вкладок "Общая информация", "Платежи и объекты закупки" и "Исполнение (расторжение) контракта" из карточки соответствующего контракта, находящегося в реестре контрактов, заключенных заказчиками, расположенного на официальном сайте http://zakupki.gov.ru (если информация о контракте (договоре) содержится на сайте) и/или скриншоты вкладок "Информация о договоре" и "Информация о предмете договора" из карточки соответствующего договора, находящегося в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, расположенного на официальном сайте http://zakupki.gov.ru (если информация о контракте (договоре) содержится на сайте).
6. В рамках детализирующего показателя "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" в случае несоответствия сведений, содержащихся в представленных участником в составе заявке документах/информации в соответствии с требованиями настоящего пункта документации, такие сведения признаются недостоверными.
7. В рамках детализирующего показателя "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" учитываются контракты (договоры), заключенные, в том числе с государственными или муниципальными Заказчиками.
8. В рамках детализирующего показателя "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" в случае предоставления в составе заявки сведений о контрактах (договорах) не в соответствии с формой "Квалификация участника закупки" комиссия не производит оценку заявки по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки".
9. В рамках детализирующего показателя "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" в случае предоставления неполного комплекта документов по контракту (договору), комиссия не учитывает стоимость такого контракта (договора).
10. Все формы подписываются участником закупки по собственному усмотрению. Не подписание участником закупки форм не является основанием для отклонения заявки от участия в конкурсе.
11. Все формы, установленные в извещении об осуществлении закупки, являются рекомендованными. Изменение форм, подлежащих заполнению участником закупки, не рекомендуется.
12. Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, а также непредставление рекомендованных форм не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурса.
13. Все представленные в подтверждение квалификации участника конкурса документы, сведения и/или информация должны быть достоверными.
14. Для подтверждения наличия у участника закупки надлежаще исполненных контрактов (договоров) участник закупки предоставляет в составе заявки копии следующих документов: контрактов (договоров) со всеми приложениями, дополнениями, изменениями, актов выполненных работ (оказанных услуг) к ним, а также скриншоты вкладок "Общая информация", "Платежи и объекты закупки" и "Исполнение (расторжение) контракта" из карточки соответствующего контракта, находящегося в реестре контрактов, заключенных заказчиками, расположенного на официальном сайте http://zakupki.gov.ru (если информация о контракте (договоре) содержится на сайте) и/или скриншоты вкладок "Информация о договоре" и "Информация о предмете договора" из карточки соответствующего договора, находящегося в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, расположенного на официальном сайте http://zakupki.gov.ru (если информация о контракте (договоре) содержится на сайте).
15. В рамках детализирующего показателя "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" в случае несоответствия сведений, содержащихся в представленных участником в составе заявке документах/информации в соответствии с требованиями настоящего пункта документации, такие сведения признаются недостоверными.
16. В рамках детализирующего показателя: "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" участником закупки в составе заявки участником закупки предоставляется справка, которая является неотъемлемой частью представленной выше формы.
Указанная справка должна в обязательном порядке содержать описание выполненных работ по исполненному контракту/договору, в том числе описывать, каким образом, были организованы каждый из видов работ, указанные в исполненном контракте/договоре, содержать перечень документов, входящих в комплект документации, предоставляемой по итогам выполнения работ, содержать информацию о привлечении/не привлечении к выполнению работ сторонних организаций (соисполнителей) и объемы работ, передаваемые им. В рамках представляемой участником закупки справки по каждому виду работ необходимо предоставить следующие характеристики: описание выполнения работ с указанием используемой нормативно-правовой базы , в соответствии с которой участник закупки выполнял работы, контроль качества выполняемых работ , привлекаемые специалисты при выполнении работ , используемое оборудование и/или средства . Информацию о привлечении к выполнению работ сторонних организаций (соисполнителей) и объемы работ, передаваемые им, необходимо указывать в соответствии с положениями контракта/договора, который участник закупки представляет в рамках указанной выше формы. Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом, к таким актам следует относить в том числе "Гражданский кодекс Российской Федерации" от 30.11.1994 N 51-ФЗ, "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (от 30.12.2009 N 384-ФЗ), Приказ Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (в случае, если к оценке представлен контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)), Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ или Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ. В рамках детализирующего показателя: "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" в случае несоответствия сведений, содержащихся в представленных участником в составе заявке документах/информации в соответствии с требованиями настоящего пункта, такие сведения признаются недостоверными.
17. В рамках детализирующего показателя: "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" в случае наличия в представленных документах неполной информации, такой документ считается не представленным.
18. Описание выполненных работ по представленному контракту/договору в рамках детализирующего показателя: "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" в отношении каждой описываемой характеристики, должно содержать наименование соответствующей характеристики.
19. Договор, по которому в составе заявки не представлены все указанные выше документы (копии), при определении количества баллов по детализирующему показателю: "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", не учитывается.
20. В рамках детализирующего показателя: "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" в случае предоставления неполного комплекта документов по контракту (договору), комиссия не учитывает стоимость такого контракта (договора).
21. В случае, если участником конкурса в справке указывается, что выполнение работ производилось в соответствии со всеми требованиями, указанными в контракте/договоре, который участник закупки представляет в рамках детализирующего показателя: "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", и в соответствии с нормативными документами, и участником конкурса не предоставляется описание выполненных работ по исполненному контракту/договору, соответствующее всем требованиям настоящего порядка оценки, то такая справка признается не представленной участником конкурса..
Комиссия УФАС отмечает, что согласно письму Минфина от 03.03.2022 N 24-03-07/15472 перечень документов, установленный подпунктом "в" пункта 28 Положения, подтверждающий наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, не является исчерпывающим, заказчик вправе установить требование о предоставлении участниками закупки помимо договоров и актов, предусмотренным абзацем третьим данного подпункта, дополнительных документов, подтверждающих исполнение указанных договоров.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты РФ не регламентируют установление в документации тех или иных показателей (кроме указанных в положении 2604), а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев (кроме указанных в Положении). В связи с чем, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05- 5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Комиссия УФАС отмечает, что определение порядка оценки заявок является прерогативой Заказчика и устанавливая соответствующий порядок Заказчик исходит из необходимости получения подрядчика, максимально подходящего для оказания закупаемых услуг, при этом установленный в рассматриваемом случае порядок оценки заявок в целом корреспондируется с требованиями Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, в том числе не приведены примеры, которые могли бы позволить утверждать о необъективности установленного, Заказчиком порядка, а также доказательств, свидетельствующих о предоставлении преимуществ одному из участников закупки.
Доводы жалобы признаны необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Кремешковой Александры Алексеевны необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 июня 2022 г. N 44-1712/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2022