Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Техникум "Автосервис" (Многофункциональный центр прикладных квалификаций)" (далее - Заказчик): Чеснокова К.А. по доверенности;
в отсутствие представителей:
ООО "СБ-Сервис" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 14948-ЭП/22 от 06.06.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по модернизации автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией и системы охранной сигнализации в здании СПб ГБПОУ "Техникум "Автосервис" (МЦПК)" по адресу: Санкт-Петербург, проспект Космонавтов, дом 96, литера "А" в 2022 году (извещение N 0372200036922000023) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.05.2022 единой информационной системе, номер извещения 0372200036922000023. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 553 121,10 рублей.
В жалобе ООО "СБ-Сервис" указывает на неправомерные Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении незаконных требований к составу заявки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч.ч. 2-3 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
- информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
- информация, предусмотренная пп. "а" и "г" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещением о проведении закупки предусмотрены следующие требования к составу заявки:
"2). Предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
2.1. Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
2.2. Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 закона.
Требования к конкретным показателям поставляемых товаров и Инструкция по представлению конкретных показателей поставляемых товаров размещены Заказчиком в Приложении N5 к Извещению - Требования к конкретным показателям поставляемых товаров.".
По мнению Комиссии УФАС, Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Дополнительно следует отметить, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" как для соблюдения интересов Заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Указанная позиция изложена в письме ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)".
В соответствии с пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению любой из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно пункту 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В связи с тем, что договор поставки представляет собой частный случай договора купли- продажи, в соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Положения ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливают каких- либо требований к существенным условиям договора поставки, соответственно, в силу п. 3 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора поставки товара считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В Приложении N 7 к Контракту установлен перечень и объемы поставляемых товаров.
Таким образом, Заказчиком определено количество поставляемого товара, что является существенным условием договора поставки, элементы которого содержатся в смешанном договоре.
Кроме того, согласно проекта контракта:
6.14. Все товары, поставляемые Заказчику, должны быть новыми, ранее не эксплуатировавшимися (не бывшими в употреблении). Поставка осуществляется по адресу Заказчика в течение 10 (десяти) дней со дня заключения Контракта.
6.15. Приемка товаров осуществляется по адресу Заказчика. Принятый товар, после действий, определяемых пунктом 6.23 Контракта, передается Подрядчику для выполнения работ.
6.16. Факт приемки Заказчиком Товара оформляется двусторонним актом приемки, подписанным представителями Заказчика и Подрядчика, который подтверждает приемку по количеству и качеству поставляемого товара.
6.17. Количество поставляемого товара, используемого при выполнении работ, должно соответствовать объемам, установленным в Приложении N 7 к Контракту.
6.18. В случае обнаружения при приемке несоответствия характеристик поставленных Товаров Приложениям N 7 к Контракту и Приложению N8 к Контракту, об этом делается соответствующая запись в акте.
6.19. С поставляемым товаром Заказчику передаются документы, подтверждающие соответствие товара: документы изготовителя, инструкции по применению товара (при наличии), паспорт на товар (при наличии), сертификаты соответствия и/или декларация о соответствия на товары, для которых предусмотрена обязательная сертификация и/или подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, гарантийные талоны на товары (при необходимости), промежуточные и итоговые акты о результатах проверки (испытания) материалов, оборудования на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и контракта (при наличии), а в случае, если подтверждение качества товаров регламентируется в соответствии с техническими регламентами, в том числе техническими регламентами ЕАЭС - качество товаров должно подтверждаться согласно с соответствующими техническими регламентами.
Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также перечень продукции, подтверждения соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
6.20. При осуществлении приемки Товаров Заказчик обязан их осмотреть, проверить количество и качество, соответствие характеристик товара Приложениям N 7 к Контракту и Приложению N8 к Контракту, совершить другие необходимые действия, обеспечивающие принятие Товаров:
- Осуществить проверку соответствия товаров (материалов) требованиям, установленным Контрактом к таким товарам(материалам).
- Осуществить проверку соответствия функциональных, качественных, технических, эксплуатационных характеристик (при необходимости) поставляемых товаров (материалов), используемых при выполнении работ, требованиям, установленным соответствующими стандартами и техническими условиями (при наличии) для конкретного вида товара (материала) и другими документами, предусмотренными Контрактом.
6.21. В случае обнаружения в поставленных Товарах недостатков, или иных несоответствий условиям Приложениям N 7 к Контракту и Приложению N8 к Контракту, не позднее чем в трехдневный срок письменно уведомляет об этом Подрядчика.
6.22. Заказчик имеет право при приемке поставляемого товара, используемого при выполнении Работ:
а) требовать предоставления информации, технической и иной документации, подлежащей оформлению и представлению Заказчику;
б) вызывать представителей Подрядчика для решения вопросов, касающихся приёмки поставленных товаров;
в) предъявлять требования, связанные с недостатками поставленных товаров;
г) инициировать привлечение независимого эксперта (экспертной организации) для осуществления приёмки товаров;
д) требовать от эксперта (экспертной организации) заключения и (или) предложений;
е) в случае, если экспертиза проводится без привлечения независимых экспертов (экспертных организаций), проводить экспертизу качества поставленного товара, используемого при выполнении Работ, на предмет их соответствия условиям контракта и предусмотренной им нормативной и технической документации.
6.23. Заказчик обязан при приемке поставляемого товара:
а) обеспечить приёмку товаров, используемых при выполнении Работ по позициям, количеству и(или) объему в соответствии с условиями Приложениям N 7 к Контракту и Приложению N8 к Контракту;
б) принять к рассмотрению отчетную документацию Подрядчика;
в) оформить акт о приёмке поставляемого товара, либо направить в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа Подрядчику;
г) в случаях, установленных частью 4 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ, а также по мере необходимости, привлекать экспертов, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ;
д) в случае привлечения независимого эксперта, экспертной организации при принятии решения о приёмке либо об отказе в приёмке поставленного товара учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В данном случае контракт носит смешанный характер, и включает в себя, как непосредственно поставку товаров, которые необходимы для выполнения услуг, так и соответствующие услуги, что в силу пункта 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации является допустимым.
Представитель Заказчика также пояснил, что в документации установлены требования к поставляемым товарам, а не требования к товарам, которые используются при выполнении услуг.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие доводы Заявителя, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводу, что довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СБ-Сервис" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 июня 2022 г. N 44-1730/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2022