Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Смерчанской Н.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Филиппова Е.А.
от ИП Тужина С.В. - Широчин И.Н., Ерошкин В.В.,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Тужиной С. В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N 1" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200015422000135 "Поставка Перчаток для нужд бюджетного учреждения на 2022 год".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки
В силу ч. 2, ч. 3 ст. 42 Закона N44- ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Ч.ч. 1, 2 ст. 33 Закона N44-ФЗ заказчик в случаях при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии_
По доводам заявителя установлено следующее:
По первому доводу заявителя установлено следующее:
В позициях 2, 5, 6 и 7 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) установлено требование AQL (указано на упаковке).
В соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ при описании объекта закупки заказчики должны руководствоваться национальной системой стандартизации, в которую входят ГОСТы.
В позиции 2 Описания объекта закупки Заказчик указал - должны соответствовать и маркированы в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2002).
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые" предусматривает исчерпывающий перечень информации на упаковке (маркировка):
8 Маркировка
8.1 Общие положения
Маркировка перчаток должна включать в себя ссылку на настоящий стандарт. На этикетках могут быть использованы необходимые международные символы по ГОСТ Р ИСО 15223.
8.2 Единичная упаковка
8.2.1 Упаковка стерильных перчаток
На единичной упаковке стерильных перчаток должны быть указаны следующие данные:
а) наименование или торговая марка изготовителя или поставщика;
б) использованный материал;
в) слова "ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ" или "ГЛАДКИЕ", "ОПУДРЕННЫЕ" или "НЕОПУДРЕННЫЕ";
г) размер;
д) при обработке опудривающим веществом необходимо указать, что перед использованием перчаток следует стерильно удалить опудривающее вещество;
е) номер партии;
ж) слова "ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ", а также год цифрами четырех разрядов и месяц изготовления;
з) слова "СТЕРИЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРОВАНА ПРИ ЦЕЛОСТНОСТИ УПАКОВКИ";
и) слово "ОДНОРАЗОВЫЕ";
к) слова "ПЕРЧАТКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ";
л) слова "Изделие сделано из латекса натурального каучука, который может вызывать аллергическую реакцию".
8.2.2 Упаковка нестерильных перчаток
На упаковке нестерильных перчаток должны быть указаны:
а) наименование или торговая марка изготовителя или поставщика;
б) использованный материал;
в) слова "ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ" или "ГЛАДКИЕ", "ОПУДРЕННЫЕ" или "НЕОПУДРЕННЫЕ";
г) размер;
д) номер партии;
е) слово "ОДНОРАЗОВЫЕ";
ж) слово "НЕСТЕРИЛЬНЫЕ";
з) слова "ПЕРЧАТКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ";
и) слова "ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ", а также год цифрами четырех разрядов и месяц изготовления;
к) слова "Изделие сделано из латекса натурального каучука, который может вызывать аллергическую реакцию".
8.3 Групповая упаковка
Групповая упаковка содержит определенное количество единичных упаковок перчаток одинакового размера, обеспечивающих безопасное транспортирование и хранение. Групповые упаковки должны быть маркированы в соответствии с 8.2.1 или 8.2.2 с указанием количества пар перчаток и дополнительными инструкциями для хранения.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52238-2004 "Перчатки хирургические" предусматривает исчерпывающий перечень информации на упаковке (маркировка):
8 Маркировка
8.1 Общие положения
Маркировка должна включать в себя ссылку на настоящий стандарт. На этикетках могут быть использованы необходимые международные символы по ГОСТ Р ИСО 15223.
8.2 Внутренняя индивидуальная упаковка
Внутренняя индивидуальная упаковка должна иметь четкую маркировку, включающую в себя:
а) размер;
б) обозначение "левая" (или Л) или "правая" (или П);
в) в случае, если перчатки обработаны каким-либо опудривающим веществом, необходимо указать, что перед использованием перчаток следует стерильно удалить опудривающее вещество.
8.3 Внешняя индивидуальная упаковка
Внешняя индивидуальная упаковка должна иметь четкую маркировку с указанием:
а) наименования или торговой марки изготовителя или поставщика;
б) использованного материала;
в) слов "ПРЯМЫЕ ПАЛЬЦЫ" или "ИЗОГНУТЫЕ ПАЛЬЦЫ" или слов, отражающих конструкцию перчаток;
г) слов "ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ" или "ГЛАДКИЕ", "ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ОПУДРЕННЫЕ" или "НЕОПУДРЕННЫЕ";
д) размера;
е) номера партии;
ж) слов "ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ", а также года и месяца изготовления;
з) слов "СТЕРИЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРОВАНА ПРИ ЦЕЛОСТНОСТИ УПАКОВКИ";
и) слова "ОДНОРАЗОВЫЕ";
к) слов "ХИРУРГИЧЕСКИЕ ПЕРЧАТКИ";
л) слов "Изделие сделано из латекса натурального каучука, который может вызывать аллергическую реакцию".
8.4 Групповая упаковка
Групповая упаковка содержит определенное количество индивидуальных упаковок перчаток одного и того же размера и обеспечивает безопасное транспортирование и хранение. Групповая упаковка должна маркироваться в соответствии с 8.3 (перечисления а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к) с указанием количества пар и дополнительными инструкциями для хранения.
Национальным стандартом ГОСТ Р 52238-2004 и ГОСТ Р 52239-2004 не предусмотрена информация на упаковке (маркировка) перчаток смотровых/диагностических так и хирургических показателя AQL, тем не менее Заказчик в Описании объекта закупки указывает - маркированы в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Только лишь в позиции N 5 Описания объекта закупки указано "Герметичность AQL (указан на упаковке для однозначной идентификации качества изделия при приемке товара)", в позициях 2, 6, 7 отсутствует обоснование необходимости указания AQL на упаковке, что является прямым нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом Заказчиком нарушены положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, выражается это в незаконном требовании информации об AQL на упаковке и отсутствие должного обоснования необходимости использования другой маркировки на упаковке не предусмотренной национальными стандартами ГОСТ Р 52238-2004 и ГОСТ Р 52239-2004.
На основании вышеизложенного, данный довод заявителя обоснован.
По третьему доводу заявителя установлено следующее:
В позициях 2, 5, 6 и 7 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) Заказчиком установлены требования об указании завышенного параметра AQL.
По позициям 2, 6, 7 требуется точный показатель AQL не более 1,5 для смотровых/процедурных перчаток.
Национальным стандартом ГОСТ Р 52239-2004 на диагностические/смотровые/процедурные перчатки показатель AQL указан 2,5.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По позиции 5 Описания объекта закупки установлено требование к герметичности AQL не более 0,65 для хирургических перчаток. Согласно действующему национальному стандарту ГОСТ Р 52238-2004 герметичность перчаток хирургических AQL указана 1,5.
В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ Заказчиком в Описании объекта закупки отсутствует обоснование необходимости использования завышенного показателя AQL не предусмотренного действующими национальными стандартами ГОСТ Р 52238-2004 и ГОСТ Р 52238-2004.
На основании вышеизложенного, данный довод заявителя обоснован.
По четвертому доводу заявителя установлено следующее:
В позиции 5 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) Заказчик установил требование: "Герметичность AQL (указан на упаковке для однозначной идентификации качества изделия при приемке товара) не более 0,65", а далее "Проницаемость для 80% р-ра этанола - не менее 1 минуты, для 4% спиртового р-ра хлоргексидина - не менее 480 минут, 10% р-ра уксусной кислоты - не менее 480 минут. Перчатки соответствуют стандарту EN 374 в качестве средства индивидуальной защиты (проницаемость к препаратам Метотрексата - не менее 480 минут, проницаемость к костному цементу - не менее 5,5 мин для получения качественного товара соответствующим ГОСТ 12.4.278-2014, ГОСТ Р 57404-2017)."
Межгосударственный стандарт ГОСТ EN 374-2-2019 "Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки для защиты от химических веществ и микроорганизмов" устанавливает метод определения устойчивости перчаток для защиты от химических веществ и микроорганизмов к прониканию.
ГОСТ EN 374-2-2019 предназначен для промышленных перчаток для выбора перчаток применяемых в химической промышленности.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ Заказчик требует указание таких характеристик, которые не относятся к медицинской деятельности, не предусмотренных системой стандартизации РФ для медицинских изделий.
На основании вышеизложенного, данный довод заявителя обоснован.
По пятому доводу заявителя установлено следующее:
В позиции 6 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) указано, что информация о наличии антибактериальных компонентов должна быть указана на групповой упаковке изделия для однозначной идентификации при приемке товара.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые" предусматривает исчерпывающий перечень информации на упаковке (маркировка):
8 Маркировка
8.1 Общие положения
Маркировка перчаток должна включать в себя ссылку на настоящий стандарт. На этикетках могут быть использованы необходимые международные символы по ГОСТ Р ИСО 15223.
8.2 Единичная упаковка
8.2.1 Упаковка стерильных перчаток
На единичной упаковке стерильных перчаток должны быть указаны следующие данные:
а) наименование или торговая марка изготовителя или поставщика;
б) использованный материал;
в) слова "ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ" или "ГЛАДКИЕ", "ОПУДРЕННЫЕ" или "НЕОПУДРЕННЫЕ";
г) размер;
д) при обработке опудривающим веществом необходимо указать, что перед использованием перчаток следует стерильно удалить опудривающее вещество;
е) номер партии;
ж) слова "ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ", а также год цифрами четырех разрядов и месяц изготовления;
з) слова "СТЕРИЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРОВАНА ПРИ ЦЕЛОСТНОСТИ УПАКОВКИ";
и) слово "ОДНОРАЗОВЫЕ";
к) слова "ПЕРЧАТКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ";
л) слова "Изделие сделано из латекса натурального каучука, который может вызывать аллергическую реакцию".
8.2.2 Упаковка нестерильных перчаток
На упаковке нестерильных перчаток должны быть указаны:
а) наименование или торговая марка изготовителя или поставщика;
б) использованный материал;
в) слова "ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ" или "ГЛАДКИЕ", "ОПУДРЕННЫЕ" или "НЕОПУДРЕННЫЕ";
г) размер;
д) номер партии;
е) слово "ОДНОРАЗОВЫЕ";
ж) слово "НЕСТЕРИЛЬНЫЕ";
з) слова "ПЕРЧАТКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ";
и) слова "ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ", а также год цифрами четырех разрядов и месяц изготовления;
к) слова "Изделие сделано из латекса натурального каучука, который может вызывать аллергическую реакцию".
8.3 Групповая упаковка
Групповая упаковка содержит определенное количество единичных упаковок перчаток одинакового размера, обеспечивающих безопасное транспортирование и хранение. Групповые упаковки должны быть маркированы в соответствии с 8.2.1 или 8.2.2 с указанием количества пар перчаток и дополнительными инструкциями для хранения.
Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52239-2004 не предусмотрена информация о наличии антибактериальных компонентов на групповой упаковке изделия.
Приведенное обоснование Заказчика "для однозначной идентификации при приемке товара" незаконно, у участника закупки нет и не может быть информации о том, что будет указано на упаковке, более того ГОСТ не обязывает производителя перчаток указывать данную информацию на упаковке.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Требование о наличии информации об антибактериальных компонентах на групповой упаковке нарушает положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в связи с отсутствием данной информации в ГОСТ Р 52239-2004.
На основании вышеизложенного, данный довод заявителя обоснован.
По шестому доводу заявителя установлено следующее:
В позиции 7 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) Заказчик установил требование: "Информация о наличии компонентов натурального происхождения должна быть указана на групповой упаковке изделия для однозначной идентификации при приемке товара." а далее "Удлинение при разрыве до ускоренного старения не менее 500%. Удлинение при разрыве после ускоренного старения не менее 400%. Количество в упаковке не менее 100 пар для отделений с большим расходом перчаток. AQL не более 1,5 (указано на упаковке). Внутри диспенсера перчатки должны быть в пакете из пластика или полиэтилена для дополнительной защиты от влаги, озона, пыли. AQL не более 1,5 (указано на упаковке). Должны соответствовать и маркированы в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2002)."
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые" предусматривает исчерпывающий перечень информации на упаковке (маркировка):
8 Маркировка
8.1 Общие положения
Маркировка перчаток должна включать в себя ссылку на настоящий стандарт. На этикетках могут быть использованы необходимые международные символы по ГОСТ Р ИСО 15223.
8.2 Единичная упаковка
8.2.1 Упаковка стерильных перчаток
На единичной упаковке стерильных перчаток должны быть указаны следующие данные:
а) наименование или торговая марка изготовителя или поставщика;
б) использованный материал;
в) слова "ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ" или "ГЛАДКИЕ", "ОПУДРЕННЫЕ" или "НЕОПУДРЕННЫЕ";
г) размер;
д) при обработке опудривающим веществом необходимо указать, что перед использованием перчаток следует стерильно удалить опудривающее вещество;
е) номер партии;
ж) слова "ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ", а также год цифрами четырех разрядов и месяц изготовления;
з) слова "СТЕРИЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРОВАНА ПРИ ЦЕЛОСТНОСТИ УПАКОВКИ";
и) слово "ОДНОРАЗОВЫЕ";
к) слова "ПЕРЧАТКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ";
л) слова "Изделие сделано из латекса натурального каучука, который может вызывать аллергическую реакцию".
8.2.2 Упаковка нестерильных перчаток
На упаковке нестерильных перчаток должны быть указаны:
а) наименование или торговая марка изготовителя или поставщика;
б) использованный материал;
в) слова "ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ" или "ГЛАДКИЕ", "ОПУДРЕННЫЕ" или "НЕОПУДРЕННЫЕ";
г) размер;
д) номер партии;
е) слово "ОДНОРАЗОВЫЕ";
ж) слово "НЕСТЕРИЛЬНЫЕ";
з) слова "ПЕРЧАТКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ";
и) слова "ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ", а также год цифрами четырех разрядов и месяц изготовления;
к) слова "Изделие сделано из латекса натурального каучука, который может вызывать аллергическую реакцию".
8.3 Групповая упаковка
Групповая упаковка содержит определенное количество единичных упаковок перчаток одинакового размера, обеспечивающих безопасное транспортирование и хранение. Групповые упаковки должны быть маркированы в соответствии с 8.2.1 или 8.2.2 с указанием количества пар перчаток и дополнительными инструкциями для хранения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Требование о наличии данной информации на упаковке нарушает положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в связи с отсутствием этих данных в разделе 8 национальном стандарте ГОСТ Р 52239-2004, а также отсутствием должного обоснования необходимости использования другой маркировки на упаковке, не предусмотренной ГОСТ Р 52239-2004.
На основании вышеизложенного, данный довод заявителя обоснован.
Остальные доводы заявителя не нашли своего подтверждения.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 42, 33 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тужиной С. В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N 1" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200015422000135 "Поставка Перчаток для нужд бюджетного учреждения на 2022 год" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N 1", нарушившими требования ст. 42, 33 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
И. Г. Лыков
Члены комиссии
Н.В. Смерчанская
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 9 июня 2022 г. N 026/06/42-967/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2022