Резолютивная часть решения оглашена 09.06.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Система" (далее - заявитель, ООО "Система") на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для оснащения школы креативных индустрий (N закупки 0128200000122002917) в открытом заседании в присутствии представителей заказчика - ГБПОУ ВО "Владимирский областной колледж культуры и искусства" - директора учреждения _ (приказ от 06.02.2022 N 27), _ (доверенность от 07.06.2022 N 23), представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области _ (доверенность от 30.12.2021 N 81).
08.06.2022 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 09.06.2022.
Заявитель, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-369/2022 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Система" на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для оснащения школы креативных индустрий (N закупки 0128200000122002917).
В жалобе заявитель указал, что из извещения и Технического задания, следует, что оборудование, входящее в состав одного лота различно и относится к разным кодам по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности - 32.99.53.110. В частности, часть продукции имеется в Реестре промышленной продукции минпромторга, часть отсутствует.
ООО "Система" полагает, что закупаемые товары технологически и функционально не связаны между собой независимо от того, что это оборудование закупается для колледжа и будет использоваться в образовательных целях.
Таким образом, заявитель считает, что действия заказчика по определению предмета аукциона является нарушением требований и принципов обеспечения конкуренции, закрепленных в статье 8 и в статье 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного заявитель просит признать заказчика нарушившим требования Законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выдать предписание об устранении нарушений.
Представители заказчика возразили относительно существа жалобы, выразили мнение о ее необоснованности.
Также представители пояснили, что предметом аукциона является поставка оборудования для оснащения школы креативных индустрий. Перечень оборудования для школы креативных индустрий сформирован в соответствии с Типовым проектом Школы креативных индустрий. Каждый комплект студий представляет собой единый интерактивный комплекс для поддержания технического функционала студий Школы креативных индустрий.
Таким образом, представители заказчика пояснили, что учитывая, что товары, входящие в состав студий технологически и функционально взаимосвязаны между собой, образуя единый интерактивный комплекс, предметом аукциона является закупка студий в сборе, а не отдельных товаров, включенных в составе студий.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
25.05.2022 на официальном сайте в единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0128200000122002917 на поставку оборудования для оснащения школы креативных индустрий.
Начальная (максимальная) цена контракта: 28 073 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Наименование объекта закупки - поставка оборудования для оснащения школы креативных индустрий.
В Приложении N 2 к извещению имеется описание объекта закупки.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Комиссия полагает, что заказчиком не были установлены какие-либо особые (нестандартные) или излишние требования к характеристикам поставляемого товара, ограничивающие количество участников закупки.
Перечень оборудования для Школы креативных индустрий сформирован в соответствии с Типовым проектом Школы креативных индустрий (письмо Министерства Культуры Российской Федерации от 14 марта 2022 года N 137- 01.1-39-ОЯ).
Так в соответствии с Типовым проектом поставке в рамках осуществляемого аукциона подлежит следующее оборудование: студия фото- и видеопроизводства, студия анимации и 3D графики, студия дизайна.
При этом, как было установлено, каждый комплект обеспечивающих модулей для оснащения школы креативных индустрий представляет собой единый интерактивный комплекс для поддержания технического функционала студий Школы креативных индустрий, специализированное пространство для группы обучающихся, в котором организованы занятия по освоению знаний и навыков по каждому направлению в соответствии с Типовым проектом Школы креативных индустрий.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Во исполнение данных норм заказчиком установлены ограничения допуска товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в соответствии с ч. 3 ст.14 Федерального закона N 44-ФЗ, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг - Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Косвенным фактом подтверждения отсутствия ограничения конкуренции является тот факт, что на участие в рассматриваемой закупке было подано три заявки от участников электронного аукциона.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что извещение рассматриваемого электронного аукциона не противоречит требованиям статьи 8, статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Система" на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для оснащения школы креативных индустрий (N закупки 0128200000122002917) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 9 июня 2022 г. N 033/06/33-369/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2022