Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Неплюевой А.В. - главного специалист-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Ким Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей по доверенности:
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия - Гребенниковой Е.А., Стрельцовой Т.К.,
Общества с ограниченной ответственностью "Водолазная компания подводные технологии" - Тищенко В.А., Фомина А.С.,
Индивидуального предпринимателя Ососова Руслана Руслановича и его представителя - Пасюковой Е.В.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водолазная компания подводные технологии" (далее - Заявитель, Общество) на действия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - Заказчик, Росимущество) при проведении электронного аукциона "Работы по извлечению объекта движимого имущества в пограничной зоне", реестровый номер закупки 0149100004222000013 (далее - Торги, Закупка) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Росимуществом проводились торги, извещение о проведении которых было размещено на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 27 мая 2022 года.
Не согласившись с действиями Заказчика по проведению закупки, Общество 03 июня 2022 года обратилась с жалобой в Мурманское УФАС России.
В обоснование жалобы Заявитель указал, что Заказчик:
1. разместил закупку на полностью идентичные работы, которые ранее были объектом иной закупки, то есть на уже выполненные работы;
2. неправомерно потребовал от участников закупки представить в составе заявки информацию о характеристиках выполняемой работы, соответствующей значениям, установленным Приложением N 1 к извещению;
3. неправомерно в пункте 3.5 проекта контракта прописано, что если выполнение работ приходится на дату с 21 по 31 декабря финансового года включительно, то их оплата производится в очередном финансовом году;
4. неправомерно в пункте 6.3.2 проекта контракта закреплены случаи, при которых ответственность в виде пени не наступает;
5. не установлены размеры соответствующих штрафов для случая, если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, устно представил свои возражения.
Жалоба Заявителя рассмотрена дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Рассматриваемые торги проведены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
1.Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении в ЕИС двух закупок с реестровыми номерами 0149100004222000004 и 0149100004222000013, являющихся идентичными, с одинаковыми объектами закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о контрактной системе в целях настоящего Федерального закона обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 настоящего Федерального закона.
Таким образом, обоснованной является закупка, которая соответствует правилам нормирования закупок и формирования начальной максимальной цены контракта.
Главой 6 Закона о контрактной системе установлен порядок обжалования действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе Федеральная антимонопольная служба и её территориальные органы осуществляют контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учётом части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьёй 19 настоящего Федерального закона; определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Исходя из вышеизложенного, рассмотрение доводов о необоснованности проведения закупки, не относится к компетенции Мурманского УФАС России.
2. Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путём проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по её заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учётом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке (часть 5 статьи 43 Закона о контрактной системе).
Согласно требованиям части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Таким образом, на основании изложенных норм закона можно сделать вывод о том, что при подаче заявки на участие в закупке, где объектом закупки являются работы без поставки товара, участник закупки при подаче заявки на участие в закупке не должен включать информацию о характеристиках выполняемых работ.
Часть 3 статьи 43 Закона о контрактной системе устанавливает, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Заказчиком в ЕИС размещено извещение с приложениями. В приложение N3 к извещению Заказчиком установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а также содержится Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция).
В пунктах с 4 по 6 Инструкции Заказчиком прописано следующее:
- Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендуемой заказчиком, информацию о характеристиках выполняемой работы, соответствующей значениям, установленным Приложением N 1 к извещению.
- При подготовке заявки участник размещения заказа должен исходить из того, что он готовит своё предложение с учётом требований к техническим характеристикам и показателям, установленным в извещении после полного изучения содержания вышеназванного извещения и всех приложений к нему.
- Требуемые параметры, установленные заказчиком, изменяться не могут.
Из содержания Инструкции следует, что Заказчик потребовал от участника закупки включить в состав заявки информацию о характеристиках выполняемой работы, что является нарушением части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Согласно требованию части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключённым по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приёмке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в пункте 3.5 проекта контракта (Приложение N 4 к извещению) предусмотрено, что оплата выполненных работ производится Заказчиком безналичным расчётом в российских рублях в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приёмке выполненных работ.
При этом также указано, что оплата работ, выполнение которых приходится на дату с 21 по 31 декабря финансового года включительно, то их оплата производится в очередном финансовом году.
Комиссия Мурманского УФАС России соглашается с выводом Заявителя о том, что, согласно названному положению контракта, срок оплаты таких работ может превысить 7 рабочих дней.
Следует отметить, что часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе не содержит каких-либо иных исключений, кроме тех, которые прямо предусмотрены в названной статье.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе прописано, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 9 статьи 34 Закона о контрактной системе закрепляет, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Таким образом, на основании указанных норм закона можно сделать вывод, что заказчик может быть освобождён от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Следовательно, по условиям контракта не может быть заранее установленных и определённых оснований освобождения от уплаты неустойки (штрафа, пени).
В пункте 6.3.1. проекта контракта (Приложение N 4 к извещению) установлена ответственность заказчика: "В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе требовать уплату пени в размере 1/300 действующей на день уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательств".
При этом в пункте 6.3.2 проекта контракта прописано, что пункт 6.3.1. Контракта не применим в случае:
- нарушения срока исполнения обязательств по оплате вследствие нарушения УФК по Мурманской области сроков подготовки и оплаты представленных на оплату документов;
- приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах Заказчика;
- при отказе УФК по Мурманской области в оплате представленных документов, вследствие нарушений, допущенных Исполнителем, при подготовке документов на оплату.
Названные выше положения статьи 34 Закона о контрактной системе, устанавливающие ответственность, не предусматривают каких-либо исключений.
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Ранее было отмечено, что согласно требованиям части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила).
Заказчиком условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) включено в раздел 6 проекта контракта (Приложение N 4 к извещению). При этом размеры штрафов в проекте контракта установлены Заказчиком не в соответствии с Правилами: не установлены размеры соответствующих штрафов для случая, если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб.
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водолазная компания подводные технологии" на действия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия при проведении электронного аукциона "Работы по извлечению объекта движимого имущества в пограничной зоне", реестровый номер закупки 0149100004222000013, частично обоснованной.
2. Признать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия нарушившим часть 3 статьи 43, часть 5, часть 8, часть 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: А. В. Неплюева
Е.В. Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 10 июня 2022 г. N 051/06/106-308/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2022