рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "Березниковская стоматологическая поликлиника" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Малахит" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку расходных пломбировочных материалов на 2022 год, лот 2 (изв.N 0356300122821000087),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300122821000087 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку расходных пломбировочных материалов на 2022 год, лот 2. Начальная (максимальная) цена контракта - 299 231,25 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
25.01.2022 г. между Заказчиком и ООО "Малахит" (далее - Поставщик) заключен контракт на поставку расходных пломбировочных материалов на 2022 год, лот 2 на сумму 234 883,84 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 19.04.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить расходные пломбировочные материалы (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.2. Количество, ассортимент и требования к поставляемому товару определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала поставки товара: С даты заключения Контракта
1.4. Срок окончания поставки товара: Не позднее 31.10.2022 г.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом;
4.1.2. Требовать от Поставщика своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки, а также в течение гарантийного срока (при его установлении);
4.1.3. Проверять ход и качество исполнения Поставщиком условий настоящего Контракта без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность Поставщика;
4.1.4. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы поставленного товара (партии товара);
4.1.5. Отказаться от приемки и оплаты товара, не соответствующего условиям Контракта;
4.1.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
4.1.7. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу поставленного Товара (партии товара) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.2. Заказчик обязан:
4.2.1. Обеспечить приемку поставленного товара (партии товара) в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом;
4.2.2. Произвести оплату поставленного и принятого товара (партии товара) в порядке и сроки, установленные Контрактом;
4.2.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем;
4.2.4. Провести экспертизу поставленного товара для проверки его соответствия условиям Контракта в соответствии с Законом о контрактной системе;
4.2.5. Требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Контрактом.
4.3. Поставщик вправе:
4.3.1. Требовать своевременной приемки товара в порядке и в сроки, предусмотренные Контрактом;
4.3.2. Требовать своевременной оплаты принятого товара в соответствии с условиями Контракта;
4.3.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
4.4. Поставщик обязан:
4.4.1. Уведомить Заказчика о планируемой поставке товара не позднее, чем за один день;
4.4.2. Поставить товар (партию товара), соответствующий требованиям Контракта и приложениями к нему, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;
4.4.3. При поставке товара (партии товар) передать Заказчику документы в соответствии с настоящим Контрактом, а также иные документы, обязательные для данного вида товара в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4.4.4. Поставить товар в таре и упаковке, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
4.4.5. Устранять своими силами и за свой счет допущенные недостатки при поставке товара (партии товара) в течение трех рабочих дней с даты получения требования Заказчика;
4.4.6. Предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта;
4.4.7. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
4.4.8. Представить Заказчику сведения об изменении своих реквизитов, адреса своего местонахождения в срок не позднее 3 рабочих дней со дня соответствующего изменения;
4.4.9. Производить замену товара ненадлежащего качества, допоставку товара (партии Товара) по количеству и (или) ассортименту в срок, установленный в мотивированном отказе от подписания документа о приемке;
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.2.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем;
7.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. если в ходе исполнения Контракта информация о Поставщике, в том числе информация о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что в 11.02.2022 г. в адрес Поставщика была направлена письменная заявка на поставку пломбировочного материала. Вместе с тем, ответа на заявку не последовало. 17.02.2022 г. в адрес Поставщика было направлено письмо с напоминанием о необходимости поставки товара. 22.02.2022 г. заявка была направлена повторно. 15.03.2022 г. в адрес Поставщика была направлена претензия о неисполнении договора на поставку пломбировочного материала.
Поскольку на 19.04.2022 г. поставка товара по заявке не осуществлена Поставщиком, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В тот же день указанное решение размещено в ЕИС в разделе "Дополнительная информация о контрактах". 21.04.2022 г. указанное решение направлено в адрес Поставщика посредством электронной почты.
Поскольку решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 19.04.2022 г., то порядок его принятия, размещения в ЕИС, направления Подрядчику регламентирован п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 360).
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 ФЗ N 360 с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках), статьей 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона о закупках особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 Закона о закупках, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Как указал Заказчик в обращении 23.05.2022 в адрес Заказчика вернулось письмо с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта с отметкой о невручении адресату. 25.05.2022 г. решение об одностороннем отказе вступило в силу.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 03.06.2022 г.
Вместе с тем, согласно информации размещенной в ЕИС контракт переведен в статус "Исполнение прекращено" 26.05.2022 г.
Таким образом, поскольку Заказчиком нарушена процедура расторжения контракта в части несоблюдения срока на вступление в силу решения об одностороннем отказе, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия считает нужным отметить, что нарушение порядка расторжения контракта, допущенное Заказчиком не позволяет Поставщику реализовать законное право на устранение нарушений условий контракта, предусмотренное ч. 14 ст. 95 Закона о закупках.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ООО "Малахит", в их совокупности и взаимосвязи, пришла к выводу о том, что сведения об ООО "Малахит" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку нарушение, допущенное Заказчиком, лишает ООО "Малахит" права на устранение нарушений условий контракта в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Малахит" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Малахит" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 июня 2022 г. N РНП-59-260
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2022